журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Современные христианские храмы в Осло и Ганновере

М. Сонне-Фредериксен, архитектор

сокращённая версия



Архитекторы Западной Европы чувствуют себя гораздо свободнее при проектировании христианских храмов, чем их российские коллеги, ограничиваемые православной традицией и отсутствием опыта работы с культовыми сооружениями. Одно из свидетельств тому - христианские храмы, построенные недавно в Осло и Ганновере.



Христианская церковь в Осло
Христианская община Осло расположена в самом центре города, в старой вилле на улице Oskars gate. Не так давно к зданию решено было пристроить новую церковь.
Участок под застройку расположен на сложном рельефе с большим перепадом высот. Это подсказало архитектору Jan Arve Andersen оригинальное решение: с одной стороны церковь примыкает к старому зданию Общины, с другой, обращенной к улице Oskars gate, врезана в скалу. Благодаря этому она не сливается с округлой террасой виллы и воспринимается как самостоятельное здание. А расстояние, отделяющее церковь от красной линии улицы, позволило запроектировать перед входом небольшую площадь. При этом вестибюль как бы выделен из объема здания.
Западный фасад пристройки выполнен из красно-коричневого норвежского гранита, который хорошо сочетается со стоящими рядом зданиями, облицованными тем же гранитом. Террасы облицованы большими серыми плитами из гранита и бетона. Окрашенные в синий цвет фасады выполнены из бетона, несущие конструкции - из железобетона, покрытие купола - из меди, ограждения - из дерева. Интерьер зала для проведения служб имеет очень простые формы. Только над алтарем запроектирован «балдахин». Благодаря этому внимание сидящих в зале ничто не отвлекает от действия, происходящего перед алтарем. Потолок и стены зала облицованы панелями из необработанного дерева. Стекла «Антик» высоко расположенных окон расщепляют дневной свет и создают мягкое освещение. Пол выполнен из светло-бежевого известняка.
При проектировании большое внимание было уделено акустике зала. Для этого в качестве консультантов были привлечены как специалисты-инженеры, так и музыканты. Специальная компьютерная программа усиливает звучание органа и голоса.


Церковь Архангела Михаила в Ганновере
Участок под строительство церкви и дома для проведения встреч, выставок, концертов (Gemeindehaus) был приобретен в одном из элитных районов Ганновера ZOO-Viertel. По словам автора проекта, берлинского архитектора W.Schneider, она была задумана как пластически-органическое здание. С одной стороны, оно запроектировано на основе строгих математических расчетов, а с другой - его форма соответствует функциональному назначению культового сооружения. Духовность храма выражена в архитектуре посредством символов. Фасад, обращенный на запад, решен в виде кристалла, который трансформируется на востоке в сферический объем. Благодаря ритмической игре вогнутых и выпуклых поверхностей стен, являющихся частью ограждающей конструкции, кажется, что здание дышит подобно живому организму.
Строгий, возвышенный облик храма создан без использования обычного набора декоративных средств. Единственные декоративные элементы в интерьере - контрфорсы (пилоны), а также кессоны, меняющиеся в зависимости от их расположения на потолке, что создает ощущение динамики. Архитектура храма, построенная на пропорциональном соответствии частей и целого, концентрирует внимание на алтаре. Основные элементы храма располагаются по сторонам света: алтарь в восточной, ризница - в южной, кафедра - в северной, а галерея для музыкантов - в восточной части, образуя в плане внутренний крест. Алтарь, саркофаг и стол облицованы африканским гранитом. Верхняя часть стола выполнена из мореного дуба, кафедра обшита рябиновым деревом. Большое значение в интерьере имеет цвет, который варьируется от светло- до темно-фиолетового. Благодаря таким переходам он как бы живет и движется по собственным законам, усиливая либо ослабляя пространство.
В интерьере применены натуральные краски, покраска выполнена методом «глазури» или послойной живописи. Несущие конструкции выполнены из железобетона, покрытие купола - из меди. Высота храма в наивысшей точке - 18,53 метра, ширина - 16,84, длина - 33,32 метра.
Ганновер-Москва


© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.