журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | О концепции градостроительного развития центрального ядра Бишкека

И. Тонкой, кандидат архитектуры,
Б. Самырсаков, кандидат архитектуры


Новый городской центр столицы Кыргызстана Бишкека сложился в 80-е годы прошлого века. Прооизошедшие за последние 15 лет коренные преобразования социально-экономического, политического и государственного устройства потребовали пересмотра приоритетов градостроительной политики, особенно в отношении центра столицы нового независимого государства.

В 80-х годах структура нового центра Бишкека развивалась на основе генерального плана и проекта детальной планировки центра, разработанного с участием московских архитекторов в 1979-80 гг. Концепция развития предусматривала формирование в пределах его территориальных границ градостроительного ядра с концентрацией столичных функций (размещение объектов городского и республиканского значения), развитие в западном направлении общественно-культурной и историко-мемориальнойзон, застройку жилых кварталов 12-16-этажными домами жилого и общественно-торгового назначения. К сожалению, этим планам не суждено было полностью осуществиться. По оценкам экспертов, к расчетному сроку (1995 год) они были реализованы лишь на 18-20%.
Вскоре после обретения Кыргызстаном независимости был принят Закон о статусе г.Бишкека, который предопределил судьбу его центра. В городе решено было сформировать центральное ядро - «Сити». Учитывая перспективы активного территориального роста столицы, увеличения численности ее населения, а также опираясь на зарубежный опыт переноса центров крупных городов за пределы или на периферию их внутренней части (Хельсинки, Афины, Багдад, Хартум, Исламабад, Чандигарх, Бразилиа и др.), в 1995 году был разработан проект, в соответствии с которым новый городской центр Бишкека должен был разместиться в югозападной части города на территории старого аэропорта. Его площадь должна была составить 250 га, а население, согласно прогнозам, - 50 тыс. жителей. Проект стал значительным событием для градостроительства Кыргызстана, однако в силу экономических причин не был реализован. 
В 2002-2003 годах была предпринята вторая попытка перенести часть функций республиканского и городского центра на южную окраину города - теперь в район Выставочного центра (бывшая ВДНХ). С привлечением иностранных инвестиций здесь планировалось разместить административно-управленческую, спортивно-зрелищную и культурную зоны. Однако реализации этих планов также помешали объективные причины. Дело в том, что в те же годы на территории исторического центра Бишкека быстрыми темпами нарастали негативные тенденции: в результате строительного бума она стала активно застраиваться объектами жилищного и торгово-сервисного назначения, представляющими собой, в основном, невыразительные малоэтажные строения. Это вело к разрушению структуры исторического центра, усиливало размытость его границ. В результате широкомасштабного натурно-статистического анализа, проведенного с участием студентов-архитекторов, было установлено, что, например, в границах улиц Фрунзе - Советская - Киевская и проспекта Манаса действует более ста различных кафе и ресторанов. Многие из них размещаются в зданиях, имеющих большое историческое значение для Кыргызстана - в Историческом музее, кинотеатре «Ала-Тоо», театре русской драмы, театре кыргызской драмы, музее им.Фрунзе, комплексе Агропрома и др. В целом на рассматриваемой территории число мелкомасштабных сооружений малого и среднего бизнеса достигло 400 единиц, сконцентрированных, в основном, в районе центральной площади - Ала-Тоо. Проанализировав сложившуюся ситуацию, исполнительная власть бросилась спасать центр. В 2002 году мэрия Бишкека приняла постановление о выделении в его центральной части ядра городского центраи объявила мораторий на постройку там объектов, не соответствующих его новому статусу. Однако из-за отсутствия механизмов реализации этого законодательного акта он не принес каких-либо практических результатов. В этом сражении победил «заказчик».
Очевидно, что в борьбе за формирование и нормальное функционирование общегородского центра «терапевтические» методы уже были неэффективны. Сегодня вполне своевременно и актуально подключить все имеющиеся профессиональные и творческие силы для разработки стратегической программы создания городского центра с учетом столичного статуса Бишкека, региональных национально-культурных особенностей и необходимости обеспечения нормальной жизни миллионного города. Концепция его градостроительного развития как на долгосрочную перспективу, так и на ближайшие 5-10 лет, должна стать новым прочтением функционально-планировочной, пространственно-композиционной структуры и историко-культурного наследия Бишкека.
Подтверждением этому могут служить результаты Республиканского конкурса на реконструкцию центральной площади Ала-Тоо, объявленного правительством КР и Союзом архитекторов Кыргызстана в начале 2004 года. Ряд представленных работ содержали предложения по долгосрочному стратегическому преобразованию ядра городского центра, не ограничиваясь реконструкцией и благоустройством существующей площади. Решением жюри именно эти работы были приняты к дальнейшей разработке во втором туре конкурса. Однако результаты второго тура показали, что ни один из проектов по своим архитектурно-планировочным и объемно-пространственным решениям не отвечал полностью условиям конкурса. И все-таки два проекта были награждены премиями с дальнейшей перспективой разработки градостроительного решения центра города.
Прежде чем сформулировать Концепцию градостроительного развития центрального ядра Бишкека, необходимо провести всесторонний анализ состояния центра города и определить тенденции его функционирования. В числе главных тенденций можно назвать следующие:
- ядро центра представляют административно-управлеческая и культурно-развлекательная зоны в пределах улиц Фрунзе - Советская
- Киевская - Панфилова;
- площадь Ала-Тоо расположена на одной из главных транзитных магистралей - Чуйском проспекте, который разрезает ее на две части. Меридиональное направление основного потока движения транспорта обостряет проблему безопасности режима функционирования площади. Из истории и современной практики градостроительства известно, что во многих столицах мира главные площади изолированы от активных городских магистралей, обеспечивающих их транспортное обслуживание, как правило, по периметру (Красная площадь в Москве, Дворцовая в Санкт-Петербурге, площадь Св.Марка в Венеции, Площадь Согласия с Триумфальной аркой в Париже, Центральная площадь в Вашингтоне, Дворцовый ансамбль Пурпурного города в Пекине и др.). Это увеличивает их рабочую площадь, как правило, в два-три раза;
- изменение направления движения по Чуйскому проспекту по разного рода причинам создает массу неудобств для жителей города, особенно для водителей автотранспорта;
- отсутствие достаточного кличества (порядка 2-3 тыс.) мест для парковки обостряет транспортно-пропускную проблему дорог, окружающих площадь;




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.