журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Учебно-экспериментальное проектирование жилища в Московском архитектурном институте

А. Некрасов, профессор МАрхИ, заведующий кафедрой «Архитектура жилых зданий»

полная версия

Одной из важнейших функциональных составляющих города является жилая застройка, которая в старые времена собственно и определяла образ, структуру и характер города. Позднее, в ХХ веке, жилье, согласно новым модернистским теориям, было выделено в отдельные селитебные зоны.
Так появились новые образования - спальные районы с довольно примитивным социальным обслуживанием, обеспечивающим только самые насущные потребности жителей.
1970-1980-е годы прошли под знаком критики этих достаточно элементарно построенных районов за гипертрофию пространств, утилитарность и безликость первых, да и последующих панельных серий. Казалось, с наступлением новых экономических отношений, с появлением первых независимых архитектурных мастерских, когда архитектор наконец занял лидирующие позиции в архитектурно-строительном процессе, наконец-то начнется реконструкция этих искусственных образований, наделение их новыми качествами с одновременным уплотнением застройки и формированием традиционных городских структурных элементов: площадей, переулков, скверов, перекрестков и т.д.
Но реальность обернулась другой стороной. Новое государство уже не брало на себя функцию финансирования программ по обеспечению граждан хотя и не очень красивым, но прочным и, как мы теперь понимаем, вполне приличным жильем, а сами граждане - свободные жители нового государства - оказались свободны и от жилья, и от сбережений: они не могли купить не то что квартиру, но даже и комнату в новом доме.
Одновременно на сцене появился новый заказчик - класс крупных предпринимателей, обладающих значительными средствами и жестко диктующих архитектору свою программу, идеалом которой стали элитные городские или загородные жилые комплексы с высококачественным, но закрытым обслуживанием, часто неоправданно высокие, не несущие признаков определенного стиля, иногда напоминающие сталинские высотки, но выше и крупнее, «гламурные» и кичливые. 
Загородные элитные поселки, замкнутые и изолированные от природы и окружения высокими «средневековыми» заборами, образовывали свидетельствовавшие о романтических предпочтениях своих владельцев или о реализации их детских мечтаний особняки, которые логичнее смотрелись бы на более просторных участках.
В это же время немногочисленные пережившие период стагнации и хаоса 1990-х домостроительные комбинаты начали снова монтировать многоэтажную секционную продукцию по старым советским схемам с некоторой модернизацией, состоявшей в незначительных усовершенствованиях верхних этажей в виде традиционных скатных крыш и угловых башенок (суррогат средового подхода), а также смелой раскраске стен в стиле французских новостроек 1970-х годов. 
В Москве новые панельные комплексы по-прежнему осваивали свободные территории, и город продолжал экстенсивно развиваться вширь, за кольцевую дорогу, безжалостно «съедая» свои «зеленые легкие». Немногочисленные попытки реконструкции пятиэтажек (например, удачная программа надстройки панельных домов в подмосковном Лыткарино с одновременной модернизацией инженерной инфраструктуры, обеспечивающей экономию энергии) оказались незамеченными и не нашли последователей, и московским руководством было принято решение о сносе панельных домов первых серий и замене их на другие, тоже панельные и столь же безликие.
К счастью, реальная картина более разнообразна и не столь мрачна и безнадежна, как описано выше. Происходит освоение новых технологий, внедрение новых, в основном импортных строительных материалов, перестройка в отечественной строительной индустрии. Развивается монолитное домостроение с использованием многослойных энергосберегающих эффективных ограждений, пластиковых окон со стеклопакетами. Наконец, появились жилые дома вполне достойного, европейского качества, построенные по индивидуальным проектам, и т.д. 
Но не следует забывать, что неоправданно высокие цены на новое жилье делают решение жилищной программы для большей части населения, особенно для молодых семей, не имеющих значительных накоплений, невыполнимым.

