журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Доблестным городам России


Василий Перфильев, архитектор 
Константин Хрупин, архитектор
полная версия

Федеральным законом от 09.05.2006 г. № 68-ФЗ «О почетном звании Российской Федерации «Город воинской славы» установлены основания присвоения городам России почетного звания РФ «Город воинской славы». 
Звание «Город воинской славы» присваивается городам, на территории которых или в непосредственной близости от которых защитники Отечества проявили мужество, стойкость и героизм в ходе ожесточенных сражений.
Положение об условиях и порядке присвоения почетного звания «Город воинской славы» было утверждено Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2006 г. № 1340. Указом Президента от 27.04.2007 г № 557 в него были внесены необходимые изменения.

С момента выхода Закона звание «Город воинской славы» присвоено 27 городам России. Ими стали Белгород, Курск, Орел, Ржев, Владикавказ, Ельня, Малгобек, Елец, Воронеж, Туапсе, Луга, Полярный, Ростов-на-Дону, Великий Новгород, Дмитров, Великие Луки, Наро-Фоминск, Вязьма, Кронштадт, Псков, Козельск, Архангельск, Волоколамск, Брянск, Нальчик, Выборг, Калач-на-Дону.

В 2008 году Министерством культуры РФ и Российским организационным комитетом «Победа» под председательством Президента России был проведен открытый всероссийский конкурс на лучший архитектурно-скульптурный проект стелы, устанавливаемой в городах, которым присвоено почетное звание «Город воинской славы». В жюри конкурса вошли известные художники, скульпторы, архитекторы, дизайнеры, искусствоведы, представители общественности. Из десяти представленных на конкурс работ был выбран проект авторского коллектива в составе: архитекторы И.Н. Воскресенский, Г.А. Ишкильдина, В.В. Перфильев и скульптор С.А. Щербаков.
Памятная стела представляет собой симметричную архитектурно-скульптурную композицию в виде установленной на пьедестале в центре квадратного стилобата колонны дорического ордера, увенчанной отлитым из бронзы гербом Российской Федерации. Ствол колонны выполнен из массива полированного гранита, капитель и база - из бронзы. На пьедестале колонны со стороны главного фасада в бронзовом картуше расположен текст Указа Президента России о присвоении городу звания «Город воинской славы». С обратной стороны располагается герб города, также выполненный из бронзы. 
Стилобат, вымощенный гранитными плитами, позволяет дополнительно обозначить и организовать композицию, создать соответствующую атмосферу для проведения публичных мероприятий в честь защитников Отечества. С помощью небольших лестниц, устроенных в стилобате, организован подход к центральной колонне со всех четырех сторон. Лестницы фланкируют расположенные в углах стилобата гранитные тумбы, одновременно ограничивающие и формирующие пространство вокруг колонны.
Торжественный характер композиции придают размещенные на угловых тумбах художественные рельефы с сюжетами героических событий в истории города, увековечивающие подвиги защитников Отечества, в связи с которыми городу присвоено звание.
* * *
Утвержденный знак, как и любая государственная награда, не может быть вольно интерпретирован в каждом отдельном городе. Авторы проекта неслучайно выбрали определенные материалы, а также параметры памятного знака, который будет украшать города так же, как ордена и медали украшают кители ветеранов. Во всех городах, отмеченных почетным званием, должны быть установлены памятные стелы единого образца - своеобразный орден городу. При этом от городских руководителей и архитекторов требуется немало усилий и профессионального чутья в выборе места установки памятного знака в условиях конкретной градостроительной ситуации, разработке объемно-пространственного и ландшафтного решения. Безусловно, право принимать окончательные решения по названным вопросам - за местной властью. Однако авторы проекта с готовностью включаются в эту деятельность, в каждом конкретном случае определяя необходимые параметры своего творческого участия. В рабочем контакте с местными специалистами определяются места установки памятных стел, выполняется их привязка к конкретному пространству с учетом сложившейся градостроительной ситуации и особенностей существующего рельефа местности, разрабатываются проекты благоустройства прилегающей территории. 
Поспешная установка памятного знака без консультаций с разработавшими его архитекторами и скульпторами чревата ошибками, которые потом очень сложно исправить. И с этой проблемой авторы проекта уже столкнулись в некоторых городах. При этом надо подчеркнуть, что основным смысловым ядром монумента является колонна-обелиск. Другие детали композиции - стилобат и стелы с художественными рельефами - задумывались авторами как элементы смысловой и композиционной связи памятного знака с конкретным местом установки. При этом, естественно, предполагалось тщательное изучение архитектурно-градостроительной ситуации в каждом городе.
