журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Московский метрополитен: перспективы до 2015 года

А.Кузьмин, Председатель Москомархитектуры, Главный архитектор Москвы

Московский метрополитен - не просто один из видов городского транспорта. Это основной каркас нашего огромного города, обеспечивающий его жизнедеятельность. Поэтому крайне важно правильно определить перспективы развития метро хотя бы на ближайшее десятилетие.

Москва относится к числу крупнейших и динамично развивающихся мегаполисов мира. Ныне она совершает настоящий прорыв в будущее, первые результаты которого уже реально видны и жителям столицы, и ее гостям. Однако груз сложнейших проблем, которые предстоит решить, все еще очень велик, тем более что копились они не одно десятилетие. Для любого растущего мегаполиса сложнейшей является проблема транспорта. В этом отношении Москва отнюдь не исключение. И дело не только в том, что в последние годы в столице невероятно быстрыми темпами растет парк легковых автомобилей, насчитывающий уже около 2,5 млн. единиц. Развитие улично-дорожной сети способно лишь частично смягчить ситуацию. Во всем мире в качестве фактора, сдерживающего нашествие легковых автомобилей на города, рассматривают общественный транспорт, в первую очередь скоростной внеуличный. По этому пути будет двигаться и наша столица, отдавая приоритет развитию традиционного метрополитена и его новым видам. Генеральным планом Москвы предусмотрено, что до 80% пассажироперевозок будут обеспечивать общественные виды транспорта. При этом доля скоростного внеуличного транспорта составит 45%. В каком же состоянии находится Московский метрополитен сегодня? Общая протяженность его линий достигла 265,4 км.

