журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Парки Парижа эпохи Большого строительства

Екатерина Ожегова, ландшафтный архитектор

полная версия

Архитектура города - сложное сплетение пространств: от замкнутых коробок отдельных зданий - через открытые перспективы улиц и площадей - к общему абстрактному рисунку городского плана. Улицы, площади, скверы, бульвары, городские сады и парки создают неповторимые городские ландшафты, история которых тесно связана с общей жизнью горожан, - жизнью, которая впитывает в себя характеры людей, беседующих за столиками открытых кафе или прогуливающихся в парках. 

У каждого большого города своя история и свой ландшафт, отражающий характер его обитателей. Мы говорим о каналах Венеции, площадях Рима, проспектах Петербурга и бульварах Парижа. Именно о бульварах, потому что Париж стал одним из первых в мире городов, который в XIX столетии грандиозная программа перепланировки превратила в город, одетый листвою бульваров и парков.
С XVI столетия короли Франции находились под обаянием искусства Италии, славившейся своими садами и художниками, умевшими рисовать прекрасные перспективы. Любовь эту укрепляли итальянки из рода Медичи на французском троне. Короли украшали Париж образцами городской застройки на итальянский манер и великолепными садами. Для бабушки Людовика XIV Марии Медичи придворный архитектор Соломон де Бросс построил Люксембургский дворец и спланировал сад перед ним, ставший по прошествии веков самым любимым французами садом Парижа. Тогда же на месте карьера, где добывали глину для знаменитой красной кровельной черепицы (tuiles), возникли королевские сады Тюильри, над разбивкой узорных партеров которых работал знаменитый Клод Моле. 
При Людовике XIV, Короле-Солнце, королевский двор переехал в Версаль, самый красивый и большой в мире парк, построенный непревзойденным гением архитектуры своей эпохи, великим садовником и «генеральным контролером строений королевских дворцов» Андре Ленотром. Именно в его грандиозных парках, как в лабораториях, отрабатывались приемы организации открытых городских пространств времен барокко и классицизма. Прямые как стрела лучи проспектов и бульваров, широкие городские площади, неожиданно открывающийся со строго продуманной точки вид (Ленотр называл такие точки «ах») - все это наследие школы великого мастера, именем которого и в наши дни гордится каждый парижанин.
Век Просвещения превратил Париж в центр европейской культуры, известный своей страстью к научному познанию и неприятием устоявшихся общественных институтов и идей. Город рос, численность парижан перевалила за 600 тысяч человек, но большинство граждан оставались в средневековой нищете, которую только усугубил тяжкий экономический кризис, вызванный политикой Людовика XVI, потомка заказчика садов блестящего Версаля в пятом колене. В 1789 году уставшие от нищеты и бесправия граждане Парижа, а затем и всей Франции восстали, свергли власть короля и провозгласили Республику. А спустя три года Республика погрузилась в бездну террора, который закончился воцарением первого консула Директории Наполеона Бонапарта. Теперь Парижу предстояло стать столицей всего мира, преображенного справедливой революцией, под мудрым руководством великого диктатора и его сподвижников, или новых дворян. 
Город украсили трофеи, привезенные из военных походов. Площадь Карузель перед Лувром, от которой начинаются сады Тюильри, обрела триумфальную арку с квадригой, снятой с собора Святого Марка в Венеции, а на проспекте Елисейские поля при въезде в Париж в 1806 году началось строительство Триумфальной арки, под которой войскам Франции предстояло проходить победными маршами. Но власть Наполеона зависела от военных успехов, а счастье в битвах изменило императору, и в 1814 году русские войска в союзе с Пруссией и Австрией заняли столицу Франции. Арка на Елисейских полях осталась недостроенной, покоритель мира умер в изгнании, войска союзников ушли, оставив парижанам смешные названия «бистро» и династию Бурбонов, окончательно реставрированную на французском престоле в 1830 году.
