журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Классификация лучевых систем

Г. Шилов


Наши читатели наверняка помнят, что первая часть этой статьи была опубликована в журнале «Архитектура. Строительство. Дизайн» № 1-2005. Предлагаем вашему вниманию вторую часть исследования, посвященную анализу практики применения лучевых систем в русском градостроительном искусстве.

Строительство Петербурга, начатое при Петре I в 1703 году, первоначально велось без заранее составленной схемы планировки и застройки всего города. И тем не менее основы генерального плана в натуре были заложены чрезвычайно удачно. Работы начались с выбора территории для главных городских сооружений,предопределивших топографию городского центра. Этими сооружениями были Петропавловская крепость и Адмиралтейская верфь. Расположив центр города у раздвоения Невы, строители получили исходный пункт для всей планировки Петербурга. В 1712-15 годах были намечены главные радиальные улицы - Невский и Вознесенский проспекты, которые удачно пересекли Мойку и Фонтанку и образовали вместе с ними веерный план на континентальной стороне города. Позднее (около 1717 года) в целях осушения болот на Васильевском острове были прорыты системы прямолинейных каналов, пересекающихся под прямыми углами. Следовательно, уже в петровские времена в России применялись две планировочные системы - прямоугольная и радиально-кольцевая в строго регулярном выражении. Проект планировки Петербурга, составленный Леблоном в духе регулярных городов-крепостей эпохи Возрождения, не получил осуществления, в силу чего планировочное развитие новой столицы продолжалось в ранее намеченном направлении. В 30-х годах XVIII века комиссия строений, во главе которой стояли Еропкин, Коробов и Земцов, осуществила новые радиальные и кольцевые магистрали. Новые требования градостроительства нашли свое конкретное воплощение прежде всего в разработанном Алексеем Квасовым генеральном плане Петербурга, утвержденном в 1769 году. Спустя 25 лет после составления Еропкиным плана города вновь потребовалось разработать проектный документ для регулирования застройки быстро растущей столицы. План Квасова - по существу последний общий план города в XVIII веке, на основе которого и разрабатывалась планировка отдельных его частей.
Сравнение лучеобразных систем Рима, Версаля и Петербурга дает возможность сделать следующее заключение. Если в Риме и Версале лучевые системы обладают симметрией, при которой средняя улица становится главной, то в Петербурге такой симметрии нет. Наоборот, решающую роль в петербургской лучевой композиции играет боковой, косо направленный Невский проспект. И это направление главной магистрали вполне себя оправдывает, ибо комплексы, окружающие Адмиралтейство, как и весь центр города, не обладают симметрией. В Петербурге лучевая система рассчитана на прямо противоположный эффект: если в Риме улицы ведут от планировочного узла, то в Петербурге они приводят к планировочному узлу. Великолепнаяадмиралтейская башня, увенчанная сверкающей иглой, является оптической «целью» для трех проспектов, что производит более сильное впечатление, чем римский обелиск или пустынный почетный двор версальского дворца. Само закрепление башней исходной точки трех лучевых проспектов есть русское нововведение, впервые примененное в Петербурге. Широкий веер лучевых проспектов находит полное оправдание в композиции генерального плана, так как они прорезают насквозь левобережную территорию города и прочно держат кольцевые магистрали в наиболее существенных местах, а именно в точках перегиба Фонтанки и Мойки. Таким образом, лучевая планировочная система Петербурга лишь при самом поверхностном рассмотрении может показаться вариантом римской или версальской системы. На самом деле она является независимым решением, целиком принадлежащим русскому градостроительному гению.
Европейское градостроение XVII - начала XVIII вв., как правило, фортификационное, имело большой опыт и было хорошо вооружено теорией строительства сравнительно небольших новых городов-крепостей, по типу которых был первоначально разработан план Петербурга (проект Леблона). Абсолютизм выдвинул и свой новый тип репрезентативного столичного города-резиденции (Версаль). Поставленная перед русской архитектурой задача создания Петербурга в силу иного характера, масштаба, практического и идейного смысла требовала прежде всего преодоления ограниченности этих схем. В Петербурге был по существу создан новый тип крупного регулярного города, синтезирующий прогрессивные элементы градостроительного искусства своей эпохи в более сложном и развитом планировочном и пространственном целом.
В Петербурге, в частности, впервые была поставлена и решенапроблема сочетания регулярных начал симметрично-осевой планировочной системы со свободой больших открытых пространств водного зеркала реки. Здесь метод западного регулярногоградостроения был обогащен старорусской градостроительнойтрадицией раскрывать архитектуру города в единстве с естественным пейзажем, а также традиционно русскими приемами организации больших природных пространств средствами выразительного силуэта дальних высотных ориентиров.
Помимо такого исключительного по масштабу и содержанию явления, как создание Петербурга, данная эпоха в России была временем массовой постройки новых и капитальной реконструкции старых городов, в которых принципы регулярного градостроения часто трансформировались в духе свободного сочетания элементов регулярности с древним складом города, как в послепожарной Москве, или получали иные совершенные и выразительные формы, как в Твери и многих других городах России. Поскольку планировка провинциальных городов производилась в Петербурге руками петербургских архитекторов, еще недавно составлявших план столицы, постольку естественным было перенесение петербургских приемов в провинцию. Так, лучевая система в виде трех прямолинейных улиц, направленных к общему планировочному узлу, появляется в планировке Твери. Тверь всегда имела торговое значение. А прокладка большой петербургской дороги экономически укрепило ее, превратив в узловой транзитный пункт между Москвой и Петербургом. После пожара Твери в 1763 году под общим руководством Никитина был составлен, бесспорно, выдающийся лучевой генеральный план.
В XVIII веке Тверь еще сохраняла свое центральное ядро, которым являлся кремль, окруженный земляными бастионами.
В кремле стоял пятикупольный Спасопреображенский собор, перед которым высилась трехъярусная колокольня. Место для Путевого дворца было также выбрано по соседству с собором, в результате чего в самом центре Твери образовался крупный комплекс общественных зданий, контрастных по формам и весьма живописных по силуэту. К этому комплексу как центру композиции всего города и был привязан новый генеральный план Твери.
В отличие от петербургских лучевых магистралей три главные улицы Твери образуют симметричную композицию. Центральная, Миллионная улица направлена прямо на колокольню, в то время как боковые не имеют замыкающих вертикалей. Угол, заключенный между крайними лучевыми улицами (Косой Новгородской и Косой Новоторжской), имеет 30 градусов, что отвечает оптическим возможностям человеческого глаза. Поэтому с полукруглой площади, расположенной в исходном пункте лучевых магистралей, три луча были видны в общей картине.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.