журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Приспособление комплексов-памятников историко-архитектурного заповедника «Ичан-Кала» для современных нужд

Арифджан Салимов, кандидат архитектуры, доцент кафедры «История и теория архитектуры» Ташкентского архитектурно-строительного института
полная версия

На территории заповедника «Ичан-Кала» вблизи западных ворот Ата-Дарваза находится двухэтажное медресе Мухаммед-Амин-хана, построенное в 1852-1855 годах. Это значительное по размерам здание с прекрасным порталом и большим минаретом, известным как Кальта-Минар (недостроенный минарет). Он был задуман как высочайший минарет не только в Центральной Азии, но и на всем мусульманском Востоке. Его высота в настоящем виде равна 26 метрам, диаметр у основания 14,2 метра. Здание медресе расположено на стилобате, на втором его этаже по всем фасадам проходит аркада лоджий. По углам возвышаются характерные для Хивы башенки с проемами, поясами из глазурованного кирпича, с куполами, облицованными глазурованной керамической плиткой.
Рядом примерно в те же годы было построено медресе Матнияз-Диван-беги. Оно уступает медресе Мухаммед-Амин-хана по размерам и декору, однако гармоничные фасады этого здания с подчеркнутым пештаком - входом, обращенным к боковому фасаду медресе Мухаммед-Амин-хана, служат одним из примеров удачного решения культовой постройки с использованием мотивов народного зодчества.
Согласно заданию на проектирование, выданному Узбекским республиканским советом по туризму и экскурсиям, авторский коллектив (кандидат архитектуры В. Филимонов, архитекторы Г. Годлин, В. Махмудов, А. Салимов, инженеры Е. Гордиенко, С. Славинская и другие) разработал проект реконструкции медресе Мухаммед-Амин-хан и Матнияз-Диван-беги под туристический комплекс с гостиницей на 210 мест и рестораном на 230 мест соответственно.
При разработке проекта реконструкции медресе Мухаммед-Амин-хана его авторы старались по возможности не нарушить существующую планировочную структуру здания. Кабинеты администрации и хозяйственные помещения размещены во входной группе. Вестибюль и кулуары первого этажа планировочно увязаны с гостиничными номерами и внутренним двором, где расположена чайхана на 50 мест. Все номера первого этажа имеют выход во внутренний прямоугольный двор. Связь с номерами на втором этаже организована по существующей галерее с четырьмя лестницами, выходящими во внутренний двор. Каждый номер второго этажа имеет выход на лоджию.
Входные резные двери портала реставрированы народными хивинскими мастерами. Естественное освещение обеспечено за счет существующих оконных и дверных проемов. Вентиляция всех помещений гостиницы осуществляется через оборудованные вентиляторами объединенные вентиляционные каналы, представляющие собой армоцементные короба с утеплителем. В интерьерах предусмотрено декоративное оформление в национальном стиле: решетки «панджара», резьба по ганчу (материал, получаемый из породы, содержащей гипс и глину; 
проходя сложную обработку, он превращается в пластичную, быстро схватывающуюся массу), чеканные литые ручки из бронзы, чеканные светильники. Здание гостиницы обеспечено комплексом необходимого инженерного оборудования.
Медресе Матнияз-Диван-беги реконструировано под ресторан. Вестибюльная группа, банкетный и торговый залы расположены в пределах здания медресе, а заготовочные, моечные помещения и кондитерский цех вынесены в пристройку. К пристройке с западной стороны примыкает площадка летнего ресторана, планировочно увязанная с декоративным бассейном с подсветкой водной глади. Столики летнего ресторана затенены виноградом по штакетнику из металлических труб. 
Торговый зал образован из внутреннего дворика, перекрытого по абрису парапета и двух пештаков металлическими фермами с подвесным потолком. Конструкции потолка опираются на металлические колонны, облицованные резным мрамором в стиле хорезмского зодчества. В вестибюльной группе, банкетном и торговом залах применена типовая осветительная арматура, отделанная чеканкой по меди с национальным орнаментом. 
