журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Автор картины «В.И. Баженов в кругу семьи» - неизвестный художник или знаменитый архитектор?

Г. Наумкин
сокращенная версия


Картина «В.И. Баженов в кругу семьи», традиционно приписываемая кисти его соратника Ивана Некрасова, является единственным известным живописным изображением гениального зодчего, яркого представителя русской культуры XVIII века, одного из основоположников русского классицизма.
На основании этого изображения исследователи делают выводы о внешности и характере Василия Ивановича Баженова.
Известен также эскиз, выполненный самим Баженовым, на котором изображены он сам и члены его семьи. Считается, что этот эскиз послужил основой для картины. Однако образы персонажей картины и эскиза настолько отличаются друг от друга, что возникает сомнение в справедливости такой точки зрения.
Между картиной и эскизом не существует композиционного и образного соответствия. На картине изображения персонажей воспринимаются как отдельные портреты, объединенные на одном полотне в семейный сюжет. Это позволяет предположить, что они были скопированы с уже существовавших портретов. С другой стороны, возникает вопрос: зачем вообще В.И. Баженову понадобилось делать эскиз? Ведь проще было бы выполнить набросок композиции картины. Какой смысл делать эскиз, который не мог быть использован для создания известного семейного портрета? На основании сказанного можно допустить, что эскиз, выполненный зодчим, был предназначен для другой, неизвестной нам живописной работы, которую и должен был написать И. Некрасов, тем более что имя этого художника упоминается в тексте на полях эскиза.
Кто же в таком случае является автором рассматриваемой картины, если это не И. Некрасов?
Нашей задачей является изучение общей композиции картины «В.И. Баженов в кругу семьи», ее характерных особенностей и определение значения изображенного на ней чертежа храма.
Картина написана в манере салонного портрета с применением приемов, характерных для иконописи (трехчетвертной разворот фигур, выверенный наклон головы, определенным образом направленный взгляд). Фигура В.И. Баженова композиционно доминирует, зодчий изображен работающим над завершением проекта храма. Взоры членов семьи архитектора, расположившихся по обе стороны стола, устремлены к центру картины и пересекаются на ее композиционной оси, что не может быть случайностью.
Аналитические построения по вспомогательным линиям выявляют уровни функциональных связей между персонажами, которые являются парными.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.