журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Минск: преемственность и новации

С распадом СССР и сменой социально-экономической формации резко изменились все сферы нашей жизни.
На новых принципах развиваются и наши города, особенно если они обладают столичным статусом. О прошлом, настоящем и будущем столицы Беларуси главный редактор журнала «Архитектура. Строительство. Дизайн» Г.Шугаев беседует с главным архитектором Минска А.Чадовичем.
Г.Ш. Александр Иванович, вот уже много лет вы являетесь главным архитектором Минска. Это означает, что ваши усилия постоянно направлены на создание в городе благоприятной для человека среды. В чем вы видите ее главные составляющие?
А.Ч. Жизнь человека проходит в окружающей его среде, включающей как природу, так и архитектуру в широком смысле этого понятия. Единство и гармония
между ними - необходимое условие жизнедеятельности людей. Благоприятная для человека окружающая среда - это удобный и красивый город, архитектурные ансамбли, промышленные и жилые комплексы, природный ландшафт, рациональная и достаточная сеть дорог и коммуникаций
Влияние на человека созданной им среды многогранно. Оно охватывает не только материальную, но и духовную стороны жизни. Чистота воздуха, целесообразность и выразительность архитектуры, удобная планировка жилья - все это благотворно влияет на человека. Ключ к равновесию и гармонии
между естественной и искусственной средой лежит в градостроительстве, являющемся синтезом мировоззрения, многообразных знаний и конкретных творческих действий человека.
Г.Ш. Как известно, градостроительная основа любого города - это его генеральный план. Расскажите о наиболее важных этапах формирования генерального плана Минска.
А.Ч. Действительно, основным документом, определяющим пространственные направления и характер развития города, является генеральный план. Решения, заложенные в нем, обусловливают историю становления городского образования. Наиболее активный рост Минска приходится на послевоенный период, что нашло отражение в генплане столицы Беларуси, разработанном в 1965 году. Сохраняя преемственность в развитии, он намечал значительное наращивание индустриальной базы. Это привело к активному росту территории города и численности его населения. С 1961 по 1972 год население Минска выросло вдвое - с 570 тыс. до миллиона. Градостроительная база развивалась во взаимосвязи с размещением производительных сил и расселением на территории Минского промрайона. Реализация генплана подтвердила реалистичность основных архитектурнопланировочных решений, однако потребовала внесения в него значительных изменений. В городе были выделены планировочные районы, произведено административно-территориальное деление. Водно-зеленый диаметр реки Свилочь дополнился двумя полукольцами. В системе перспективного массового пассажирского транспорта был предусмотрен метрополитен. Город развивался с учетом рационального использования сельскохозяйственных территорий его пригородной зоны и возможностей освоения зон загородного отдыха населения, а также в сочетании с ростом городов и районов Минской области, определенных схемой районной планировки.
Генеральный план 1982 года с перспективой развития до 2000-го определил
расчетную численность населения - до 2 млн. жителей, а среднюю норму обеспеченности общей площадью - до 18 кв.м. на одного жителя. Одной из
важнейших задач генплана стало ограни чение роста численности населения города. Рациональное планироваание и последовательное организационное воплощение основных положений градостроительной программы позволили справиться с этой задачей.
Город практически преодолел последствия Великой Отечественной войны. Закончился интенсивный рост его территорий и численности населения, создана необходимая и достаточная среда жизнедеятельности. Созидательный труд проектировщиков и строителей воплотился в облике прекрасного города, в котором сегодня живут и трудятся 1712 тыс. жителей.
Г.Ш. Несколько слов о плотности застройки и структуре населения Минска.
А.Ч. Минск сегодня - это один самых компактных городов Восточной Европы. На территории в 26680 га при плотности 64 чел./га селитебные земли составляют 24,7%, промышленные и коммунально-складские - 12,5%, общественные 4,3%, ландшафтно-рекреационные 21,8%, другие типы земель (дороги, улицы, территории внешнего транспорта, спецтерритории и др.) - 36,7%. Для сравнения: территория Вильнюса при 580 тыс. жителей составляет почти 40 тыс. га, Киева - около 80 тыс. га при 2800 тыс. жителей. В структуре населения Минска 17,4% составляют горожане младше трудоспособного возраста, 66,2% - трудоспособного возраста, 16,4% - пенсионеры. Жилищный фонд насчитывает 31 499 900 кв.м, в том числе в многоквартирных домах -
30 133 600 кв.м и в индивидуальных усадебного типа - 1 366 300 кв.м. Средняя обеспеченность населения общей площадью составляет 18,4 кв.м на одного жителя. Размер средней жилой единицы нового строительства в области 110 кв.м, в районе - 213 и в городе 74 кв.м. Эти данные свидетельствуют о компактности градостроительной структуры города, а также о потребности в дальнейшем развитии жилья и совершенствовании его структуры.