Перед торговыми точками - буфетом, самоварной, шашлычной и кафе-мороженым - устроена пергола, опирающаяся на пилоны. Внутреннее убранство ресторана по отделке и приемам пластического решения поверхностей стен во многом перекликается с интерьерами гостиницы. Полы вестибюльной группы по рисунку и выполнению идентичны полам торгового зала и заканчиваются данданой (поставленные на ребро кирпичи). Средняя часть пола выложена кирпичами плашмя, с широкими полосами цветного цемента между ними, образуя современный рисунок. Вообще сочетание форм старой архитектуры с новыми отделочными материалами, осветительной арматурой и т.д. - основной принцип решения интерьеров ресторана. Потолок ресторана - подвесной из вассы (деревянные полуцилиндрические планки), в кессонах в шахматном порядке располагаются светильники дневного света, закрытые декоративными решетками.
На возвышении находятся низкие столики с сиденьями по периметру, а в центральной части зала расположено типовое торговое оборудование. Стены торгового зала в основном оставлены в изначальном виде, лишь отдельные их участки подвергнуты реставрации. Интерьер дополняют декоративные элементы в национальном стиле - чеканные ляганы (подносы) и декоративные решетки из литого стекла, - делающие его праздничным и торжественным.
Конструктивная часть перекрытия решена из неразрезных пересекающихся металлических балок, опирающихся в восьми точках на колонны, по контуру связанные между собой. Перекрытие выполнено из металлических профилированных листов по металлическим прогонам, к которым, в свою очередь, крепится конструкция подвесного потолка, выполненного из профилированных алюминиевых листов. Все деревянные элементы подвесного потолка перед монтажом были пропитаны специальным составом, препятствующим возгоранию. Обслуживание светильников производится снизу при помощи автономной телескопической установки.
Здание пристройки решено в монолитном каркасе, огражденном кирпичными стенами. Фундамент - монолитный железобетонный; перекрытие - сборный железобетон действующей серии; перегородки - армированные стенки в один кирпич; оконные проемы - индивидуальные, дверные соответствуют ГОСТу.
В благоустройстве территории применены методы и приемы, характерные для Хивы: устройство цветников с бордюрами из облицовочного кирпича с вертикальной расшивкой швов, создание розариев и садово-парковых альпинариев. Дворы медресе максимально озеленены.
Специалистами института «УзНИПИреставрация» накоплен большой опыт в реставрации и приспособлении памятников архитектуры. Одна из последних осуществленных работ - реконструкция и приспособление караван-сарая Алла-Кулихана, который и по сей день является важным элементом в планировочной структуре заповедника «Ичан-Кала».
Авторы проекта (архитектор Б. Эрмаматов, инженер Л. Урман), сох-ранив объемно-планировочный, пространственный и архитектур¬но-художественный образ зда¬ния, все его ценные в архитектурном и конструктивном отношении особенности, приспособили памятник под яр¬марку изделий на¬родных промыслов.
Здание караван-сарая Алла-Кулихана, имеющее в плане прямоугольную форму, с выступами башен-гульдаста по четырем углам, было построено в 1832-1833 годах. Продольная его ось ориентирована в направлении юг-север и подчеркнута с юга входным порталом и проездом - дарвазаханой с двумя куполами на ложносферических парусах. Южный и северный дворовые фасады дополнены скромными порталами, северный, ложный, включает две рядовые худжры (помещения). Уровень центра двора несколько понижен: сюда ставили под разгрузку вьючных животных. По периметру двора в два этажа идут аркады худжр; нижние использовались под склады, в верхних останавливались приезжие купцы. Большинство худжр прямоугольные в плане, в углах размещаются восемь квадратных худжр, входы в которые организованы диагональными проходами из скосов двора, оформленных полувосьмигранными нишами. 104 худжры, перекрытые куполами «балхи», компоновались в два этажа вокруг двора, 24 выходили на главный фасад. 
