журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Городские послания

И. Абель
сокращённая версия


Мода на граффити с опозданием почти на полвека добралась и до России. И теперь, если судить по московским улицам, дворам и подворотням, в городе почти нет такого уголка, где бы не было что-то написано и нарисовано самодеятельными художниками.



Как часто бывает, нынешние граффити - это повторение уже пройденного кем-то другим, в иное время и в иных житейских обстоятельствах. Надписи на заборах спортивного или лирического содержания теперь соседствуют с политическими или шовинистическими лозунгами. Персонифицированные тексты типа «Здесь был я» сменили надписи на английском, нанесенные с помощью распылителя. Реже встречаются рисунки, напоминающие глюки. И уж совсем редки картины, отмеченные авторским видением, талантом и потому оригинальные. Граффити появляются везде, куда бросают взгляд рисовальщики. Традиционно это стены домов, бойлерные, заборы. Но встречается и нечто экзотическое, например газетные киоски, грузовики, стены тоннелей, вагоны метро, витрины магазинов, закрытых на ремонт, городские автостоянки.
Считается, что за всем этим по-своему самодостаточным творчеством кроется протест против унылого облика города. Несомненно, грязно-белые стены и заборы утомляют зрение, особенно осенью и зимой. К тому же вся цветовая гамма мегаполиса, если говорить о сложившейся застройке, выглядит достаточно уныло, причем не только в спальных районах на окраинах, но и в центре. Даже если среди всей этой блеклости вдруг появляется здание, отличающееся от других строений и по архитектуре, и по отделке, общая картина практически не меняется. Наоборот, психологи ческий дискомфорт ощущается еще сильнее. И это, конечно, в определенной степени провоцирует экстремальное народное творчество. Однако граффити можно увидеть и на недавно построенных домах, если они не огорожены забором, и на свежевыкрашенных плоскостях. Поэтому тезис о том, что молодые люди, рисующие граффити на всем, что попадается под руку, таким образом борются против безликости городской среды, не выдерживает критики. Если здесь и присутствует протест, то лишь в малой степени касающийся облика города. Для рисовальщика гораздо важнее само послание городу, его жителям, напоминание о своем присутствии, в чем-то и вызов, и предупреждение. По существу это хулиганство или проявление агрессии, хотя сам исполнитель расценивает свои действия как игру, приключение.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.