журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Премия Ага Хана в области архитектуры за 2004 год


сокращенная версия


Начальная школа Гандо, Буркина-Фасо

Описание
Эта школа появилась благодаря стремлению архитектора Диебедо Франсиса Кере улучшить условия жизни в своей родной деревне. Он не только спроектировал здание школы и нашел средства для ее строительства, но и добился поддержки правительства своей страны в деле обучения населения методам строительства, предполагающим использование местных материалов. Кроме того, опираясь на крепкие традиции общины, основанные на чувстве солидарности, он привлек всех жителей деревни к строительству школы для их детей.
Деревня Гандо, в которой проживают три тысячи человек, раскинулась на южных равнинах Буркина-Фасо, примерно в 200 километрах от столицы Уагадугу. Диебедо Франсис Кере - первый житель Гандо, учившийся за границей, - убежден, что образование является краеугольным камнем дальнейшего развития его народа. Еще будучи студентом архитектурного факультета в Берлине, он поставил перед собой задачу построить в своей деревне школу и при поддержке друзей в Германии учредил ассоциацию по сбору средств, получившую название «Шульбауштайне фюр Гандо» («Кирпичи для строительства школы в Гандо»). Благодаря успешной деятельности ассоциации были собраны необходимые средства. Затем Кере заручился поддержкой правительственной организации ЛОКОМАТ в подготовке каменщиков, владеющих техникой работы с прессованной стабилизированной глиной. Строительство школы началось в октябре 2000 года, и все жители деревни, включая детей, приняли в нем активное участие. По завершении строительства школы в июле 2001 года началось возведение жилых помещений для местных учителей, основанное на аналогичных технологических принципах.
В основу проекта школы были заложены принципы, предполагающие обеспечение необходимого комфорта в местных климатических условиях при использовании дешевой конструкции, преимущественно местных материалов и возможностей общины деревни, а также простых методов адаптации технологий, применяющихся в промышленно развитых странах. Этот проект был также призван повысить осведомленность местного населения о достоинствах традиционных материалов.
Климатические условия в значительной степени определили форму и материал здания школы. Три аудитории расположены вдоль одной линии и разделены наружными крытыми площадками, которые можно использовать для обучения или игр. В конструкцию входят традиционные несущие стены, изготовленные из стабилизированной и спрессованной в блоки глины. Потолок, также сделанный из прессованных глиняных блоков и поддерживаемый поперечными стальными балками, по всей ширине пересекают бетонные перекладины. Комфортная температура внутри помещений обеспечивается благодаря широкой выступающей крыше из гофрированного железа, затеняющей фасады. Крыша приподнята на стропильных фермах, что позволяет воздуху свободно циркулировать между крышей, потолком и глиняными блоками стен, которые играют роль теплоизоляции и не дают нагреваться воздуху в помещениях.
Форма крыши была продиктована практическими соображениями: транспортировать издалека крупные детали не было возможности, а использовать подъемные средства, например краны, было экономически невыгодно. Поэтому архитектор разработал технологию, в соответствии с которой для создания легких ферм были использованы обычные стальные балки, которые затем покрыли листами гофрированного железа. Все, что было необходимо, - это научить жителей деревни пользоваться ножовкой и сварочным аппаратом.
Все участники данного проекта - местные жители, поэтому навыки, приобретенные ими за время работы, впоследствии могут быть применены при возведении других построек в деревне Гандо или других населенных пунктах. То, как община Гандо сумела организоваться, послужило примером для соседних деревень, которые впоследствии общими усилиями построили свои собственные школы. Местные власти также признали достоинства этого проекта: они не только обеспечили и оплатили штат преподавателей, но и способствовали привлечению обученной молодежи к реализации городских государственных проектов, в которых используется аналогичная техника строительства.


Заключение Жюри
Проект удостоен Премии за элегантность и четкость архитектурного исполнения, достигнутые с использованием самых скромных средств и материалов, и за способность к трансформации. Строительство школы в отдаленном селении БуркинаФасо стало возможным благодаря дальновидности и упорству Диебедо Франсиса Кере, сумевшего объединить общину своей деревни для достижения общей цели. Будучи первым человеком в Гандо, получившим доступ к высшему образованию, он еще в годы учебы в Берлине решил спроектировать и построить в своей деревне школу. Найдя в Германии при помощи своих сторонников средства на приобретение строительных материалов, он мобилизовал жителей деревни на ее строительство. В результате была создана элегантная изящная постройка, гармонирующая с окружающим пространством, при возведении которой были учтены практические и творческие аспекты. Начальная школа в Гандо вселяет чувство гордости и надежды в жителей деревни и закладывает основы для дальнейшего развития общины.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.