Проектом предусмотрено перекрытие двора пространственной решетчатой конструкцией типа «Кисловодск», опирающейся на 12 колонн с шагом 9 х 18 х 9 метров в одном направлении, 18 х 18 метров - в другом. 
В соответствии с проектом к главному фасаду пристроен тим (торговый купол), в ходе возведения которого мастера разобрали выходившие на фасад худжры второго этажа, чтобы опереть купол на стену караван-сарая. Худжры нижнего яруса, служившие лавками, открывавшимися на улицу, включены в композицию тима и сохранили свое назначение. В связи с технологической необходимостью на первом этаже между худжрами пробиты дополнительные проемы.
Для удобства посетителей и продавцов в местах, где запроектированы главные и служебные лестницы, загрузочные помещения и площадки, дверные проемы расширены. Над прорубленными и расширенными проемами установлены металлические перемычки. Обновлены дверные блоки, установлены фрамуги, на уровне галереи второго этажа запроекти¬рованы пешеходные мостики, под¬вешенные к элементам перекрытия. 
В центре торгового зала для создания благоприятного микроклимата в летний период сооружен декоративный фонтан, рядом установлены скамьи для отдыха посетителей.
Здание караван-сарая практически лишено декора: поверхность фасадов сплошь покрывает глино-саманная штукатурка, во дворе осуществлена грубая побелка по ганчевой штукатурке.
Здание обеспечено всем комплексом инженерно-технического оборудования (водопровод, канализация, электроснабжение, телефонизация и радиофикация, пожарно-охранная сигнализация и др.) в соответствии с существующими требованиями.
Караван-сарай Алла-Кулихана - главный торговый узел города. В худжрах организована круглогодичная торговля, а в воскресные дни на территории перекрытого двора работает ярмарка, загрузка которой осуществляется с северной стороны постройки.
Функция торгового учреждения полностью соответствует объемно-пространственной и архитектур¬но-планировочной структуре прекрасного творения зодчества XIX века и его изначальному предназначению. Такое его использование как нельзя лучше отвечает требованиям сохранения памятника архитектуры и его включения в современную жизнь.
Приспособление медресе Мухаммад Амин Инак (XVIII век) под Дом бракосочетаний (авторы проекта архитектор А. Кабулов, инженер Л. Урман) также осуществлено на основе научно обоснованного подхода. 
Летний двор медресе перекрыт легкими стальными конструкциями. Конструктивная часть перекрытия (на четырех колоннах), подвесной потолок и система освещения решены аналогично описанным выше для проекта приспособления медресе Матнияз-Диван-беги.
Стены зала торжественной регистрации брака в основном оставлены в первозданном виде, отреставрированы лишь отдельные их участки. Оформление интерьера дополняют элементы художественного декора - чеканные ляганы, декоративные решетки из литого стекла и др. 
Входная часть медресе расширена и преобразована в вестибюль, в худжрах размещены кабинеты для приема заявлений, комнаты для невест и женихов, банкетный зал, кабинеты администратора и обслуживающего персонала, архив, подсобные службы. 
Эксплуатация караван-сарая Алла-Кулихана и медресе Мухаммад Амин Инак в новом качестве со временем потребует более развитой инфраструктуры, в том числе для развивающейся туристической отрасли. Комплексный подход к решению этих вопросов заложен в генеральном плане реконструкции историко-архитектурного заповедника «Ичан-Кала».

Реконструкция медресе Мухаммед-Амин-хана, Матнияз-Диван-беги и Мухаммад Амин Инак, караван-сарая Алла-Кулихана является одним из первых в Центральной Азии примеров использования памятников древнего зодчества и старого строительного фонда для целей сегодняшнего дня и одновременно - продления жизни и срока службы этих сооружений.
© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.