журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | НЕКОТОРЫЕ ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ МАЛОЭТАЖНОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛЬЯ В РОССИИ

В. Чуклова, МАрхИ, доцент кафедры «Основы архитектурного проектирования»

полная версия

Появление в России в начале ХХ века крупных индустриальных центров сопровождалось их бесконтрольным «обрастанием» густонаселенными жилыми кварталами.
С необычайной быстротой развивалось строительство специализированного жилья для бедных - богаделен, ночлежек, странноприимных домов и т.п. Также велось строительство жилых домов для среднего класса, однако и оно подчинялось принципу извлечения наибольшего дохода: крохотные дворы, максимальная высота зданий при минимальной высоте потолков, разработка только «обязательного» главного уличного фасада и безыскусность отделки фасадов дворовых. В то время экономико-политические аспекты жизни превалировали над этическими и эстетическими, что диссонировало с естественным стремлением общества к гармоничному развитию.
В 1914 году выходит в свет первый выпуск книги «Дешевые постройки» под редакцией Владимира Стори, где были представлены типовые проекты жилых домов для среднего класса.
Практикуемый в то время «в громадном большинстве случаев» подход к постройке дач и домов сводился к простой сделке с подрядчиком. При этом очень часто подрядчик был человеком малограмотным и осуществлял строительство на свой страх и вкус, унаследованный им от такого же, как и он сам, предшественника, и в результате получались никуда не годный дом или дача «казарменно-сундучного» вида, в лучшем случае отделанная разными украшениями в ложнорусском стиле - с петушками и лошадками.
Задачей первого выпуска сборника архитектурных проектов было упорядочение строительства, ознакомление публики с элементарными требованиями изящества в архитектуре и основами строительного искусства того времени. Вместе с тем книга предлагала несколько типовых проектов удобных для жилья построек, планов, в которые можно было внести изменения согласно требованиям и стремлениям конкретного потребителя. 
В предисловии к изданию говорилось следующее: «Жизненные условия настоящего времени создали особый вид собственников, которые стремятся с минимальными затратами устроить себе «собственное гнездо». Не правда ли, звучит очень знакомо? Эти слова можно с уверенностью отнести и к нашему времени. А в то время спрос вызвал предложение и появились предприниматели, специализировавшиеся на продаже мелких участков земли в ближайших окрестностях столицы. Покупателями таких земельных участков в большинстве случаев были трудовые люди, не располагавшие большими денежными средствами и потому стремившиеся построить дачу или дом наиболее экономичным способом. Идя навстречу такому стремлению большинства, Владимир Стори предложил вниманию почтенной публики сборник проектов недорогих дачных построек. Почти каждый проект был снабжен сметой с указанием требующихся строительных материалов и количества рабочих дней, необходимых для строительства, что давало возможность, зная существующие цены на материалы и рабочие руки в данной местности, вычислить стоимость предполагаемой постройки. В сборнике была приведена приблизительная оценка каждой представленной постройки применительно к столичным ценам (так, постройка бревенчатого дома обходилась в сумму от 80 рублей, кирпичного - от 100 рублей). Каждый из предлагаемых в книге проектов следовало рассматривать как схему, которую можно было изменять по желанию заказчика без существенного увеличения расходов.
После первой публикации сборника последовали другие, - видимо, материалы книги привлекли внимание сограждан. Другие книгоиздательства также начали печатать сборники, посвященные различным видам частных домов, рассчитанных на среднего гражданина со средним достатком. Одна из последних в дореволюционные годы публикаций подобного рода была посвящена строительству дач, вилл и особняков по проектам, выполненным английскими и немецкими архитекторами, и называлась «Дачная архитектура за границей» (книгоиздательство М.Г. Стракуна, под редакцией В.Г. Стори).
В обращении к читателям Владимир Стори подчеркивал, что этот сборник является первой попыткой ознакомления широкого круга сограждан с мотивами зарубежного зодчества. В книге были собраны наиболее типичные проекты немецких и английских архитекторов из различных альбомов, дополненные выдержками из пояснительных записок к проектам. Они знакомили читателей с запросами, которые предъявляли к дому-особняку западноевропейцы, привыкшие к большему комфорту и удобствам, чем русские. И хотя не во всем и не всегда можно было согласиться с положениями немецких авторов, невозможно было не признать глубокой продуманности и приспособленности их проектов для жизни.