Метро ежегодно перевозит более 3 млрд. пассажиров, его удельный вес в общем пассажиропотоке составляет 47%. Вместе с тем дефицит протяженности линий, копившийся в течение многих лет, сегодня составляет около 100 км. Условия перевозок пассажиров в утренние часы «пик» значительно превышают нормативные, особенно на Таганско-Краснопресненской, Замоскворецкой, Серпуховско-Тимирязевской, Люблинской и Калининской линиях. Пассажиропотоки на наиболее загруженных перегонах достигают 40-70 тыс. человек в час, а загрузка пересадочных узлов в самое напряженное время в среднем составляет 54,5 тыс. пасс. в час (в центре города - 61,5 тыс.).
В критическом режиме работают станции глубокого заложения с одним вестибюлем. Так, на станции «Комсомольская » Кольцевой линии пассажиропотоки в часы «пик» превышают провозную способность эскалаторов, а станции «Маяковская », «Смоленская» Арбатско-Покровской линии, «Бауманская », «Электрозаводская», «Семеновская» и «Новокузнецкая » при ремонте эскалаторов вынуждены закрывать вход для пассажиров.
Большие суточные пассажиропотоки имеют станции «Пражская», «Китай-город», «Щелковская», «Тушинская», «ВДНХ» и др. (100-150 тыс.чел.). Наиболее сложная ситуация в организации посадки и высадки пассажиров сложилась на конечных станциях метрополитена, к которым наземный транспорт подвозит пассажиров из районов, не имеющих метрополитена. Загрузка таких станций, как «Новогиреево», «Речной вокзал », «Юго-Западная» и ряда других, в часы «пик» составляет от 23 до 36,5 тыс. пассажиров. Трудная ситуация сложилась на транспортно-пересадочном узле «Выхино», где платформа метрополитена совмещена с железнодорожной. Линии метро протянуты далеко не во все удаленные районы города. Сегодня метрополитеном не охвачены 1,9 млн. живущих там москвичей, что составляет более 22% всего населения столицы. Наиболее серьезно положение в Северном, Южном, Юго-Западном, Западном и Северо-Западном административных округах.
Приведенные цифры свидетельствуют о том, что темпы развития Московского метрополитена серьезно отстают от нужд города. Во многом это происходит из-за сокращения капитальных вложений, выделяемых федеральным правительством. Реальная возможность выправить ситуацию заключается в выполнении предложений, включенных в Генеральный план развития Москвы на период до 2020 года. В соответствии с Генеральным планом одним из приоритетных направлений совершенствования транспортной системы столицы является развитие Московского метрополитена как основы всего пассажирского транспорта.
По прогнозам специалистов, к 2015 году при суммарных объемах пассажирских перевозок 10900-11000 млн. пасс. в год на долю общественного транспорта придется 8900-8950 млн. (81%), в том числе скоростного внеуличного - до 4150 млн. (38,1%). Объем перевозок на метрополитене составит 3300-3400 млн. пасс. в год, т.е. более 31% от общего объема перевозок и 45% от суммарного пассажирооборота. Средняя дальность поездки на метрополитене составит 13,5 км, а скорость сообщения - 41,3 км/час (на наземных видах общественного транспорта - 16,5 км/час).
Планом развития Московского метрополитена до 2015 года предполагается ввести в эксплуатацию 81,72 км линий метрополитена:
Люблинско-Дмитровскую, Митинско-Строгинскую и Солнцевскую, а также продлить Серпуховско-Тимирязевскую, Калининскую, Таганско-Краснопресненскую и Замоскворецкую в периферийные районы города. Намечено сооружение дополнительных входов на четырех действующих станциях - «Маяковская», «Бауманская», «Арбатская» и «Комсомольская », а также строительство новой станции «Суворовская» на перегоне «Новослободская»-«Проспект Мира». Предусматривается максимальная концентрация средств на строящихся объектах с целью обеспечения реального ввода мощностей, технологической безопасности подземных выработок и предотвращения аварийных ситуаций.
В Москве развернуто проектирование новых видов транспорта, различающихся по технико-эксплуатационным характеристикам и способам прокладки: наземный (легкий), мини-метрополитен, скоростная транспортная система «городаэропорт» с использованием технических возможностей железных дорог, а также монорельсовая транспортная система.
Мини-метро предлагается включить в обслуживание зоны общегородского центра. В целях своевременного обеспечения комплекса ММДЦ «Москва-Сити» скоростным пассажирским транспортом до 2005 года планируется построить первую очередь протяженностью 2,72 км с тремя станциями, которая соединит площадь Киевского вокзала с ММДЦ и будет интегрирована с Филевской линией метрополитена. Легкий метрополитен будет обслуживать периферийные районы за границей МКАД. Сейчас идет строительство Бутовской линии легкого метро протяженностью 9,7 км с семью станциями. Следующая линия соединит удаленные районы Солнцево и Новопеределкино со станцией «Юго-Западная». Скоростная транспортная система (СТО) обеспечит связь города с аэропортами. Ее строительство предусматривает три этапа: на первом будет проложена линия между аэропортом «Шереметьево» и комплексом «Москва-Сити»; на втором ее продлят до центра города; на третьем - до аэропортов «Внуково» и «Домодедово», а также до Зеленограда.
Монорельсовая транспортная система будет использоваться для межрайонных и внутрирайонных перевозок, транспортных связей с крупными центрами общегородского значения и подвоза пассажиров к станциям метро. Сооружаемая сейчас экспериментальная линия монорельса должна улучшить транспортное обслуживание жилых районов Северо-Восточного округа, а также крупных многофункциональных комплексов, включающих Всероссийский выставочный центр, Главный Ботанический сад, музей-усадьбу «Останкино», Телевизионный центр. Линия пройдет по улицам Фонвизина, Академика Королева, по Продольному проезду вблизи Главного и Северного входов на ВВЦ, а также улицам Сергея Эйзенштейна и Вильгельма Пика. Протяженность эксплуатационного пути в двухпутном исчислении - 8,6 км с девятью останово чными пунктами. На линии выделен пусковой комплекс протяженностью 4,7 км с шестью остановочными пунктами и электродепо, который соединит станцию метро «Тимирязевская» с Северным входом ВВЦ.
Итак, планы у столицы большие. Их реализация благоприятно скажется буквально на каждом москвиче. Но вот о чем нам нельзя забывать: решить транспортную проблему в городе удастся лишь в том случае, если будет обеспечено комплексное, взаимоувязанное развитие всей транспортной системы, как это предусмотрено Генеральным планом Москвы. Наряду со строительством метро и созданием новых видов скоростного внеуличного транспорта, придется затратить немало сил и средств на расширение улично-дорожной сети, строительство гаражей и паркингов, совершенствование организации дорожного движения и работы наземного общественного транспорта.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.