Буржуа терпели королевскую власть недолго. В 1848 году прогремела новая революция, утвердившая Вторую республику. Но, как по заколдованному кругу, мятеж закончился переворотом, и у власти вновь оказался Наполеон, только под номером три, племянник Наполеона I. Вначале он был избран президентом, а вскоре взвалил на себя тяжелое бремя императорской власти. Король не очень уверенно чувствовал себя на «демократическом» престоле. Он был вынужден постоянно оглядываться на своих избирателей, что-то делать для народа, оправдывая роскошный образ жизни своего окружения, как-то сглаживать классовую неприязнь. 
И для Парижа началась прекрасная эпоха Большого строительства! Вступила в действие одна из самых грандиозных строительных программ реконструкции старых столиц Европы - программа переустройства города для горожан, предложенная префектом департамента Сены бароном Жоржем Османом. Программа Османа стала примером для подражания во многих странах мира, хотя вначале и вызывала споры: противники барона видели в ней нарушение сложившихся традиций и разрушение истории. Время показало неоспоримые преимущества новой планировки. Были расчищены центральные кварталы, Париж прорезали широкие тенистые бульвары, утопающие в зелени и цветах парки и скверы стали любимыми местами отдыха горожан. К концу XIX века реконструкция превратила Париж в самый восхитительный, современный и благоустроенный город мира.
Глобальная реконструкция Парижа объединила открытые пространства города в единый ансамбль. Улицы, площади, бульвары, скверы и парки составили многоуровневую систему композиционных приемов решения структуры городских ландшафтов. По замыслу Османа от Лувра через Елисейские поля и площадь Наций прошла основная городская ось, с обоих концов которой сохранялись и благоустраивались огромные городские парки - Булонский и Винсенский леса. На Елисейских полях вокруг Триумфальной арки Наполеона Бонапарта раскрылась круглая площадь Звезды, ставшая центром и опорной точкой оси Парижа, откуда расходятся двенадцать широких проспектов-бульваров.
Триумфальная арка была завершена в 1836 году. Утих огонь народных восстаний, отгремели сражения, давно скончались и грозный заказчик, и талантливые архитекторы Жан Раймон и Франсуа Шальгрен - авторы проекта Арки, но история сохранялась, и барельефы на арке воспевали Революцию и великую армию Франции. В новом Париже Триумфальная арка, некогда построенная у таможенной заставы Этуаль на въезде в столицу, теперь украшала ее центральную ось, став живым сердцем города, верного своей истории и ее героям, какими бы они ни были.
В большую группу специалистов, которой руководил барон Осман, входил инженер Жан-Чарльз-Адольф Альфан, архитектор-пейзажист и автор многих столичных парков и скверов. Альфан занимался озеленением Парижа почти двадцать лет - с 1852 по 1870 год. Расчистка и благоустройство Булонского и Винсенского лесов, создание великолепных пейзажных парков Монсо, Монсури и Бют-Шомон, знаменитые каштаны парижских бульваров - все это заслуга Адольфа Альфана. 
Программа озеленения решалась сразу в нескольких планах. Широкие полосы бульваров были первой ступенью. Второй стало создание скверов. Всего в центральных кварталах города было разбито более сорока скверов, украшением которых стали скульптуры, прославлявшие гражданские добродетели, науки и искусства. Сквер, названный бульваром Обсерватории, явился продолжением королевского Люксембургского сада. А сам Люксембургский сад благоустроили и украсили скульптурами, изображавшими великих правительниц Франции. В новых общественных местах для прогулок и отдыха граждан тематика скульптурного убранства имела образовательное значение.
Как показала практика, скверы и бульвары выполняли скорее декоративную функцию. Для оздоровления городского воздуха требовались крупные зеленые массивы. Поэтому значительная часть грандиозной программы реконструкции Парижа была посвящена созданию сети общественных парков. И в первую очередь в доступные для всех сословий парки превратились экспроприированные во время революции владения духовенства, аристократии и монархов. 