В России большинство помещенных в этом сборнике планов были непригодны к осуществлению в том виде, в котором они были представлены, поскольку не соответствовали реалиям времени. Надвигающийся призрак революционных перемен будоражил спокойную семейную жизнь сограждан. В. Стори в предисловии к изданию признавал: «Наша общественная разобщенность дает себя знать и в тесном кругу семьи, и дом-особняк с проходными комнатами, лишенный спасительного коридора, конечно, нескоро нашел бы у нас покупателя или даже съемщика. Поэтому на все помещаемые здесь проекты следует смотреть лишь как на схему, которую можно переработать сообразно индивидуальным требованиям в каждом отдельном случае». Подчеркивалось, что большинство читателей могли воспользоваться этими материалами лишь в отношении фасадов, которые тоже были весьма характерны и отличны от русских проектов, даже выполненных в «новейших» стилях того времени. Из пояснений зарубежных авторов было опущено все, что касалось строительных материалов, поскольку на тот период их использование в России считалось невозможным.
Для адаптации зарубежных проектов к требованиям российских клиентов и отечественных законоположений Владимир Стори организовал специальный архитектурно-строительный кабинет. Предваряющий сборник пояснительный текст служил руководством для реального строительства: в нем подробно освещалось, что и как надо учитывать и делать при строительстве дома.
Во избежание излишних расходов в будущем настоятельно рекомендовалось перед постройкой жилья основательно продумать его план, прибегнув к услугам профессионального архитектора. Архитектор, в свою очередь, должен был в полной мере проникнуться желаниями и стремлениями заказчика, знать все его требования.
Одноэтажный дом всегда обходился дороже двухэтажного. Необходимо было предусмотреть общие удобства, дабы дом не обесценился в случае продажи или перехода к другому владельцу. Наконец, так как одним из главных лиц, пользующихся домом, являлась хозяйка, считалось необходимым ее участие в обсуждении плана дома.
Таким образом, в начале XX века в России складывались благоприятные условия для развития строительства массового жилья, потребителем которого являлся средний класс. Особенность подобного жилья заключалась в том, что, обладая всем необходимым для достойного проживания, оно было недорогим и доступным самому широкому кругу людей. Главную свою задачу распространители идеи этого жилья видели в поднятии культуры мещанского строительства и его упорядочении.
Можно с уверенностью сказать, что дальнейшее развитие этого направления привело бы к формированию оптимальных стандартов жилища для граждан России на уровне европейских, поскольку средний класс того времени старался перенять все самое передовое и рациональное из европейской культуры и экономики. Эта преемственность была не слепым копированием, а разумной интерпретацией самого лучшего и передового, что существовало в то время, в условиях России, при этом бережно сохранялись и оберегались российская самобытность и культура.
Революция 1917 года смела традиционные формы регулирования социальных процессов в стране. Новые методы государственного управления расставили иные акценты социального бытия. Резкая смена социально-экономического устройства диктовала свои принципы пространственной организации и условий жизни. Впервые строительство социального жилища в общей системе жилья было возведено в ранг первостепенной общегосударственной задачи. Решение этой задачи возлагалось на новую советскую архитектуру. Мировое сообщество в те годы получило уникальную возможность наблюдать за развитием и воплощением в отдельно взятой стране некоторых принципов всеобщего социального равенства и братства (эти идеи не одно столетие волновали прогрессивные умы человечества).
Поиск новых типов жилища и основ градостроения стал главным принципом развития архитектуры, практически превратив города и села в творческие лаборатории.
* * *
Интересен тот факт, что сегодня, в России начала XXI века, некоторые аспекты развития малоэтажного индивидуального жилья удивительно напоминают то, что происходило 100 лет тому назад.









© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.