журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Джим Торосян

А. Тер-Минасян, архитектор
сокращенная версия


Существуют специальности, по сути своей предполагающие известность своих удачливых обладателей - певцов, артистов, активно действующих общественных и политических деятелей. Есть и такие специальности, представители которых остаются неизвестными широкой общественности, несмотря на то, что с плодами их деятельности люди сталкиваются каждый день. К таким специальностям относится и архитектура, ибо живя, работая, проводя свой досуг в созданной архитекторами среде, мало кто из жителей какого-либо города может назвать имена авторов хотя бы самых значительных сооружений. Однако не бывает правил без исключений: есть архитекторы, чья профессиональная деятельность, активная общественная позиция и яркая индивидуальность приносят им широкое признание, хотя сами они вовсе не стремятся к этому.

В московской архитектурной среде очень многие знакомы с деятельностью Джима Торосяна, а в самой Армении вряд ли найдется человек, который хотя бы раз в жизни не слышал его имени. И эта известность, не вполне обычная для представителя его профессии, объясняется не только тем, что он автор многочисленных зданий и памятников в Ереване и различных районах Армении, и даже не тем, что в течение десяти лет он был главным архитектором столицы республики, или тем, что, несмотря на свою сверхзанятость, преподавал и продолжает преподавать будущим архитекторам... Несомненно, все это играет большую роль в его творческой биографии, однако залог широкой известности Джима Торосяна - в своеобразии и притягательности его личности.
Обладатель высоких профессиональных качеств и безграничного человеческого обаяния, Джим Торосян, прежде всего, привлекает своей полной и беззаветной отдачей профессии и поистине трогательной любовью к искусству вообще. Прекрасный знаток и искренний любитель живописи, литературы и классической музыки, Джим Торосян и в своих тектонически уравновешенных, конструктивно точно выверенных архитектурных построениях остается истинным Художником.
Особое, ни с чем не сравнимое удовольствие - идти рядом с Джимом Торосяном по улицам Еревана. Даже если он очень спешит, даже если опаздывает на важное совещание, он не может равнодушно пройти мимо привлекшего его внимание сооружения - непременно должен остановиться и обсудить его архитектурные достоинства или недостатки. А если вы идете мимо одного из его любимых архитектурных произведений (например, Дома правительства Александра Таманяна, который
Джим Торосян считает одним из шедевров мировой архитектуры XX века), то его восторженная речь, меткие и образные - поистине артистические - определения и сравнения уже нельзя назвать просто архитектурным анализом: это художественное слово, образец ораторского искусства, мощный поток эрудиции и человеческой любви.
Джим Петрович Торосян родился в 1926 году в Ереване, окончил архитектурный факультет Ереванского политехнического института, затем поступил в аспирантуру Академии архитектуры СССР в Москве, после блестящего окончания которой и защиты кандидатской диссертации вернулся в родной город и посвятил свой талант, знания и энергию делу строительства своего отечества. Он принадлежит к поколению, которому пришлось немало пережить, все взлеты и падения в истории огромной страны оставили неизгладимый отпечаток на его судьбе - человеческой и творческой. Однако об этом лучше всего расскажет он сам - народный архитектор СССР, заслуженный архитектор Армении, лауреат государственных премий, академик Джим Петрович Торосян.

