журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Архитектурная бионика в XXI веке

Д. Козлов
сокращенная версия


Начало XXI века в архитектуре ознаменовалось возвращением интереса к сложным криволинейным формам, подчас напоминающим формы живой природы, а иногда и способным к трансформациям.
Неслучайно темой Венецианской архитектурной биеннале 2004 года был выбран термин «Метаморфозы». Возрождается, уже на новом уровне, и органическая архитектура, своими корнями уходящая в конец XIX - начало XX века, к творчеству Л. Салливена и Ф.Л. Райта, провозгласивших, что архитектурная форма определяется, как и в живой природе, функцией и развивается как бы «изнутри наружу».

К настоящему времени в архитектуре сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, стремительное развитие технологий строительства, теорий расчета конструкций, производства новых материалов, систем компьютерного проектирования, а с другой - все тот же человек (архитектор, заказчик, будущий потребитель), возможности которого формально ограничены лишь бюджетом и фантазией, а фактически - отсутствием какой-либо творческой концепции, объединяющей человека, технику и окружающую среду. В этой ситуации архитекторы поневоле обратили свои взоры к живой природе и вспомнили, казалось бы, давно забытое, а многими и осмеянное словосочетание «архитектурная бионика». Вспомнили именно словосочетание или, точнее, бренд, и на страницах журналов, на выставках, в Интернете замелькали проекты, в которых «бионика» проявляется лишь в нагромождении самым причудливым образом изогнутых линий и поверхностей. Видимо, авторы этих проектов искренне считают, что чем более искривлена форма, тем она ближе к природной. В результате получаются те же постмодернистские кубики, но только в профиль.
Объединяющие, синтезирующие, мировоззренческие системы невозможно создать как бы между делом, не прилагая серьезных и системати ческих усилий. И пропасть между технологическими возможностями и реальной архитектурной действительностью преодолеть не так просто. Сегодня обращение к органической и бионической архи

К началу 1980-х годов благодаря многолетним усилиям коллектива специалистов ЦНИЭЛАБ архитектурная бионика окончательно сложилась как новое направление в архитектурной науке и практике. Лаборатория архитектурной бионики сначала в составе ЦНИИТИА-ВНИИТАГ (до 1988), а затем в составе ЦНИИЭП жилища просуществовала до начала 1990-х годов. За эти годы вокруг лаборатории возникла целая плеяда талантливых ученых, архитекторов, инженеров и дизайнеров. Были созданы многочисленные архитектурные проекты, проведены испытания новых конструкций, написаны и опубликованы сотни статей, организованы десятки выставок, в том числе и международных, вышло несколько книг, включая итоговую монографию «Архитектурная бионика» - совместный труд большого международного коллектива авторов под общей редакцией Ю.С. Лебедева (1990).
Архитектурная бионика сегодня, в начале XXI века, приобретает особое значение, так как рассматривает в совокупности систему «живая природа (среда) - архитектура (техника) - человек», благодаря чему социальная и техническая сферы получают возможность развиваться в гармоническом единстве с окружающей природой.
Полученные за три десятилетия результаты архитектурно-бионических исследований позволяют ставить чрезвычайно важные, принципиальные проблемы по-новому. Известно, что для решения всего объема инженерных, социально-функциональных и художественноэстетических задач архитектуры необходим комплексный научнохудожественный подход. И здесь бионический метод может обогатить творческий метод архитекторов не только «инженерными патентами » живой природы, что само по себе уже немало, не только многообразием пространственных форм, но и созвучными человеческой душе гармоническими образами, восходящими к вечной красоте природы.
Метод архитектурной бионики в отличие от чисто количественных, математических методов соединяет в одно целое абстрактное и конкретное - математические законы формы и ее эмоциональный образ, утилитарное и эстетическое. Он создает потенциальную основу для синтеза науки и искусства, что позволяет эффективно решать практические вопросы архитектуры.
В результате многолетних теоретических и экспериментально-проектных работ лаборатории Ю.С. Лебедева сложились основные направления развития архитектурной бионики как науки и творческого метода:
- основные теоретические положения;
- методология научно-исследовательской работы и методика архитектурно- бионического моделирования;
- история использования форм живой природы в архитектурной практике, в том числе в народном зодчестве;
- проблемы формообразования живой природы;
- вопросы обеспечения жизнедеятельности живых систем, термодинамические факторы;
- явления природной стандартизации и унификации;
- проблема использования в архитектуре природных проявлений гармонии - пластики, пропорций, ритмов, симметрии-асимметрии, тектоники, колористики и т.д.;
- исследование тектонических форм живой природы, принципов их трансформации и способности природных конструкций накапливать упругую энергию;
- вопросы гармоничного формирования архитектурно-природной среды (экологический аспект архитектурной бионики) [2]. Каждое из направлений архитектурной бионики имеет относительно самостоятельное значение, однако все они нацелены на решение единой задачи совершенствования архитектурных форм, их гармонизацию. Основополагающим в архитектурной бионике является исследование взаимодействия функции и формы (содержания и формы), включая рассмотрение взаимодействия формы как объекта и окружающей среды.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.