В процессе сотрудничества с местными архитекторами выяснилось, что при посадке стелы в конкретную сложившуюся застройку, учитывая существующий рельеф, в некоторых городах возникает необходимость в небольших корректировках, касающихся в основном стилобата стелы и его скульптурного оформления, а также объема благоустройства прилегающей территории. Все необходимые изменения оперативно разрабатываются общими усилиями, участие в работе авторов проекта автоматически снимает проблему дополнительных консультаций и согласований. Благодаря этому удается сохранить авторскую идею единого образа памятной стелы на всей территории России.
Напомним, что помимо бронзового картуша с текстом Указа Президента РФ и герба города в композицию включены бронзовые рельефы, расположенные на гранитных тумбах. На них получают отображение темы, связанные с историей конкретного города в период Великой Отечественной войны и в более далеком прошлом, благодаря чему монумент в каждом городе обретает индивидуальность и неповторимость. Нельзя не отметить серьезную и напряженную работу по выбору сюжетов рельефов, для чего в каждом городе перерабатывается огромный объем исторической информации, военных мемуаров, воспоминаний ветеранов.
* * *
На бронзовых рельефах, включенных в композицию памятной стелы, установленной в Ельце, в художественной форме отображены наиболее значимые события в истории города начиная с древних времен: противостояние ельчан войску хана Батыя; участие дружины елецкого князя Федора в битве с войском Мамая на Куликовом поле; битва ельчан с полчищами Тамерлана; участие Елецкого 33-го пехотного полка в Отечественной войне 1812 года и в освобождении Болгарии от турецкого ига; участие ельчан в Крымской войне и в битве под Мукденом. 
Увековечены в бронзе и памятные эпизоды Великой Отечественной: переправа войск Красной Армии у Каракумовского моста; победоносное завершение Елецкой наступательной операции; автограф «Мы из Ельца», оставленный ельчанами на поверженном рейхстаге.
* * *
Бронзовые рельефы, установленные в мемориальном комплексе в Курске, отражают его многовековую историю: с XI века город был одним из мощнейших форпостов на границе Древнерусского государства, а в XVI-XVII веках - на границе Московского государства. 
В летописи Великой Отечественной войны Курск занимает особое место. Город был оккупирован немецко-фашистскими войсками с 4 ноября 1941 года по 8 февраля 1943 года. В июле-августе сорок третьего знаменитая битва на Курской дуге стала решающей в обеспечении коренного перелома в ходе войны. 12 июля 1943 года около железнодорожной станции Прохоровка произошло крупнейшее встречное танковое сражение, в результате которого Красная Армия окончательно закрепила за собой стратегическую инициативу. На одном из рельефов запечатлен фрагмент сражения у Прохоровки. Другой рельеф посвящен строителям железной дороги Старый Оскол - Ржава: за 32 дня (с 15 июня по 17 июля 1943 г.) они возвели десять мостов и уложили более 90 километров железнодорожного полотна, и 19 июля по дороге к Курской дуге пошли поезда с войсками и техникой. Одноименный рельеф рассказывает о последнем бое бронепоезда «Московский Метрополитен», который в течение трех суток (5-7 июля 1943 г.) прикрывал 20-километровый участок обороны, отражая попытки противника перерезать железнодорожную линию Белгород - Курск и обеспечив тем самым возможность переброски в район Курской битвы стратегических резервов.
* * *
С давних времен Владикавказ выполняет высокое историческое предназначение, являясь форпостом Российской державы на ее южных рубежах. 
В годы Великой Отечественной войны город-воин, город-труженик подтвердил свою самоотверженность и готовность сражаться до победы. В начале ноября 1942 года немецкие войска вплотную подошли к столице Северной Осетии, но город выстоял, фактически став щитом для Закавказья. Тысячи владикавказцев добровольно ушли на фронт. В рекордные сроки вся промышленность была перестроена на военное производство. Об этих событиях напоминают рельефы мемориального комплекса. Рельеф «Ополчение» рассказывает об обороне Владикавказа и местных жителях, вставших на его защиту. Рельеф «Трудовой фронт» посвящен людям, для которых передовой линией стали оборонные заводы. Сюжет третьего рельефа посвящен героическому 46-му женскому авиационному полку ночных бомбардировщиков под командованием Евдокии Бершанской, районом базирования которого была станица Архонская неподалеку от Владикавказа. Родина высоко оценила героизм женщин - летчиц, штурманов, механиков, проявленный ими в битве за Владикавказ: в феврале 1943 года полку было присвоено звание гвардейского. Обороне Владикавказа также посвящены рельефы «Бои в горах», «Разведчики, дозор в горах», «Разгром танковой армии под Владикавказом», «Битва за Кавказ» (схема-карта военных действий).