Г.Ш. Жизнеобеспечение города - это его объекты социального назначения. Какова динамика их развития? А.Ч. В Минске на каждую тысячу жителей приходится 45,4 места в дошкольных учреждениях и 146,6 места в общеобразовательных школах. Имеющиеся в городе поликлиники обеспечивают 55207 посещений в смену. Построены и работают 152 аптеки. Реализованная программа строительства этих объектов практически закрывает количественную потребность перспективного развития. Наша первоочередная задача увеличить сеть специализированных койко-мест в больницах до 30400 и довести число посещений поликлиник в смену до 57000. Динамично развивается система предприятий торговли. Сегодня в Минске 388400 кв.м торговых площадей, в том числе в торговле продовольственными товарами - 197700 кв.м. Правда, по обеспеченности населения торговыми площадями мы все еще значительно отстаем от развитых стран. В Европе, например, этот показатель составляет 1 кв.м на человека, в США - 2 кв.м (в Минске - примерно 0,23). Впрочем, реальная жизнь напрямую связывает эти показатели со средней заработной платой и валовым продуктом на душу населения.
Г.Ш. Многие столицы и крупные города, расположенные на территории СНГ, испытывают одни и те же проблемы - социальные, экономические, экологические... Как вы собираетесь их решать?
А.Ч. Наша главная цель - сделать Минск городом, в котором удобно жить. Политические и социально-экономические условия в государстве в корне изменились, что вызвало необходимость разработки новых подходов к прогнозированию, проектированию и планированию устойчивого градостроительного развития белорусской столицы. Новый генеральный план должен осмыслить появление четырех «НЕ», определяющих условия развития и управления городом, учесть их в планировании и сохранить преемственность основных направлений градостроительства.
Итак, первое: это город «НЕ централизованного финансирования». До недавнего времени любое строительство в городе было непосредственно связано с централизованным государственным финансированием, которое было связано с режимом жесточайшей экономии, нормативного распределения и принципом минимальной достаточности. Отсутствие рынка инвестиций приводило к унификации всех элементов среды обитания. Безликость и однообразие, ставшие синонимами экономичного, рационального, широко распространились в серийном производстве. Сегодня в строительном процессе Минска участвует целый ряд источников финансирования. Это и традиционный бюджет города, и частные капиталы, и заемные деньги, и иностранные инвестиции. Разнообразны и формы инвестирования. Инвестиции тесно связаны со временем реализации и конъюнктурой рынка, могут концентрироваться и создавать конкуренцию, ажиотаж и перепроизводство. Правильно используя векторную направленность капитала, можно решать многие городские проблемы, реализовывать градостроительные программы быстро и с максимальной пользой для населения. Создание программ и проектов, привлекающих инвестиции, становится методом формирования среды обитания.
Второе: город - «НЕ промышленный центр». Минск советский создавался как большой сборочный цех. Его проектирование опиралось на планируемые промышленные показатели и их обеспеченность трудовыми ресурсами, которые определяли численность населения и территории под жилищное строительство и производство. Затем нормативно рассчитывалась социальная структура. Все это пронизывала инженерно-транспортная инфраструктура и ландшафтно-рекреационные территории, а талант и трудолюбие проектировщиков облекали это в архитектурный образ. В производственной сфере было занято свыше 60% трудоспособного населения, что не соответствует статусу и функциям столи чного города.
Столица - это прежде всего управленческий центр, средоточие государственных институтов власти, отраслевых и вневедомственных органов управления, представительств фирм и корпораций. Именно в столице размещаются посольства, представительства и штаб-квартиры иностранных государств и фирм. Научные, медицинские, образовательные, деловые и торговые центры являются ее обязательной составляющей. Чтобы город качественно исполнял перечисленные функции и эффективно развивал их, необходимо создать полноценную систему обслуживания, в сфере которого должно быть занято около 70% трудоспособного населения.