Парк Монсо, сегодня один из самых красивых городских парков Парижа, был создан в 1778 году архитектором и театральным художником Луи Кармонтелем для герцога Шартрского, будущего герцога Орлеанского (этот титул носили потомки Филиппа, брата Людовика XIV). В парке были установлены небольшая египетская пирамида, обелиск и китайская курильница, что соответствовало всем требованиям жанра английского пейзажного парка. Берега озера украшали розы, в водах были высажены кувшинки и лилии, пруд населяли утки и вальдшнепы, придавая ландшафту вид естественного пейзажа.
Несмотря на то что герцог Орлеанский примкнул к восставшему народу, проголосовал за казнь своего родственника Людовика XVI и даже принял новое имя Филипп Эгалите (égalité - равенство), 6 ноября 1793 года он окончил свои дни на эшафоте. После его смерти парк Монсо несколько раз менял владельцев, пока в 1852 году не стал собственностью города. Адольф Альфан превратил его в городской сад, любимое место прогулок почтенных буржуа и их семейств. Правда, часть территории была застроена новыми комфортабельными домами, но оставшиеся девять гектаров стали зеленым центром престижного квартала.
От старого хозяина в Монсо сохранилась парковая руина Колоннада, дань традициям английских садов эпохи романтизма. 
В XIX веке при реконструкции парка берег озера украсило совершенно новое для парков в английском стиле сооружение - детская площадка для игр. (После буржуазной революции произошли серьезные изменения в общественной морали и в отношениях внутри семьи. Особенно изменились взгляды на положение в обществе женщин и отношение к детям.)
В память об античной демократии городские парки создавались как некоторые подобия священных рощ - нимфей и героонов. Статуи великих людей, исторических героев и аллегорические фигуры искусств, подобно статуям античных героев в героонах или нимф в нимфеях, «нравоучительно» украшали места прогулок парижан в общественных садах XIX века. Общественный сад, «сад для отдыха всех людей», служил иллюзией социальной гармонии, поэтому тема земного рая, или Аркадии, доминировала в его эстетике и блестяще демонстрировала, что отдых и развлечения - прекрасная альтернатива классовому противостоянию.
В качестве основной воспитательной темы для скульптур муниципального парка Монсо была выбрана Литература. Цветники и лужайки парка украсили фигуры французских писателей и их муз. 
Сегодня, как и в прошедшие столетия, парижане приходят под сень столетних деревьев отдохнуть от делового шума города. На картине Клода Моне «Парижане в парке Монсо» - те же блики солнца на траве, нарядные матери и няньки с играющими детьми, отцы семейств, отдыхающие от дел в тени деревьев. Маленький островок природы среди городского шума. С тех пор изменились наряды и стиль отдыха, но сам сад, нарядный и доступный всем гражданам, остался символом союза природы и национального духа.
Получивший звание Королевского садовника Адольф Альфан в 1886 году издал две книги - «Парижские прогулки» и «Искусство садов», в которых изложил свою творческую концепцию создания искусственных ландшафтов. Он говорил о необходимости создания в парках удобных непрерывных маршрутов разной протяженности, покрывающих всю озелененную территорию. По словам Альфана, разнообразной и интересной прогулку по саду должна делать «линия видения, которая всегда должна касаться изгиба дорожки».
Общественный сад в английском стиле Бют-Шомон был создан Адольфом Альфаном на месте свалки и бывших карьеров, где добывали камень для строительства Парижа. Основой композиции была искусственная гора в центре озера, на которой была построена беседка Античный храм, ставшая главной видовой точкой. Гора, искусственные водопады, ручьи и озеро, довольно сложные гидротехнические сооружения создавались в соавторстве с инженером Дарселем. По замыслу Альфана, посетители должны были следовать предложенным терренкуром к беседке, наблюдая смену тщательно продуманных пейзажей. Линия видения охватывала пейзажи, включающие Античный храм, оттененный то яркими цветами, то высоким виадуком, то тенистыми гималайскими кедрами. Кульминацией прогулки служил открывающийся сверху вид на перспективу Парижа и Монмартр. 
