журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | «Монументальная живопись М.Л. Бойчука и его школы»

М. Терехович, искусствовед

полная версия

Книга-исследование - так можно охарактеризовать это издание, вышедшее в Таганроге в конце 2008 года (издательство «БАННЭРплюс»). Автор, искусствовед Тамара Николаевна Земляная, впервые собрала воедино сведения об удивительном явлении в искусстве ХХ века - творчестве Михаила Львовича Бойчука (1882-1937) и его учеников. С 60-х годов прошлого столетия усилиями российских и украинских исследователей их имена возвращаются из забвения. 

Как и сам Бойчук, большинство его учеников были объявлены врагами народа и репрессированы в 1930-е годы. Еще в 1957 году на Первом съезде советских художников в основном докладе Б.В. Иогансон, говоря о вреде некритического восприятия наследия, сказал: «…следование этим образцам в практике искусства приводит к самой бесплодной стороне искусства - стилизаторству, в лучшем случае. В худшем случае выливается в националистическое, формалистическое, стилизаторское. Как характерный пример вспомним о «бойчукизме» на Украине. Бойчук, будучи педагогом в Киевском художественном институте, канонизировал стиль византийских икон, стиль украинского парсунного портрета XVIII века. 
…Он создал целое направление, парализовавшее дальнейшее развитие реалистического искусства, тем самым обеднил молодежь, не дал ей возможность овладеть мастерством реализма в украинском искусстве периода 20-х и 30-х годов».
В монографию включены материалы из различных архивов, в том числе из архива КГБ, воспоминания учеников, письма. Представлена разносторонняя информация не только о самом Бойчуке, но и об Иване Ивановиче Падалке (1894-1937), Василии Теофановиче Седляре (1899-1937), Оксане Трофимовне Павленко (1896-1991), Софии Налепинской-Бойчук (1884-1937), Тимофее Львовиче Бойчуке (1896-1922) и так называемых «младобойчукистах»: А. Мызине, К. Гвоздике, Н. Рокицком, А. Саенко, С. Колосе и других. Визуальный ряд состоит из более чем 200 иллюстраций: как самих произведений, так и документальных фотографий. В приложении приведены список учеников М.Л. Бойчука из 155 имен, основу которого составил первый набор Украинской академии искусств 1917-1919 годов, а также перечень работ Бойчука и его учеников с 1910 по 1937 год.
Большой интерес представляют программы факультета монументальной живописи Института пролетарского изобразительного искусства (Академического института имени И.Е. Репина) за 1930-1931 годы. В этом ленинградском вузе Бойчук преподавал с сентября 1930 по октябрь 1932 года, когда из-за нападок был вынужден на некоторое время уехать из Киева. Методические записки на каждый семестр дают представление о созданной им системе преподавания, например: «Учет и сознательное использование характеров формата холста (вертикальный, горизонтальный, квадратный). Грани холста как элементы создаваемого композиционного центра» - в третьем семестре (2-й курс) и «Понятие объема как организационной массы. Постепенный переход от восприятия фигуры как массы к восприятию ее как объема, т.е. как организованной пластической формы» - в четвертом. Факультет монументальной живописи как составную часть включал строительно-монументальное отделение и имел целью «подготовку художника, участвующего в социалистическом строительстве средствами проектирования монументально-цветовой окраски архитектуры социалистических городов и отдельных общественных зданий, проектирования внутреннего и внешнего цветового оформления архитектуры и выполнения монументальной изобразительной росписи архитектурных сооружений, воздействующей классовым идеологическим содержанием». Программа по композиции включала «Понятие о конструкции целого помещения новой архитектуры и связи с ней монументальной росписи», «Функциональное использование цвета в архитектуре», «Самостоятельное проектирование и выполнение покраски и цветового членения архитектурных форм» и решение других формальных задач.
М.Л. Бойчук был прекрасно образован: проходил обучение в школах Львова, Вены, Мюнхена, в Краковской академии изящных искусств (1899-1904), поработал несколько лет в Париже (с 1907). Монументальной живописью он увлекся, посетив Италию. А в 1912 году, вернувшись на Украину, он расширил свои представления о классике монументального искусства благодаря изучению памятников древнерусской и украинской живописи. Поэтому вполне обоснованно еще в 1928 году в зарубежной прессе творческое кредо его школы было определено так: «Тут ничего нет от архаизма - это инстинктивное продолжение славного прошлого, украинский характер, обогащенный всем тем новым, что принес Сезанн в наше живописное виденье».
Монография издана в рамках программы развития Таганрогского технологического института Южного Федерального округа при содействии Министерства образования и науки РФ по рекомендации ГАК факультета теории и истории искусства РАХ. Научный редактор - Н.С. Кутейникова, профессор СПбГАИЖСА им. И.Е. Репина. 

























© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.