журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Новый облик станции «Киев-Пассажирский»


полная версия

К 10-й годовщине независимости Украины киевляне и гости столицы получили в подарок реконструированный железнодорожный комплекс станции «Киев-Пассажирский» Юго-Западной железной дороги. Реконструированные и новые сооружения вокзального комплекса, современное архитектурное и транспортное решение прилегающей территории стали подлинным украшением Киева.

Вначале немного истории. 1868 год - в Киеве открывается КурскоКиевская
железная дорога, которая связала его с Москвой. Через два года сдается в эксплуатацию здание первого вокзала, построенное по проекту арх. С.А.Вишневского в стиле английской готики. Начало 1870-х - начинается движение поездов по Одесскому и Харьковскому железнодорожным направлениям. Быстро растущие объемы перевозок ставят на повестку дня вопрос о строительстве нового вокзала. 1914 год - закладывается фундамент здания, спроектированного арх. В.А.Щуко в стиле украинского барокко. Начавшаяся мировая война и последовавшие за ней события помешали завершить строительство. Оно возобновилось только в 1927 году. Тогда же был объявлен закрытый конкурс на проектирование фасада вокзала. В результате нескольких туров конкурса, сложных коллизий и бурных дискуссий, не утихавших в течение трех лет, проектирование было поручено арх. А.М.Вербицкому.
Композиционным центром постройки из железобетонных конструкций стал главный вестибюль вокзала - сложной конфигурации объем высотой 37 м с огромным эллипсовидным оконным проемом, решенным в приемах и пропорциях украинского барокко. Его доминирующее значение подчеркнуто ритмом арок и пилястр вдоль крыльев здания. В первые послевоенные годы вокзал, серьезно пострадавший во время войны, отстраивают заново, в мельчайших старясь полностью воссоздать его прежний облик.
Новый статус Киева как столицы большой европейской страны, возросшие требования к уровню комфорта для пассажиров, проблемы транспортной инфраструктуры города обусловили необходимость комплексной реконструкции, а точнее, перестройки большого городского транспортного узла. Кроме того, следовало срочно обновить строительные конструкции центрального вокзала и других вокзальных объектов, последний капитальный ремонт которых проводился почти пятьдесят лет назад. В процессе реконструкции были усилены практически все несущие конструкции главного вокзала, почти потерявшие свою несущую способность.
Для выполнения задания, заказчиками которого выступили Юго-За падная железная дорога и администрация города, были привлечены ведущие проектные институты Украины: ЗАО «Киевпроект», «УкрНИИпроектстальконструкция», ЗАО «Гипрогражданпромстрой», «УкрНИИпроектреставрация », НИИ Строительных конструкций. Функции генеральной проектной организации были возложены на «Киевгипротранс ». Главные архитекторы проекта - Л.И.Гоер и С.Ф.Юнаков; главный инженер - П.И.Пилипенко. Генеральные строительные организации - «Укрреставрация», «Киевгорстрой-6», «Мостострой» и др. В Европе не существует железнодорожных вокзалов, которые выдерживали бы такие большие объемы перевозок, как Киевский. В ходе реконструкции специалистам предстояло решить непростую задачу - сделать существующий вокзальный комплекс более современным, отвечающим всем требованиям столичного. Ситуация осложнялась тем, что вокзал является памятником архитектуры. Поэтому надо было приложить максимум усилий, чтобы сохранить уникальный архитектурный ансамбль.
Задание предусматривало реконструкцию комплекса главного вокзала, конкорса, пригородного железнодорожного парка, пригородного вокзала, восточного пешеходного тоннеля. Учитывая недостаточную вместимость вокзала (7500 человек), со стороны Соломенки построили Южный вокзальный комплекс, рассчитанный на 2500 пассажиров, а также багажное отделение, паркинг и кассовые павильоны пригородного сообщения. Там появилась новая привокзальная площадь с троллейбусным и автобусным сообщением, украшением которой стал храм Георгия Победоносца. Она соединена с главной привокзальной площадью уникальным пешеходным тоннелем длиной более 250 м и шириной 12 м. Благодаря этому была функционально решена проблема пассажиропотоков в районе вокзального комплекса. Со стороны ул.Л.Толстого организован дополнительный автоподъезд на главную привокзальную площадь и подземный паркинг. Следует отметить, что реконструируемые и построенные объекты - это не только архитектурный ансамбль, но и сложный инженерный комплекс. Он сочетает в себе множество разнообразных систем, обеспечивающих высокий уровень обслуживания пассажиров. На вокзалах и других объектах комплекса действует 21 эскалатор, пассажирские и грузовые лифты, а также специальные лифты и другие приспособления для инвалидов. Здесь установлены сложные системы вентилирования, кондиционирования, гарантированного электроснабжения и отопления больших помещений. Вокзалы оборудованы самыми современными системами продажи билетов, связи, телевидения, теленаблюдения, автоматизированного управления инженерным оборудованием, информационного обеспечения, пожаробезопасности. О сложности систем можно судить по протяженности инженерных сетей: системы связи и передачи данных - более 200 км, электроснабжения - около 300 км, противопожарной сигнализации и пожаротушения - около 125 км, автоматизации инженерного оборудования - 65 км, теленаблюдения - 30 км и сотни километров других коммуникаций. Проектирование и строительство шло одновременно и было завершено в невероятно короткие сроки - за восемь месяцев вместо нормативных 3,5 лет. Все работы велись на действующем объекте, который ни на мгновение не прекращал выполнение своей главной функции - перевозки пассажиров. К слову, во время реконструкции и строительства их объем не только не снизился, но даже вырос более чем на 10%.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.