В те времена в садах Парижа появились привезенные из колоний экзотические растения, удивлявшие и восхищавшие не только парижан. Будучи скорее архитектором, нежели садовником, Альфан создавал искусственные пейзажи в соавторстве с ботаником Барийе-Дешаном, автором книги по декоративному садоводству. Зеленые лужайки украшали яркие клумбы, соединявшие природу и геометрию, отдавая дань наследию Ленотра. Так французские ажурные партеры XVII века в городских парках XIX века превратились в цветники-островки. Из цветов составляли композиции с геометрическими орнаментами, изображениями гербов, и даже цветочные часы. Дороги и маршруты в парке Бют-Шомон были удобны и живописны, можно было взять напрокат лодку или ослика, спрятаться от дождя в беседке и отдохнуть на траве или на скамейке в тени деревьев.
В новых парках Парижа соединились все классические приемы создания ландшафтов: перспектива и панорама, пейзаж и геометрия, экзотические растения и яркие цветы, культивированные из местных растений, удобство и красота. Великолепные перспективы самих парков и города соединялись в единую картину - это было наследие опыта итальянских садовников эпохи Возрождения. Сложные маршруты с постоянно меняющимся пейзажем воспроизводили опыт усадебных парков конца XVIII - начала XIX века. Широкое использование свойств и качеств самых разных растений являлось достижением ученых и садоводов второй половины XIX столетия.
Система городских парков и бульваров была создана сподвижниками барона Османа с большим размахом. Столь масштабной и дорогостоящей программы по улучшению условий жизни горожан и организации их отдыха еще никогда не осуществляли ни одни городские власти. Но главным достижением стало создание двух гигантских зеленых массивов непосредственно в городской среде: на месте бывших королевских охотничьих угодий возникли парки Булонского и Винсенского лесов. Передовая и благотворная идея создания «зеленых легких» города была воплощена в XX столетии во многих столицах мира, в том числе и в Москве.
Эпоха Большого строительства закончилась глубоким экономическим кризисом, войной с Пруссией, подлым предательством проворовавшегося Версаля, тяжелой осадой Парижа и кровавыми боями Парижской коммуны. Парижане навсегда изгнали из своего города и страны любых монархов, окончательно признав главенство принципов, начертанных на стенах домов и соборов: Свобода, Равенство и Братство, и равенство всех граждан перед законом. Самым высоким титулом стало звание «гражданин республики». 
Во времена Третьей республики, при правительстве Эмиля Оливье, барон Осман был отстранен от должности. Он умер в возрасте восьмидесяти двух лет, и его имя носит один из бульваров Парижа.
А парижские парки и бульвары и в наши дни остаются гордостью горожан и муниципалитета. Современные архитекторы опираются на исторический опыт. Они строят нанизанные на перспективную ось чудесно изменяющиеся пространства; проектируют в союзе с дизайнерами зеленые кабинеты-боскеты, каждый из которых символическим языком растений, воды и камней рассказывает свою историю; владея всем диапазоном достижений современной техники, создают настоящие французские сады в стиле высоких технологий. К таким парижским паркам относятся парк Андре Ситроена работы архитекторов Алена Прово, Жиля Клемана и Патрика Берже и парк Берси, созданный Марлен Ферранд, Жан-Пьером Фугасом и Бернардом Ле Роем.
Парижане знают, какова цена равноправия, и городские парки, прекрасные, как королевские сады, открыты и привлекательны для всех граждан, от нищего до банкира. Листва каштанов шумит над Парижем, который весело стучит модными каблуками по камням старинных площадей и бульваров, она рассказывает историю о том, как было завоевано право на закон, одинаковый для всех.

Список использованной литературы
1. Габриэла Ван Зюилен. Все сады мира. М.: АСТ-Астрель, 2002.
2. Elizabeth Barlow Rogers. Landscape Design. A Cultural and Architectural History. N.Y.: Harry N. Abrams, Inc., Publishers, 2001.
3. John Dixon Hunt and Michel Conan with the assistance of Claire Goldstein. Tradition and Innovation in French Garden Art. Philadelphia: PENN - Univ. of Pennsylvania Press, 2002.
4. Createurs de jardins et de paysages / Ed. Michel Racine. Arles: Actes Sud, 2002. 






















© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.