Уходят в историю события Великой Отечественной войны, все меньше среди нас представителей поколения победителей. И потому так важно средствами художественного языка сохранить для будущих поколений хронологию и этапы этой Победы.


Игорь Воскресенский, архитектор

Орден городу или художественная композиция на тему?
Комментарий автора проекта

Реализация проекта установки памятных обелисков в городах, получивших звание «Город воинской славы», осложнилась двумя проблемами, принципиально влияющими на качество исполнения и соответствие идейному содержанию.
Первый и самый принципиальный вопрос: что такое памятная стела? Своеобразный орден городу или художественная композиция на тему воинской награды? К сожалению, уже были попытки изменить параметры памятной стелы, указанные в проекте, выполнить ее из не соответствующих целостному замыслу материалов. Авторы проекта твердо убеждены, что присвоенная Указом Президента РФ награда городу должна строго соответствовать установленному архитектурно-пространственному стандарту, что позволит ей и сегодня, и через годы быть узнаваемой в любом уголке России.
Безусловно, нельзя перечеркивать индивидуальность города, его историю, воинскую биографию и те события, которые послужили основанием для присвоения ему высокой награды. Авторы проекта думали над этим еще до начала работы и предусмотрели возможности придания стеле персонифицирующих черт. Для этого используются расположенные каре четыре гранитные тумбы, на боковых стенках которых должны быть размещены бронзовые рельефы, отображающих события, связанные с каждым конкретным городом, что позволяет монументальными средствами создать летопись исторических событий.
Второй, не менее важной проблемой, с которой столкнулись авторы проекта монумента, стал подбор участков для его реализации. В ряде городов прошли конкурсы на выбор места, и, наверное, это правильно. Проблема очень непростая, и, к сожалению, уже есть примеры непродуманных неудачных решений, скажем, размещение стелы в зажатом пространстве, между объектами торгово-бытового назначения. Бывает и так, что сначала в городе выбирается место, а потом мемориальный знак пытаются «втиснуть» в отведенное пространство, требуя от авторов переработки проекта.
Безусловно, при решении этой задачи самым идеальным вариантом может быть установка стелы в исторической зоне проходивших боев. Подлинность места и изображение в рельефах эпизодов, символизирующих воинскую доблесть защитников города, усилят эмоциональное воздействие мемориального комплекса.
Композиция ансамбля рассчитана на восприятие с дальних точек, а также на непосредственное прочтение его элементов (рельефов, текстов). Архитектурно-пространственное решение монумента делает возможным и даже желательным рассматривать его в качестве доминанты на перекрестке магистралей или узлового элемента, кульминационного акцента вновь создающегося архитектурно-ландшафтного ансамбля.
Очень хочется, чтобы памятные стелы не только увековечили подвиг городов России, но и заняли достойное место в формировании их современного художественного облика.

 

 

© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.