журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Дворец из грунта


С. Мунтяну, член президиума Союза архитекторов Молдовы
полная версия


После 25 лет реставрационных работ Приоратский дворец в городе Гатчина вновь открыл свои двери для посетителей. Он значительно отличается от множества других дворцов, расположенных в живописных окрестностях Петербурга, не только своим архитектурным обликом, но и способом строительства. В прошлой и современной истории России это единственный образец грунтового строительства, выполненного по поручению первого лица государства. Название же самого дворца - Приоратский - восходит к старинному монастырскому и рыцарскому должностному чину.
Гатчина расположена в 40 километрах к югу от Санкт-Петербурга. Здесь, в огромном, разбитом на болотах парке, находится построенный из грунта Приоратский дворец. В 1798 году император Павел I принял титул Великого магистра - главы духовного рыцарского ордена Иоанна Иерусалимского. История перенесения резиденции Ордена с Мальты в Россию связана с событиями в революционной Франции и занятием острова ее войсками. Российский император пожелал, чтобы в его любимой Гатчине появился дворец для находившегося тогда в эмиграции принца Конде - приора рыцарского ордена.
Проектирование дворца поручили архитектору Николаю Львову, человеку энциклопедических знаний, передовых устремлений и большого опыта. Архитектор, художник, поэт, композитор, переводчик, инженер, химик, геолог... Можно и далее перечислять его достоинства. И это не просто перечень профессий. Каждая грань его деятельности - значительная веха в истории поступательного развития России. Как архитектор Львов, по самым скромным подсчетам, запроектировал и построил более 30 зданий и сооружений различного назначения. Все дошедшие до нас постройки ценятся как замечательные архитектурные памятники классицизма. Но сегодня мы остановимся на довольно редком даже по мировым меркам аспекте его архитектурной деятельности - строительстве из грунта.
Как известно, Санкт-Петербург и его пригороды построены среди лесов, болот, рек и озер поймы Невы. Не является исключением и Гатчина. Когда пришла пора выбирать место под строительство дворца, при дворе начались многочисленные интриги. В результате было выбрано болото возле Черного озера - на первый взгляд, одно из самых неудачных мест в округе. Но отказаться от высочайшего поручения было невозможно, и Николай Львов приступил к работе. Чтобы осушить площадку, пришлось прокопать множество рвов и канав. Из вынутого грунта образовалась возвышенность, которая и стала местом для возведения дворца. Его строительство началось летом 1798 года и было завершено всего за три месяца. 15 января 1799 года Гатчинское городовое правление приняло законченный дворец, а следующим летом его полностью меблировали.
Дворец состоит из пяти разных по высоте объемов, однако об архитектурном разнобое нет и речи. Композиция отмечена исключительным стилевым единством и продуманностью каждой детали. Всем архитектурным формам Н. Львов стремился придать монументальность и законченность.
Благодаря компактности здания и его природному окружению создается иллюзия, будто оно находится на островке, что образно перекликалось с Мальтой. В облике дворца явно прослеживается влияние характерной для Европы фортификационной архитектуры, редко использовавшейся в России. Тем самым автор еще раз подчеркнул особое предназначение этого строения. Главный, западный, фасад дворца, объединенный с каменной стеной, обращен к Черному озеру. Примечательно, что он не только зрительно, но и функционально связан с озером: в подпорной стене сделан проем - вход на маленькую пристань. Особый интерес представляет башня, сложенная из парицкого камня (местный вид известняка). В восьмигранный 17-метровый объем со стенами толщиной более 70 см вписана винтовая лестница, состоящая из 88 ступеней. По ней поднимались на верхний ярус, откуда открывалась панорама Приоратского и Дворцового парков.
В юго-восточном углу ограды Приората находится небольшое здание, частично заглубленное в земляной склон. Разновысотность двухскатных кровель показывает, что оно состоит из двух объемов. Действительно, имеющее общие стены и вход строение состоит из двух помещений - кухни и служб. Как во многих загородных павильонах того времени, пища готовилась в отдельно стоящих зданиях, а разогревалась непосредственно перед подачей в кухне на первом этаже Приората. Архитектурная одаренность Львова проявилась и в этой сугубо утилитарной постройке. Ее габариты рассчитаны так, что она зрительно усиливает масштабность дворца. В цветовом решении ансамбля преобладают белые стены и темные кровли. На фоне водного зеркала и темной зелени леса дворец смотрелся ярко и необычно, поскольку по богатству цветовой палитры намного превосходил современные ему здания. Сверкали позолотой шары и флюгеры на крышах, яркой окраске кровель отвечала черепица, уложенная поверх ограды. Опоясывающая дворец дорожка из красного толченогo кирпича оттеняла белизну стен. Возможно, такое колористическое решение Н. Львову подсказало облачение рыцарей и монахов Мальтийского ордена, в котором белый, красный и черный цвета были традиционными. Во всяком случае их сочетание придавало ансамблю возвышенность и выделяло его на фоне природного окружения.