В период обучения в МАрхИ студентам неоднократно приходится решать задачи разной степени сложности по проектированию жилья. Впервые это происходит на втором курсе, когда перед ними ставится задача спроектировать индивидуальный жилой дом и группу блокированных домов.
На третьем курсе задача усложняется: студент должен запроектировать так называемый дом средней этажности (3-4 этажа) - здание с более сложной пространственной структурой, чем у обычного секционного дома. Такие здания достаточно экономичны, так как не требуют мощного фундамента и несущих конструкций, а также лифтов. Плюсом также является возможность проектирования в подобных домах квартир повышенной комфортности; кроме того, при квартирах, расположенных на нижних этажах, обычно имеются палисадники, а квартиры на верхних этажах имеют широкие балконы или террасы. Эти дома позволяют организовать традиционные дворы, поэтому сразу проектируются компактные группы домов, при этом в проекте учитывается расчетное количество гостевых стоянок и гаражей для автомобилей, принадлежащих жильцам.
До недавнего времени дома этого типа проектировались для некоторой абстрактной среды. Однако требования времени заставляют усложнять учебные задачи, нацеливать студентов на решение реальных проблем города.
Поэтому в 2008 году в МАрхИ был проведен эксперимент - дом средней этажности проектировался для трех конкретных ситуаций:
1. Небольшая свободная территория, примыкающая к ул. Сретенка. Здесь кроме решения основных задач было необходимо обеспечить правильную инсоляцию зданий, вписать новую архитектуру в историческое окружение, решить проблему изоляции квартир первого этажа и грамотно включить зоны магазинов, офисов и нежилых помещений.
2. Участок, примыкающий к парку «Сокольники». Здесь логично разместить невысокую застройку, служащую буфером между парком и существующими многоэтажными домами. На месте стихийно возникших гаражей, которые предполагается заменить подземными, студенты проектировали квартал безлифтовых домов, ориентированных на зеленый массив. При этом ставилась дополнительная задача обеспечения изоляции нового комплекса от города различными средствами, кроме банального забора.
3. Может быть, самой сложной была задача проектирования дома средней этажности для подмосковного Звенигорода. Для эксперимента был выбран квартал, застроенный по периметру частными одно-, реже двухэтажными домами с палисадниками и приусадебными участками. Именно эта экстенсивная, почти поселковая скромная застройка и составляет очарование Звенигорода. Поэтому перед студентами стояла задача обеспечить кроме выполнения всех функциональных и конструктивных требований и точное попадание новой архитектуры в масштаб окружающей среды.
На четвертом курсе студенты МАрхИ разрабатывают проекты жилых районов. Лет 15 тому назад перед ними ставилась задача выполнить планировку жилого района на окраине города, на свободной территории без окружающей застройки. Абстрактность условий и отсутствие каких-либо ограничений, а также влияние не самых лучших примеров из отечественной практики того времени приводили к тривиальным решениям и цитированию известных градостроительных приемов (широкие магистрали, экстенсивная застройка, малая плотность, отсутствие традиционных городских пространств - дворов, проездов, переулков, перекрестков и площадей). Результатом формальной постановки задачи являлся столь же формальный ответ в виде некого абстрактного района, построенного на геометрических орнаментальных сочетаниях формальных объемов.
Поиски путей выхода из творческого кризиса привели в начале 1990-х годов к постановке задачи реконструкции спальных районов, требующей модернизации домов первых крупнопанельных серий либо их сноса и замены новой застройкой. Одним из популярных приемов стало наложение некой исторически сложившейся планировочной структуры с улицами, переулками и площадями на формализованную планировку спальных кварталов 1970-1980-х годов, что позволяло создавать уплотнительную застройку в основном за счет домов средней этажности по этим новым красным линиям. Благодаря этому в реконструированных районах появлялись пешеходные улицы с «человеческим» масштабом, переулки и скверы нормальной площади и уютные дворы. Спальный район обретал хоть и заимствованную, но все же историческую биографию и хоть какую-то индивидуальность.
Последнее время при разработке темы «жилой район» все большее внимание уделяется коллективному методу, позволяющему студентам изучить и проработать более обширную территорию, совместно выработать общую концепцию, а потом индивидуально разработать свой фрагмент генплана и объемную часть. Например, группой студентов четвертого курса была выполнена работа по реконструкции участка между проспектом Мира и парком «Сокольники» и Лосиным островом.
