журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Керамическая плитка Испании

Е. Колесов
сокращенная версия


Испанская керамическая плитка известна во всем мире. Индустрия керамических покрытий является одной из основных отраслей промышленности Испании. В задачи Испанской ассоциации производителей керамической плитки и других общественных организаций входит распространение информации о технических и эстетических качествах плитки, демонстрация ее художественных достоинств. Производители поддерживают тесные связи с архитектурными и строительными учебными заведениями, студенты которых изучают теорию и практику изготовления керамической плитки, знакомятся с областями ее применения. В Испании проводятся многочисленные выставки и конкурсы, призванные продемонстрировать многообразие типов плитки, ее огромный потенциал.
Керамическая плитка позволяет воплощать в жизнь самые оригинальные архитектурные и дизайнерские решения; эстетичность и функциональность, адаптивность и долговечность делают ее поистине незаменимой.

Cevisama 2006
С 6 по 11 февраля в Валенсии прошла 24 Международная выставка керамической плитки, оборудования для ванных комнат и кухонь, отделочных материалов Cevisama 2006, определившая основные тенденции моды в области керамики на текущий год. Более 1400 производителей, как испанских, так и иностранных, приняли участие в этой крупнейшей международной выставке отделочных материалов.
Около половины общей выставочной площади, которая составляла свыше 93 000 квадратных метров, занимал сектор керамических покрытий, более трети - испанские производители керамической плитки и керамогранита.
Зарубежные производители со всех пяти континентов составляли 30% от общего числа участников выставки, причем 55% из них - итальянские мастера керамического искусства.
Согласно статистике, выставку Cevisama 2005 посетили более 85 000 человек, в 2006 году на выставке побывали свыше 90 000 посетителей. Это говорит о том, что с каждым годом рынок керамических покрытий приобретает все большую популярность, а их производство становится одной из лидирующих отраслей испанской промышленности.

Тенденции: триумф индивидуальности
Основные тенденции Cevisama 2006 определить очень сложно. Производители стремились продемонстрировать всю широту фантазии, которую можно применить в данной отрасли. Индивидуальность каждого производителя подчеркивали нестандартные цветовые решения. На выставке были представлены самые смелые эксперименты с материалами, дизайном и цветом, смешение различных стилей и направлений. Разнообразие расцветок и дизайнерских находок заставляет взглянуть на керамические покрытия не только как на необходимый атрибут интерьера, но и как на элемент эксклюзивного декора.

В рамках выставки Cevisama 2006 состоялась церемония награждения победителей IV Конкурса на соискание премии «Плитка Испании» (подробная информация о конкурсе размещена на сайте http://spaintiles.info/awards).

IV КОНКУРС НА СОИСКАНИЕ ПРЕМИИ «ПЛИТКА ИСПАНИИ»
Конкурс организован Испанской ассоциацией производителей керамической плитки (Spanish Ceramic Tile Manufacturers’ Association, ASCER) с целью более полной демонстрации возможностей испанской керамической плитки и ее широкого применения в области архитектуры и дизайна интерьера.
Премии вручаются в категориях «Архитектура», «Дизайн интерьера» и «Дипломный проект».
В состав жюри IV Конкурса на соискание премии «Плитка Испании» в категориях «Архитектура » и «Дизайн интерьера» вошли архитекторы Гилермо Васкес Консуэгра (Guillermo Vazquez Consuegra), лауреат Национальной премии в области архитектуры за 2005 год, председатель жюри, Бенедетта Тальябуэ (Benedetta Tagliabue), основательница EMBT и победительница II и III конкурса «Плитка Испании», Крис Салливан (Chris Sullivan), архитектор из США, бывший редактор престижного издания «Architecture», Хосе Баллестерос (Jose Ballesteros), редактор журнала «Pasajes», а также Тереза Сапей (Teresa Sapey), архитектор, дизайнер интерьера и промышленный дизайнер, победитель Национального конкурса дизайнеров 1995 года Даниэль Небо (Daniel Nebot), Беатриц Перес (Beatriz Perez), представитель мадридской выставки Casa Decor, и Рамон Монфорт (Ramon Monfort), руководитель Школы архитекторов в Кастелльоне.
В состав жюри конкурса в категории «Дипломный проект», председателем которого также был Гилермо Васкес Консуэгра, вошли Жавьер Фреснеда (Javier Fresneda), Долорес

Алонсо (Dolores Alonso), Хайме Приор (Jaime Prior), Висенте Саррабло (Vicente Sarrablo) и Виктор Эчарри (Victor Echarri), преподаватели архитектуры, и Хосе Баллестерос.
Участниками конкурса стали профессиональные архитекторы, дизайнеры интерьера, инженеры-проектировщики, ландшафтные архитекторы и декораторы из нескольких стран. Призовой фонд в категориях «Архитектура» и «Дизайн интерьера» составил 18 000 евро, в категории «Дипломный проект» - 9000 евро. В общей сложности жюри рассмотрело 50 проектов.
В категории «Архитектура» премии был удостоен проект Испанского павильона Всемирной ярмарки Аичи в Японии, разработанный Алехандро Заэра-Поло (Alejandro Zaera-Polo) и Фаршидом Муссави (Farshid Moussavi), архитекторами Министерства иностранных дел (FOA).
В категории «Интерьер дизайна» жюри присудило премии сразу трем работам: проекту «Caja de Arquitectos» Луиса Мартинеса СантаМарии (Luis Martinez Santa-Maria), проекту «Разнообразные керамические покрытия» Висенте Саррабло (Vicente Sarrablo) и проекту «Стенд Салони 2005 года» Франческа Рифе (Francesc Rife). Оно приняло такое решение, поскольку столкнулось с «большой трудностью оценки работ в совершенно разных областях применения плитки».
В категории «Дипломный проект», ориентированной на молодых архитекторов, жюри решило присудить первую премию Педро Гарсии Мартинесу (Pedro Garcia Martinez) за его проект «Glorieta de Cuatro Caminos» в Мадриде, премии были также удостоены проекты «Винодельня в Монтеалегре дель Кастильо» Кристины Ираведры Лакаль (Cristina Yravedra Lacalle) и «Парк Майер» в Лиссабоне Герарда Мартинеса Платеро (Gerard Martinez Platero) (специальное упоминание и поощрительная премия соответственно). Жюри также отметило отличные качества проекта «Дом на одну семью» Руф Варелы Родригес (Ruth Varela Rodriguez).