Третье: город «НЕ объект ведомственного планирования». Ранее будущность города реально определяли отраслевые ведомства и их профессионалы. Они обладали ресурсами и управляли градообразующими процессами, принимая решения по размещению производств, планировке города, строительству жилья и социальной инфраструктуры. Градостроители лишь выполняли заказы ведомств и волю власти. Возрождая городское самоуправление, городу необходимо закрепить свой статус и свою агломерацию согласно функциям в государстве. Ему необходимо разработать и реализовать программу стратегического развития. Городское управление должно объединить ГОРОЖАН, реализующих свою волю и конституционное право, создающих общины самоуправления и контролирующих деятельность власти; ПРОФЕССИОНАЛОВ, участвующих во всех сферах и уровнях управления, ГОРОДСКИЕ ВЛАСТИ, формирующие механизмы управления на основе реальной структуры города.
И, наконец, четвертое: город «НЕединой собственности». Минск вчерашний это город, где безраздельно господствовала государственная собственность. Электростанции и заводы, магазины и столовые, школы и жилые дома, вся земля и всё на ней принадлежали одному собственнику - государству. И лишь в недрах квартир, дач и гаражей робко ютилась частная собственность. Распоряжение собственностью, в том числе и землей, протекало бесконфликтно, по установленным правилам и определялось властью. Собственность находилась в пользовании и существенно не влияла на экономическое развитие, не являлась товаром, залогом и целью деятельности человека и общества.
Минск сегодняшний активно развивает множественность видов собственности. Перераспределение, создание и развитие государственной, коллективной и частной собственности делает невозможным использование старых градостроительных традиций, методов и, тем более, прежней градостроительной документации. Противоречивость интересов собственников, постоянно меняющаяся направленность использования собственности на рынке диктуют необходимость гибкого градостроительного регулирования - на альтернативной основе и с учетом интересов множества участников. Прямое проектирование городских объектов должно сочетаться с многовариантным планированием городской среды.
Г.Ш. Насколько сильна преемственность нынешнего генплана и его предшественников? Какие новые подходы к прогнозированию, планированию и проектированию вы закладываете в генеральный план Минска?
А.Ч. Построение нового генплана города как радиально-кольцевой системы своими корнями уходит в предыдущие генпланы. Преемственность заключается и в компактности, закрепленной планировочной организацией территории и функций. Построенная пульсация высокоплотных пространств города и разреженных зеленых ландшафтов позволяет воспринимать просторы зелени и воды, в то же время получая короткие связи в жилых и общественных зонах. Традиционно сохраняется и развивается композиция водно-зеленого диаметра, дух водных полуколец, и системы зеленых клиньев, парков, скверов. Освежающие город ветра по-прежнему имеют ландшафтные коридоры.
По-новому трактуется функциональное зонирование производства, жилья и общественных территорий. Вместо подчеркнуто раздельного зонирования производства и жилья предлагается интегрирование функций. На смену идеологии защитных зон предприятий приходит идеология санирования и борьбы с источниками вредного воздействия на окружающую среду. Перевозка трудящихся из жилых в производственные зоны заменяется созданием рабочих мест в непосредственной близости от селитебных территорий и даже непосредственно внутри них. Культивируется смешанная застройка, особенно в четырехсотметровой зоне городского каркаса.
Экономическая составляющая реализации генплана Минска приобретает значимую роль. Создание ценовой карты города, определение стоимости земли функциональных зон и отдельных участков позволяют сделать процессы градостроительного преобразования логичными, прогнозируемыми и реальными. Рынок недвижимости и инвестиций в сочетании с регламентами градостроительного освоения и развития в умелых руках городского самоуправления смогут обеспечить развитие Минска, сформировать естественный, саморегулируемый процесс жизнедеятельности столицы. В заключение хочу сказать: очень серьезная, новая по взглядам и методам градостроительная документация разработана коллективом талантливых, преданных городу специалистов института «Минскградо» под руководством кандидата архитектуры А.Н.Колонтая. В основу идеи заложен принцип свободы инвестора и проектировщика, принцип будущего соавторства в создании гуманной среды обитания. Эта документация впервые предназначена городской власти, профессионалам, населению и его активной части - инвесторам. При успешном экономическом развитии нашей Беларуси она станет настольной книгой многих.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.