журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Архитектура Казахстана на рубеже веков

К. Самойлов, кандидат архитектуры
сокращённая версия

Процессы, происходящие в независимых государствах, образовавшихся на территории бывшего Советского Союза, стали серьезным экзаменом на выживание для специалистов многих профессий. Пришлось держать его и архитекторам. Проблемы, с которыми они столкнулись, типичны для всего постсоветского пространства. Не является исключением и Республика Казахстан.

Обретение государственной независимости Казахстаном активизировало и процессы архитектурной самоидентификации, имевшие многовекторную направленность. С одной стороны, это связано со стремлением возродить региональные архитектурнохудожественные традиции, а с другой - ускоренно воспринять достижения архитектуры наиболее развитых стран. Одной из особенностей этого процесса было наличие множества незавершенных объектов, включавших как массовую застройку, так и уникальные комплексы. Часть этих зданий и сооружений принадлежала организациям, которые в них либо уже не нуждались, были перепрофилированы или вовсе перестали существовать. Естественно, что на их немедленной реализации никто не настаивал. Вместе с тем возник ряд новых и реорганизованных предприятий, архитектурная интерпретация деятельности которых требовала кардинальной реконструкции существующих или незавершенных построек либо нового строительства. Однако в первые годы независимости экономическая ситуация не позволяла закладывать новостройки, поэтому и архитектурно-строительная деятельность сосредоточилась в сфере реконструкции.
Процесс перераспределения собственности привел к появлению многочисленных частных и корпоративных заказчиков, имеющих различные финансовые возможности и взгляды на объемно-планировочные, материало-конструкционные и композиционно-пластические решения. Многие из них хорошо знают отечественную и мировую практику строительства интересующих типов зданий, имеют собственные идеи их интерпретации и, главное, экономическую возможность диктовать специалистам свою волю на всех стадиях проектирования и строительства. Неся бремя финансовых рисков, они, естественно, стремятся контролировать точность реализации своих замыслов, крайне редко принимая во внимание творческие обоснования их корректировки.
Такой заказчик не испытывает пиетет перед мифологизированным творчеством, ему безразличны средства реализации замысла и личностно-профессиональные проблемы специалистов. Критерием тендерного выбора исполнителей служит оптимальное соотношение затрат и качества получаемого продукта, его ликвидность, базирующаяся на возможности частичной или полной переориентации. В связи с этим появляются новые, хотя и несколько парадоксальные подходы к проектированию, предполагающие изначальный учёт возможных реконструкций. Положительной чертой нового заказчика (в том смысле, что у нас его не было больше трех четвертей века) является то, что он податлив на разные материало-конструкционные и, особенно, архитектурно-художественные эксперименты. Это открывает дорогу очень интересным произведениям. Правда, многие из них в профессиональных кругах порицают за творческую вседозволенность и излишества.
Все это привело к формированию особого типа универсальносинтети ческого специалиста, имеющего своеобразное базовое или перепрофилированное образование. Изменилась и номенклатура субъектов проектной деятельности: крупные проектные институты разной специализации теперь практически вытеснены многочисленными проектными и проектно-строительными фирмами, а также персональными творческими мастерскими и индивидуальными проектировщиками, берущимися практически за любой объект. Резко возросла внутрипрофессиональная конкуренция. Большое значение для повышения квалификации казахских архитекторов и строителей имело сотрудничество с крупными иностранными фирмами, активно работавшими на архитектурно-строительном рынке страны в последнем десятилетии ХХ века.
Практически исчезло массовое типовое проектирование и строительство, поскольку каждое проектное решение теперь рассматривается как ноу-хау, распространение которого снижает конкурентоспособность производителя. Востребованность заказчиком индивидуального облика часто встречающихся объектов расширила практику повторного применения проектов с переработанными в той или иной степени фасадами при прямой или зеркальной привязке планировки, конструктивных и инженерно-технических решений. Взаимообусловленным стало и появление произведений, в которых априори наличествует сложное атрибутирование по видам с пространственно-параметрических и эксплуатационно-смысловых позиций.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.