Премия в категории «Архитектура»
Проект: Испанский павильон, Экспо 2005, Аичи, Япония Архитекторы: Алехандро Заэра-Поло и Фаршид Муссави Одной из самых значительных задач, стоящих перед мировым сообществом в начале XXI века, является поиск путей наиболее эффективного взаимодействия западной и восточной культур. В решении этой задачи главную роль играют международные выставки. Авторы проекта стремились продемонстрировать синтез христианской, исламской и иудейской культур, которые в течение нескольких веков сосуществовали на Иберийском полуострове и легли в основу испанской культуры.
Павильон был построен вокруг большого пространства, которое одновременно являлось открытой площадкой и залом. Оно воссоздает романский и готический стиль залов, выполненных в духе соборной архитектуры, делающей основной акцент на вертикальных линиях и достигающей монументальности посредством подчеркнутой диспропорции между размерами пространства и человеческим ростом. Павильон был разделен на несколько помещений, в которых размещались различные экспозиции. По форме и расположению эти помещения напоминали часовни, кельи и переходящие одна в другую комнаты мусульманских жилищ.
Авторы проекта предложили возвести новый фасад вместо того, чтобы декорировать уже существующий. Для этого линия фасада была смещена к краю консольной крыши.
В соответствии с решением SEEI (Государственное предприятие Испании по организации международных выставок) задачей авторов было воспроизвести одну из национальных испанских архитектурных форм - решетку. Вокруг павильона, построенного организаторами выставки Аичи Экспо, была сооружена ажурная трехметровая стена, создающая промежуточное пространство, переходное между внешним и внутренним пространством. Оно служило укрытием для людей, которые стояли в очереди, чтобы попасть в павильон. Такие пространства можно найти и в традиционной японской архитектуре, например в храмах Киото, в которых границы между интерьером и экстерьером размыты благодаря полупрозрачным перегородкам.
Традиционные геометрические линии решеток (соты) создаются путем соединения элементов правильной формы, обычно составляющих большой рисунок. В данном случае авторы проекта, напротив, стремились найти неправильные геометрические формы, которые позволили бы составить однородную структуру без повторов. Эта цель была достигнута путем использования керамической плитки в виде неодинаковых шестиугольников, размер которых определялся технологией их изготовления и конструкцией антисейсмических креплений. В целом стена выглядела как полупроницаемая перегородка, состоящая из элементов неправильной формы. Общее впечатление усиливалось благодаря использованию широкого спектра теплых цветов: двух оттенков красного, оранжевого, желтого и темно-коричневого.
Керамическая плитка является одним из основных материалов в традиционной и современной архитектуре Испании. По замыслу авторов проекта, использование плитки, произведенной в Испании, позволило привезти в Нагою частичку испанской земли, благодаря чему посетители выставки получили возможность соприкоснуться с этой страной и ее культурой. Префектура Аичи известна в Японии как традиционный центр производства керамики, поэтому выбранный для оформления павильона материал стал символом встречи испанской и японской культур.
11 000 керамических шестиугольников, составляющих решетку, были изготовлены в Валенсии на предприятиях Ceramica Decorativa и Ceramica Cumella. Поскольку проект требовал выполнения высоких технических требований для конструирования решеток сложной формы, была разработана специальная технология изготовления плитки, предусматривающая использование 14 форм для влажного материала и метода двух обжигов. Для того чтобы плитка получилась крепкой, ее медленно обжигали в тоннельной печи. Затем на поверхность плитки напыляли глазированное покрытие и подвергали ее 24-часовому обжигу в муфельной печи. 4000 плоских плиток, покрывающих фасад, были изготовлены на керамическом заводе в Тэйими неподалеку от Сето.
Конструкция решетки, состоящей из керамической плитки и креплений из нержавеющей стали, была разработана архитектором Алехандро Заэра-Поло специально для Испанского павильона. Система образована блоками, состоящими из четырнадцати деталей: по три пустотелых и три заполненных шестиугольника разной формы, симметрично расположенных с обеих сторон стены (стена выложена плиткой изнутри и снаружи), плюс два специальных блока, формирующих углы конструкции. Решетка была возведена известной японской строительной компанией «Такенака», существующей с 1605 года. Сооружения, построенные этой компанией, являются символами Японии. В их числе - Императорский дворец, Японский павильон на выставке Экспо 1992 в Севилье, спроектированный Тадео Андо (Tadeo Ando), и Токийская Башня.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.