журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Киргизские каменные сады

А. Насирдинова
полная версия


Исторический ландшафт есть след события или цепи событий исторического значения. Историческим ландшафтом может также быть зрительно воспринимаемое выражение определенного периода в развитии цивилизации или определенного образа жизни. ICOMOS Nouvelles, №11, 1977
В ходе археологических и архитектурных экспедиций, организованных в Кыргызстане в последние десятилетия, были изучены и зафиксированы на топографических съемках целый ряд исторических ландшафтов (с VI в. до н.э. до XII в. н.э.), в частности на территории Чолпон-Атинского музея под открытым небом и аналогичных музеев на окраине сел Кара-Ой и Курск в Иссык-Кульской области. В их числе так называемые «таш-короо» - каменные загоны, представляющие собой сложно составленные каменные выкладки, длинные ряды из валунов.


Таш-короо обычно имеют хаотичные конфигурации в виде кругообразных розеток, спиралевидных фигур и пр. Как правило, наиболее сложные из них не повторяются в плане. Некоторые же по сей день остаются своего рода неопознанными объектами, поскольку целый ряд ученых считают их не загонами для скота, а зимовками кочевников и даже объектами с астрологической ориентацией. Длинные ряды из валунов в один, два и иногда четыре-пять рядов камней - также весьма неоднозначный объект. Самый протяженный ряд имеет длину две тысячи метров. Наиболее распространенное среди археологов мнение относительно каменных рядов - это межевые знаки кочевых владений.
«Ритуальные каменные образования» (обозначение мое - А.Н.) в виде каменных выкладок обычно кругообразных или четырехугольных типов, в отличие от традиционных жертвенников или поминальных оградок, имеют более крупные размеры. Они расположены на более высокой отметке ландшафта музея, что скорее указывает на некие ритуальные функции. Среди каменных сооружений есть и курганы со сложными спиралевидными выкладками камней. Например, такими, как на насыпи курганов «Долинки II» у села Кара-Ой, датируемых X-XII вв. Никак не охраняемый и по чистой случайности не уничтоженный, этот каменный ансамбль, создающий впечатление лабиринтообразного пространства, хорошо сохранился.
Все эти объекты расположены не слишком далеко друг от друга, но какой-либо жесткой логической связи между ними не прослеживается. Так, проходя вдоль каменных рядов, по пути встречаешь камни-петроглифы, огромное «полотно» древних художников. Рельеф местности характеризуют участки камнепада с неглубокими впадинами вперемежку с более ровными участками, что играет не последнюю роль в восприятии памятников.
Неслучайно культовые сооружения кочевников, сложенные из камней, в памяти старожилов сохранились как святые места - Мазар жер, о чем мы узнали в ходе экспедиций. В этих краях рассказывают красивые легенды, в которые, безусловно, верят сами рассказчики. Косвенное подтверждение тому - сочетание разновременных и разнотипных памятников в пределах одной территории, т.е. долговременность почитания культа и связанных с ним мест. Еще один реликтовый тип ландшафта - восьмикаменники «ТашТулга » у озера Сон-Куль, приблизительно датируемые I в. до н.э. и имеющие аналоги на территории Алтая, Тувы, Западной Монголии.
Таш-Тулга состоит только из жертвенников - восьмикаменников и не привязан к курганам, что отличает его от тех же алтайских памятников. Каждый жертвенник представляет собой выкладку из восьми камней, расставленных по кругу. Девять таких восьмикаменников выстроены в одну линию с ориентацией на север-юг на протяжении 196-200 м. Таким образом, Таш-Тулга имеет планировочную структуру с числовой символикой. Как оказалось, такие объекты не вызывали у археологов большого интереса главным образом из-за их малочисленности и отсутствия артефактов. В то же время архитекторы узнали о них именно от археолога - известного киргизского ученого Дмитрия Федоровича Винника.
В свое время Ю.Бучас подчеркивал, что природа исторического ландшафта в своей структуре допускает некие реликты, исключительные формы которых можно признать как произведения садово-паркового искусства. Исходя из этого, рассмотренные типы исторических ландшафтов по своим эстетическим качествам могут претендовать на статус реликтовых форм, т.е. произведений садово-паркового искусства. К сожалению, из-за отсутствия к ним интереса такие памятники можно также назвать затерянными каменными садами кочевников.
Поиски аналогов и истоков привели нас к изучению зарубежных источников, в первую очередь археолого-архитектурных материалов Японии, поскольку памятники на территории Кыргызстана по формальным признакам сопоставимы с более совершенными японскими каменными садами. Кроме того, интересы охраны и сохранения этих объектов связаны с возможностью использования их в современной среде, что требует определения втори чных или новых функций. Например, как мы предлагаем, по типу «каменных садов». Первоначально расстановку камней в пространстве японцы называли словом «сими», т.е. остров, огороженное место. Смысл создания таких садов различен во времени и пространстве, что прекрасно демонстрирует история садово-паркового искусства Японии.
Ранним садам Японии свойственны божественные эпитеты. Сад был местом встречи бога и человека. В мемориальных ландшафтах Кыргызстана это место встречи одухотворенного или обожествленного предка и человека. Т.е. формально функциональные характеристики японских и кочевых садов совпадают. «Сакутеи-Ки», классическое японское руководство по садоводству, относится ко II веку, т.е. к началу «курганного периода » в истории Японии, а также к предшествующей ему мегалити ческой культуре, когда возникли женские и мужские менгиры. Элементы мегалитической культуры, а затем курганного периода стали компонентами ранних садов Японии. Например, в садах «для прогулок» эпохи Эдо есть холмы, олицетворяющие конкретные священные горы (Фудзи, Хораи). Священными были также японские курганы, несущие идеи мировой горы. Популярные в эти периоды мужские, женские менгиры нашли воплощение в разбивке садов не только эпохи Эдо, но и Момояма как взаимоперетекающие противоположности в структуре садов.
Несомненно, «импульсом» для создания каменных садов у японцев было поклонение камням, скальным святилищам, духам в них, отраженных в религии синто и развитых позднее буддийской идеологией. Древние киргизы, выделяя из цепи событий одно и опредмечивая его в пространстве, создавали каменные сады естественным образом, не преследуя подобные цели. У древних киргизов поклонение камням имеет глубокую традицию, связанную, в частности, со скифо-сакскими и гуннотюркскими памятниками. На территории Кыргызстана насчитывается более 50 камней, имеющих названия, связанные с эпосом «Манас». Например, камень со следами Аккулы (коня Манаса), камень Бакая, камень Айчурек; камень с оттиском рук богатыря и др. Именно таким, отмеченным камням поклонялись люди, что в какой-то степени можно трактовать как поклонение камням. В связи с этим наиболее вероятно современное использование таких памятников именно в качестве каменных садов. Было бы большой ошибкой копировать при этом японские каменные сады с присущей им миниатюрностью, созерцательностью, символизмом. Ведь древние памятники имеют свой скрытый смысл, который должен быть сохранен.
Киргизские «каменные сады», простоявшие 10-20 веков и дошедшие до наших дней, были незаслуженно забыты, хотя поклонение им сохранилось в памяти народа. Закономерный процесс идентификации своей культуры в историческом пространстве, идущий в республиках бывшего СССР, особенно остро ставит вопрос сохранениЯ древних памятников. На мой взгляд, реконструкция и реновация исторических ландшафтов Кыргызстана принесли бы колоссальный социальный, культурный и немалый экономи ческий эффект. Реализация этой задачи создаст широкое поле для сотрудничества архитекторов и ландшафтников Японии, России, Кыргызстана и других стран.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.