журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Воробьевы горы

К. Тон, академик архитектуры

14 декабря прошлого года на Сокольнической линии Московского метрополитена родилась новая станция - «Воробьевы горы». История рождения - тяжелая, мучительная, с болью, с криком, со слезами. Зачатие произошло давно - в середине 50-х годов ХХ века, в самую грустную пору советской архитектуры. Но обо всем по порядку...

В ноябре 1954 года Н.С. Хрущев выступил с речью, в которой резко осудил архитектуру, порожденную сталинской утопией, с ее идеологизирующей символикой. Архитекторы были названы камнем преткновения на пути индустриализации строительства. На них возлагалась вина за провалы строительного комплекса. После совещания была развернута кампания разоблачения архитектурных излишеств. В это непростое время и зародилась станция метро, которую назвали «Ленинские горы».
Эта станция была обречена на успех, поскольку первой вырвалась из подземелья на поверхность да еще и воспарила над водой. Но, видно, ребенок родился сильно больной. Ему не только «устранили все излишества», но и впопыхах оставили без ручек и ножек. Соли в конструкции переложили, вот они и развалились. Чтобы прекратить мучения, станцию в начале 80-х закрыли, а поезда пустили по объездным галереям.
Потом ускорение, перестройка, кризис в экономике и обществе. Но в конце 90-х, как только чуть оправились, сразу взялись за возрождение станции. Провели обследования. Убедились, что реанимации объект не подлежит. Тогда всё сломали: и вестибюль, и платформу, и крыши, и стены - и принялись за новое строительство.
Чтобы в новой жизни объекта не возникало проблем, к проектированию привлекли Метрогипротранс, в качестве подрядной организации выступил доблестный Метрострой. А чтобы окончательно отрешиться от нехороших воспоминаний, объекту дали новое имя - «Воробьевы горы». Проект рождался под светлыми идеями-мечтами: мы вновь «рождены, чтоб сказку сделать былью...». И архитектура полу чилась, как осуществленная мечта о светлом завтра - эдакий фантастический и в то же время прагматичный мир, где главенствует простая, ясная идея - все для пассажира, все во благо метрополитена, начиная от новейшей технологической начинки и заканчивая дизайном малых форм. Объемно-планирово чное решение, интерьеры, фасады разумны и целесообразны. Масштаб - столичный. Размах сооружения впечатляет: длина - более полукилометра, ширина - порядка 40 метров, такова же максимальная высота, междупутье - 23 метра. Общий объем облицовки мрамором и гранитом - более 30 тыс. кв. метров. Подвесные потолки и различные декоративные элементы из алюминия - около 10 тыс. кв. метров. Но, несмотря на гигантские объемы, объект получился удивительно целостным и легким. Он словно парит в небе, порываясь унестись в заоблачные дали. Трехчастный вестибюль на левом берегу реки начинается с новой тягово-понизительной подстанции, далее - загадочный внутренний двор, а в конце гигантский кассовый зал, в который можно попасть с Лужнецкой набережной. Четыре ленты эскалаторов связывают вестибюль с платформенной частью станции. Активные диагонали стен и полов, причудливые подшивные потолки и колонны, огромные витражи.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.