журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | АРТ-эмигранты

О. Бурлака, искусствовед

полная версия

В Музее современного изобразительного искусства Украины с 27 ноября 2008 года по 25 января 2009 года прошла первая выставка проекта «ART-эмигранты». Инициатором проекта и куратором экспозиции выступил директор музея Михаил Шевченко. 

Зрителю была представлена живопись, графика, скульптура и фотографии киевских художников, в свое время оставивших по разным причинам Украину. Сегодня это известные мастера мирового уровня, экспоненты многочисленных выставок в странах, где они проживают, и за их пределами, их произведения находятся в музеях и частных коллекциях. Цель проекта - путем череды выставок «вернуть» творчество этих художников на родину, включить их имена в сферу национальной культуры.
На прошедшей выставке были представлены Сергей Базилев (Россия), Сергей Гета (Россия), Евгений Гордиец (США), Евгений Прокопов (США), Антон Скорубский (США), Антон Соломуха (Франция) и Сергей Шерстюк (Россия). 
Сформировавшееся в конце 1970-х годов поколение молодых художников задумалось о том, что они делают, чему учатся и, собственно, что происходит вокруг. Они были воспитаны на музыке «Битлз», Джимми Хендрикса, Джима Моррисона, в литературе ценили Гоголя, Достоевского, Кортасара, Маркеса. Они остро реагировали на происходящее в современном мире и в современной культуре. Поскольку в Киеве той поры не было «андеграундного» направления в его русском понимании, членов «киевской группы» можно назвать претендентами на эту позицию по их отношению к искусству и по мироощущению. Гиперреализм они выбрали основным образно-пластическим языком. Впервые они заявили о себе на выставке выпускников Киевского художественного института «Молодые художники Украины» в середине 1980-х годов в Москве в ЦДХ.
Сергей Базилев обучался в мастерской Татьяны Яблонской. В каталоге выставки он пишет: «Меня всегда интересовали люди и драматургия, что стоит за ними. Поэтому мои работы по сюжету похожи на те, которые любительской камерой снимают близких друзей и те места, где находишься. Такие своеобразные сканы с домашних фото. Сюжеты моих работ очень просты - я всегда занимался любимым делом и изображал любимых людей». Для работ Сергея Базилева характерна быстрая фиксация момента, определенного жеста или взгляда, который затем на холсте большого формата набирает свое интенсивное звучание. Примечательно еще одно замечание Базилева. Для него Яблонская более правдива, чем Энди Уорхол, в ней нет позерства.
Сергей Гета - график. Он создает произведения, в которых сохраняется эстетика фотореализма в своеобразной трактовке. Сам он говорит, что есть три стихии, которые он всегда изображает: небо - бесконечное, как Дао; вода - бесконечно текучая, как Дао; земля - зелень, флора богата, совершенна и проста, как Дао. Многократное увеличение тонкого стебля травы с капельками росы, пристальное внимание к переменчивости водной глади, внимание к фактуре изображаемых предметов - неизменный лейтмотив в работах художника последних лет.
Картины Антона Скорубского выделяются своим фарсово-комедийным содержанием. Он ввел понятия «джемизм» (от англ. «gems» - драгоценные камни) и «дашизм» (все, что нравится Даше). Для своих монументальных работ он выбирает знаковых персон современности, и еще - изображения солдат, оружия. Показательно то, что в них нет агрессии, жесткости, а наоборот, им присущи сарказм или легкая ирония.
Скульптура на выставке была представлена произведениями Евгения Прокопова. Художник никогда не стоял на месте, последовательно проходя вехи современной скульптуры, обретая себя. Его работы, созданные в разное время, отличают высокопрофессиональное академическое мастерство и глубокая содержательность. Заметным экспонатом выставки стала композиция «Адам и Ева». Обнаженные фигуры, чуть больше человеческого роста, обращены друг к другу. Полировка местами как бы изъедена. Таким образным формальным приемом автор напоминает о грехе наших прародителей, о тленности наших тел.
Евгений Гордиец создает собственный мир, сказочно-романтический, по-детски непосредственный, порой наивный. Идеальное построение композиции, чистота цветовой палитры - интерпретация мастеров Возрождения или сюрреалистов Рене Магритта, Поля Дельво? Это тайна художника. Его картины, прозрачные и солнечные, завораживают, приглашают к созерцанию и отдохновению.
Энциклопедизм европейской школы живописи, характерный для работ Антона Соломухи, покорил такой мировой культурный центр, как Париж. Художник использует особый образный язык, который с первого взгляда ошеломляет зрителя. Многочисленные обнаженные человеческие фигуры заполняют практически все пространство картины, но при этом мастер достигает совершенства композиции. Нередко группы фигур (да и сюжеты) являются остросовременными вариациями на классические темы из истории изобразительного искусства. Контрасты света и тени, определенный охристо-коричневый колорит вызывают ассоциации с творчеством Караваджо и его последователей.
Сергей Шерстюк (1951-1998) после учебы в Республиканской художественной школе имени Тараса Шевченко окончивший отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, считался «детонатором» в кругу своих сверстников-киевлян. В его работах присутствуют знак, символ, нередко просто абсурд. У художника часто переплетаются реализм, гиперреализм, сюрреализм. Среди представленных работ «Я и ты» имеет особое символико-философское звучание: две половинки персика, одна из которых с косточкой, а другая с черной пустотой в сердцевине, - одна из последних картин художника. В его произведениях - всегда накал, напряженность мысли и чувств, он жил и творил, предощущая роковые события. В его дневниковых записях, включенных в каталог, есть такая: «Надо бы написать статью «Разочарования и безумство» про наше поколение».
Выставка особенно интересна не только разнообразием смысловых кодов и их воплощением через художественный язык. Молодые куражные люди еще со времен учебы в Киевской республиканской художественной школе, а позже - в художественном институте были объединены чувством дружбы и юношеским воодушевлением, которые им удалось сохранить по сей день. Они создали свою модель бытия «над схваткой», свой романтический миф. Сергей Базилев как-то сказал: «Когда имеешь таких друзей, стыдно делать что-то плохо».
Прекрасно изданный каталог выставки включает статьи, интервью с художниками и их высказывания. Среди авторов - Максим Добровольский, Сергей Якутович, Ольга Козлова, Екатерина Гаврилова, Сюзен Линн Соломон, Людмила Лысенко, Сэм Гантер, Олег Торчинский. В целом каталог перерос свой формат и является серьезным культурологическим исследованием.


























© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.