Такова его архитектура. Теперь рассмотрим особенности производства и использования строительного материала. Сам дворец, окружающая его стена и кухня построены с применением грунта в качестве строительного материала. Этот факт уникален, поскольку история архитектуры и строительства не знает других примеров применения такого материала в подобных климатических условиях и для столь парадного сооружения. В этой статье еще не раз придется употреблять понятие «уникальность» - такова природа и дух всего, к чему прикасался гений Николая Львова.
Стены дворца выполнены в технике «глинобит». Это специально подготовленный грунт, утрамбованный в деревянной опалубке. Ограда, сторожки у ворот и частично внутренние стены дворца сложены из земляного камня, который также производили методом набивки в деревянной опалубке. Камни имели размер 15 х 30 см. В кладке изгороди они скреплены обычной известью.
Выбранный вид строительства не был прихотью заказчика или капризом архитектора. К тому времени Н. Львов был одним из наиболее активных и последовательных проповедников земляного строительства, стремясь широко внедрить его в практику. С этой целью он даже организовал под Павловском школу, где крестьяне обучались землебитному строительству. Подобную школу он открыл и у себя в имении. За шесть лет там обучились строить дома из грунта более 800 крестьян, присланных из разных губерний.
Самым лучшим способом убедить всех в достоинствах этого материала было применение его при выполнении «высочайшего заказа» - строительстве царской резиденции. Однако, чтобы получить такой шанс, пришлось немало потрудиться. В 1797 году для обретения опыта и обучения строителей вблизи Павловска по проекту Львова строят землебитную «хижину». Здесь, преодолевая непонимание и насмешки, из материала, в буквальном смысле лежащего под ногами, возводят настоящие стены настоящего дома. Затем проводится публичный опыт в Гатчине, где всего за несколько дней строят землебитную стену. Говорят, что придворные дамы пытались продырявить ее зонтиками, а офицеры - разрушить саблями. Стена выдержала натиск физический, а Львов - моральный. Без задержек и бюрократической казуистики он получил разрешение на реализацию своего смелого замысла.
Архитектор подобрал такой состав грунтовой смеси, что и сегодня по прочности она может соперничать с традиционными видами бетонов. В нее входили гравий с размерами частиц 3-7 мм (4%), песок (58%), пыль, т.е. мелкая земля (20%), и глина (18%). Органические примеси не добавлялись. Прочность такого строительного материала через 20-30 лет после возведения здания составляла 10-12 кг/кв.см. Примечательно, что ученые всего мира, ведущие систематические научные исследования в этой области с 40-х годов ХХ века, определяют такой состав как оптимальный. Уместно напомнить, что в конце XVIII столетия подобных изысканий никто не проводил.
Фундамент дворца сложен из известкового камня на известковом растворе и заглублен в грунт на два метра. Каменный цоколь над ним образует пояс, который доходит до начала оконных проемов. Сверху в качестве гидроизоляции проложен слой смешанной с соломой глины, которая до сих пор не утеряла своих замечательных свойств. Выше идут стены, которые изготовлялись методом послойной набивки: землю насыпали в передвижную деревянную опалубку слоями не более 16 см, а затем трамбовали ручными трамбовками. В результате слой значительно уменьшался в объеме и уплотнялся. Затем его покрывали известью. Прослойка из измельченного кирпича толщиной до 6 мм служила основанием для следующего слоя. Такие стены поднимались до высоты двух этажей (около 8,5 м). Их толщина не была одинаковой по всей высоте. На уровне подоконника первого этажа она составляла 78 см, а на уровне подоконника второго - 62.
«Все строение, - писал Львов, - сделано из чистой земли, без всякой примеси и без всякой другой связи, кроме полов и потолка, особым образом для того устроенных... Главный корпус, сверх фундамента, построен весь из земли, набитой в переносные станки, ни снутри, ни снаружи (кроме окон) не оштукатурен, а затерт только по земле скипидарною водою». Как следует из этих слов, гениальный архитектор был настолько уверен в надежности своего строения, что даже не стал штукатурить стены дворца или дополнительно защищать их каким-либо другим способом. Так они и простояли до 1887 года, когда их впервые оштукатурили. Штукатурка была нанесена по дранке, прибитой к земляным стенам большими коваными гвоздями.
Время не нанесло дворцу серьезного ущерба. В немалой степени этому способствовал выбор материала, который с годами становится только прочнее. В дни Великой Отечественной войны землебитные строения выстояли под артобстрелами и бомбежками, хотя от снарядов и авиабомб рушились даже массивные каменные постройки.
Николай Львов в свое время писал: «Земляное битое строение, как для удобности в постройке, так и для прочности своей, требует почти особого рода архитектуры, хотя простой, но в простоте своей довольно красивой и прочной». Справедливость этих слов полностью подтвердилась: Приоратский дворец, образец высокой простоты и подлинной красоты, несмотря на непритязательность материала, простоял более двух веков и наконец дождался своего возрождения.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.