журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Главный вокзальный комплекс в центре Варшавы

Е.Васильев, архитектор
сокращённая версия

Для большинства европейских городов характерна общая тенденция: при стабильной протяженности железнодорожной сети пассажиропотоки растут достаточно быстрыми темпами, что требует реконструкции существующих вокзалов. Ситуация осложняется тем, что, построенные когда-то на городских окраинах, старые вокзалы сегодня фактически оказались в центре разросшихся городов. А это означает, что их реконструкцию приходится вести в условиях острого дефицита территории. В различных городах мира с этими проблемами справляются по-своему. Сегодня мы попытаемся разобраться, какой подход к их решению нашли в Варшаве, где во второй половине ХХ века были комплексно перестроены три крупных вокзала и пять остановочных пунктов.
Главная железнодорожная магистраль «Восток-Запад» проходит по диаметру через всю Варшаву. В соответствии с особенностями рельефа, а также градостроительными, архитектурными и экологическими условиями часть трассы поднята на высокую насыпь, часть расположена в выемке и часть - в туннеле без пересе чений с городскими улицами в одном уровне. Два крупных вокзала - Восточный и Западный - обслуживают как дальних, так и пригородных пассажиров. Главный, Центральный, вокзал предназначен только для обслуживания пассажиров дальнего следования. Но к нему с восточной стороны примыкает пригородный вокзал Сьрюдмесьце. Другие остановочные пункты - «Охота», «Мархлевского», «Повисле» и «Стадион» - располагаются на расстоянии 1100-1800 м, т.е. в пределах пешеходной доступности. Это очень удобно для жителей города и пригородов, разгружает пересадки внутригородского транспорта, который из-за пробок, изношенности и других причин движется в два-три раза медленнее электричек. Вместе с тем сохраняется значение железнодорожной магистрали «Восток-Запад» как важной составной части городского планировочного каркаса, организующего архитектурное пространство. Вокзалы по-прежнему представляют собой здания-знаки, информирующие и ориентирующие людей, создающие узнаваемое лицо города.
Центральный, наиболее крупный вокзал Варшавы перестраивался несколько раз, оставаясь на первоначальном месте - пересечение улиц Ерузалимски Аллеи, Маршалковская и Мархлевского. Реконструкции, как правило, проводились на конкурсной основе (1890, 1894, 1919, 1921, 1928, 1939, 1946 гг.). Более поздние проекты, в том числе при перестройке вокзала из устаревшего тупикового типа на проходной, выполнялись по заказу руководства польских железных дорог и властей города.
Эксплуатируемый ныне Центральный вокзал (арх. А.Романович и П.Шиманяк) подвергся коренной перестройке и расширению в последней четверти ХХ века. В окончательном варианте проекта учтены ограничения и планировочная схема участка, расположение основных транспортных составляющих, намеченные генеральным планом высотные здания, в том числе бывший Дворец культуры и науки, расположенный всего в 400-500 м северо-восточнее вокзала. В результате новый вокзальный комплекс расчетной вместимостью 4 тыс. пассажиров органично вписался в общую градостроительную систему города и в то же время работает как самостоятельный элемент. Его объемно-планировочная композиция и функциональное решение необычны: основные составляющие вокзала расположены по вертикали над станционными железнодорожными путями. Громадное, прямоугольное в плане, пассажирское здание объемом более 230 тыс. куб.м возвышается более чем на 20 м над прилегающей территорией (зона городского транспорта, парковки).
Основные помещения вокзала размещены в трех уровнях. К верхнему уровню подведены подъезды из города, а также входы в наземную часть. Середину здания занимает операционнораспределительный зал с помещениями касс, справочных служб, почты, телеграфа, пунктов обмена валюты и пр. Большая высота потолков и сплошное остекление продольных фасадов дают хорошую освещенность и зрительную связь с панорамой города. Отсюда по открытым лестницам можно подняться на два антресольных этажа, расположенных в торцевых сторонах здания. Здесь оборудованы комфортные, решенные в светлой цветовой гамме залы ожидания, а также кафе, ресторан, служебные помещения. По широким лестницам, расположенным в середине зала, пассажиры могут спуститься в подземный уровень здания к платформам. Его, в основном, составляют три поперечные галереи, перекинутые непосредственно над платформами и железнодорожными путями подземной станции.
Средний, самый широкий переход с камерами хранения, справо чными и служебными помещениями предназначен для прибывающих пассажиров, два крайних - для отъезжающих. Переходы соединяют продольные боковые стороны вокзала, где расположены рассредоточенные выходы на нижнюю часть городских участков с наземными и подземными проходами к метро, остановкам автобусов, трамваев, к парковке такси и личных автомобилей (более 500 машиномест).
На самый нижний уровень пассажиры отправления попадают со средней поперечной галереи, спустившись по лестницам на любую из четырех широких (12-15 м) платформ островного типа. Пассажиры прибытия поднимаются на второй уровень по лестницам и эскалаторам боковых галерей-переходов. Для более комфортного обслуживания пассажиров платформы оборудованы небольшими павильонами, а также киосками, питьевыми фонтан чиками, другими малыми архитектурными формами и пиктограммами. Имеются и багажные туннели - поперечные и боковые продольные, удобно связанные с пассажирскими помещениями и выходами на платформы. Благодаря тому, что второй и третий уровень пространственно объединены, нет ощущения «подземности». Прекрасная визуальная информация помогает пассажирам ориентироваться внутри вокзала.
С западной стороны Центрального вокзала, высоко над улицей Мархлевского, идущей перпендикулярно проложенной по туннелю железнодорожной линии, сооружена скоростная автомобильная эстакада. Размещение вокзала и прилегающих к нему участков в нескольких уровнях позволило более рационально организовать движение городского транспорта без пересечений на одном уровне. Кроме того, в часы пик люди охотно пользуются разветвленными пешеходными туннелями, удобно связанными с подземными помещениями, переходами и платформами вокзала.
С восточной стороны к Центральному вокзалу примыкает вокзал Сьрюдмесьце, также построенный в выемке под землей. Торцы платформ Центрального вокзала отделены от сдвинутых южнее трех платформ Сьрюдмесьце общим поперечным переходом. Две боковые платформы по 10 м шириной обслуживают пассажиров, отбывающих в восточном или западном направлении. Средняя островная платформа шириной 15 м обслуживает только прибывающих пассажиров, но с обоих направлений. Между соседними платформами проложено только по одному железнодорожному пути. Прибывающие поезда сначала открывают двери со стороны средней платформы, выпуская пассажиров, а затем - на боковую, для входящих. Таким образом исключаются столкновения людей в дверях вагонов и на платформах, экономится время стоянки поездов. Входы (выходы) на платформы с уровня улиц организованы через верхние павильоны, расположенные в середине и по краям единого плоского покрытия всех трех платформ (подобие дебаркадера).




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.