А. Т.-М.: Джим Петрович, как человек и как архитектор Вы оформились в той стране, пережили вместе с ней почти все периоды ее истории, Вы - «родом из СССР». Что дала Вам эта страна и чего лишила?
Дж. Т.: Для каждого времени характерны свои сложности и свои достоинства. Прошедшая эпоха также принесла много положительного в области архитектуры. В стране был большой размах строительства, и этот факт уже сам по себе очень важен. Большое внимание уделялось решению социальных задач. Как Вы знаете, я учился здесь - в Ереване, затем в Москве и год - в Ленинграде. Знания и традиции, которые передали нам наши педагоги, я считаю своим главным богатством. Я и сейчас с большим почтением и благодарностью вспоминаю всех воспитавших меня как архитектора - и в Армении, и в России. Мои педагоги явились для меня залогом профессионального счастья, если так можно выразиться. Однако трудности того периода не обошли, конечно, и меня: мой отец был главным прокурором республики, заместителем председателя правительства, и он был арестован и расстрелян в годы сталинского террора. Положение нашей семьи было очень тяжелым, но моя мать была очень целеустремленной и мудрой женщиной - окончила и ереванский, и московский университеты и была так же последовательна в вопросе моего образования. В таком же положении, как мы, в то время оказались очень многие, и повторяю: моим утешением были мои учителя, от которых я видел только теплое отношение.
А. Т.-М.: Имена Ваших учителей ныне прочно вошли в сокровищницу истории советской архитектуры. Это были Каро Алабян, Иван Жолтовский, Рафо Исраелян, Самвел Сафарян, Григор Агабабян и многие другие. Можете ли Вы выделить кого-то из них, кто имел особое влияние на Вас?
Дж. Т.: Я развесил на стенах мастерской портреты своих учителей и, работая, часто смотрю на них, думаю о том, что сказали бы о моей работе Исраелян или Агабабян, как бы решил этот фрагмент Сафарян... Мое мировоззрение, мой подход к искусству формировались под воздействием их произведений и философских воззрений. Это мои учителя. Что касается влияний, то, думаю, я, как и каждый архитектор, испытал на себе самые различные влияния, скажем, Мартироса Сарьяна, Арама Хачатуряна, не говоря уже о наших средневековых мастерах, - и не менее сильные, чем влияние моих непосредственных педагогов.
А. Т.-М.: Если бы Вам пришлось сегодня, в нынешних условиях, выбирать специальность, Вы бы снова избрали архитектуру?
Дж. Т.: Несомненно.
А. Т.-М.: Великий американский архитектор Ф.Л. Райт както сказал, что для того, чтобы быть архитектором, нужна решительность. Какой решительности требовала от Вас Ваша деятельность в советское время и какой - сейчас? Чувствуете ли Вы какие-то изменения по сравнению с прежними временами? И как Вы используете свой прежний опыт сейчас?
Дж. Т.: Работа с заказчиком, по-моему, во все времена остается одинаковой. Архитектор всегда должен быть решительным. Естественно, решительность должна проявляться тогда, когда окончательный результат будет для него приемлемым. До этого момента я всегда пребываю в сомнениях, советуюсь с коллегами, обдумываю различные варианты... Однако когда остановишься на определенном решении, тут уже нужно проявлять твердость в осуществлении своего замысла - будь то советские или рыночные времена. Эта проблема стоит перед архитекторами во всем мире.
А. Т.-М.: На Вашу долю выпали тяжелое детство и полные лишений юные годы, однако Вы достигли своей цели: занимаетесь любимым делом, построили и продолжаете строить очень значительные сооружения, оставляя значимый след в истории архитектуры своей родины. Считаете ли Вы себя удачливым человеком?
Дж. Т.: Действительно, мои юные годы были суровыми - арест отца оставил тяжкий след в жизни нашей семьи. Но при этом хочу подчеркнуть: если человеку дано в жизни заниматься любимым делом, то это уже большая удача. Вот Вам и ответ на Ваш вопрос о том, считаю ли я себя удачливым человеком.
А. Т.-М.: Есть ли среди построенных Вами зданий одно, которое Вам особенно дорого?
Дж. Т.: Творческим людям часто задают этот вопрос. Я всегда избегал его, поскольку на него трудно дать ответ. Мне всегда казался наиболее удачным последний проект, но с течением времени мое мнение менялось. Думаю, что, скорее всего, это то произведение, которое еще не создано. Важно работать без оглядки на чье-то мнение, делать свое дело так, как сам считаешь нужным. С годами к архитектору приходят профессиональная мудрость и внутренняя свобода.
А. Т.-М.: Ваши произведения всегда отличаются художественностью, живописностью, если можно так выразиться. Даже в чисто архитектурных сооружениях определенно ощущается Ваша склонность к скульптуре, настенной живописи. Спроектированные Вами памятники являются образцами синтеза искусств, что было так естественно для средневековья, но почти забылось в советское время. Делали ли Вы это сознательно, стремясь создать свой собственный стиль в современной армянской архитектуре, или просто следовали велениям своего сердца, ума и вкуса? С этим связан еще один вопрос: создавая памятники, Вы предпочитаете работать один (как в случае памятника в Ошакане, посвященного 1600-летию армянской письменности, или мемориала Ванской битвы) или все-таки в сотрудничестве со скульптором? Какие задачи Вы ставите перед собой в подобных случаях?
Дж. Т.: По моему глубокому убеждению, если архитектура стремится выполнить свою общественную миссию, она должна создаваться как художественный образ, как произведение искусства, поскольку все остальное переменчиво, даже функция. Окружающая среда может со временем измениться, и единственным неизменным критерием является эстетическое совершенство. Конечно, архитектура, как функциональная категория, должна отвечать определенным требованиям, но выше всего стоит идея. Парфенон, или палаццо эпохи итальянского Возрождения, или армянские средневековые храмы - все это шедевры мировой архитектуры. Что касается синтеза искусств, то в знаменитых произведениях - вольно или невольно - он всегда присутствует.
Возвращаясь к Вашему вопросу: проектируя, не решаешь все заранее, а руководствуешься внутренним чувством, которое должно привести тебя к соответствующему подходу, это касается и совместной работы со скульптором или художником. Если характер работы чисто архитектурный, скульптурные рельефы я обычно рисую сам, если работа требует другого подхода - обращаюсь к скульптору.
А. Т.-М.: Заказчиком советского архитектора почти всегда было государство - со всеми вытекающими из этого положительными и отрицательными последствиями. А как Вы представляете наилучший вариант взаимоотношений «заказчик-архитектор» сегодня, когда, как говорится, «музыку заказывает тот, кто платит»? И каким, по Вашему мнению, должен быть идеальный заказчик?




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.