Проект предполагает уплотнение территории преимущественно жилыми домами с выделением офисных, общественных, жилых и рекреационных комплексов. Офисные здания планируется разместить в южной и северной частях участка для отделения жилой застройки от крупных магистралей, одновременно они будут формировать силуэт застройки благодаря своей высоте. Было решено объединить существующие бульвары, скверы и парки в единую систему зеленых территорий. Изучена и реорганизована существующая транспортная сеть, проложены новые магистрали. Проходящий по границе территории застройки и парка «Сокольники» участок Ярославской железной дороги планируется переместить под землю. Это позволит снизить уровень шума и соединить зону парка с жилой территорией. На освободившемся пространстве запланировано размещение нескольких специальных домов-пластин, запроектированных зигзагообразно, с разрывами для свободной циркуляции воздуха между парком и жилой зоной. Для увеличения плотности застройки планируется произвести реконструкцию районов, застроенных малоэтажными домами, и создать вместо неперспективных промышленных предприятий современные жилые кварталы. 
При разработке проекта, непосредственно связанного с описанным выше и составляющего вместе с ним дипломный проект бакалавра, большое внимание уделяется использованию прекрасного вида на зеленый массив парка с верхних этажей многоэтажных жилых домов. Например, в жилом доме была запроектирована общая терраса, своего рода обзорная площадка (студ.?), уровень которой связан с землей широкой наружной лестницей, одновременно обеспечивающей дополнительную возможность прохода на жилые этажи. В другом проекте (студ. IV курса Н. Терешкова) многоэтажный дом представляет собой сочетание двух объемов: жилого, ориентированного на юг, и административного, ориентированного на север.
На пятом курсе происходит так называемая специализация. Студенты, специализирующиеся по общественно-жилищной тематике, разрабатывают проект многофункционального жилого комплекса. Это довольно важная для формирования будущего архитектора работа, включающая комплексную реконструкцию фрагмента городской среды. Студенты снова объединяются в проектные группы и выбирают участок либо в центре города, где им приходится реконструировать, модернизировать застройку и менять ее функцию, либо ближе к периферии города, где необходимо изменить характер застройки, усложнить и уплотнить планировочную структуру, насытить ее недостающими функциями и создать полноценную качественную среду.
Перед началом проектирования проводится анализ местности, разрабатывается на больших макетах в масштабе 1 : 2000 и 1 : 1000 градостроительная часть, выполняется ландшафтно-визуальный анализ, исследуются памятники архитектуры и определяются зоны режимов реконструкции. Параллельно с проектированием студенты посещают курс лекций по градостроительству и охране памятников.
На этапе разработки объемов выдвигаются новые требования и задачи. Одна из них - формирование в проектируемой среде комфортных для жизни пространств. К сожалению, новые районы и в нашей стране, и за рубежом не могут похвастаться достижениями в этой области. Новые технические возможности - использование компьютерной техники, создание фотоколлажей и 3D-моделей - позволяют выполнить перспективы уличных и дворовых пространств, повысить качество проектируемой среды, придать ей индивидуальность. 
Например, в одном из проектов многоэтажного жилого дома облицовка из красного кирпича и большие застекленные поверхности напоминают о времени, когда на этом участке находились старые промышленные корпуса (студ. 5 курса В. Домненко). Автор другого проекта (дипломник Р. Аракелян) создал в новом комплексе, расположенном на склоне рядом со знаменитым Каскадом Джима Торосяна, плотную, хорошо вписанную в участок современную комфортабельную застройку, в которой попытался возродить традиционные ценности национального жилища с уютными двориками и террасами и хорошо продуманными визуальными связями. Этот проект был отмечен Золотой медалью МАрхИ.
* * *
Современная архитектурная школа, каковую и должен представлять собой МАрхИ, может полноценно выполнять свои функции только в том случае, если ведущие педагоги постоянно участвуют в проектной работе, находятся в курсе всего нового, что появляется на практике. Поэтому в институте необходимо создать проектно-экспериментальный центр, где будут работать педагоги и лучшие студенты, которые, в свою очередь, после получения диплома могут быть оставлены в институте в качестве педагогов-ассистентов. Таким образом мы создадим новое поколение архитекторов - педагогов. 
Нынешний потенциал МАрхИ позволяет успешно выполнять проекты различного направления и уровня сложности, участвовать в открытых и заказных конкурсах на интересные с архитектурной точки зрения объекты и объемы. 
В настоящее время в институте ведутся работы по проектированию жилых кварталов Звенигорода и готовятся задания по реконструкции Калуги. Мы участвуем в международной программе по реконструкции центра Калининграда.
Сегодня, когда кризис «заморозил» многие стройки, появилось время для спокойного осмысления ситуации, разработки выверенных концепций развития и вариантного проектирования проблемных участков.













© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.