журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Вклад профессора В.И. Мальгина в развитие научной школы «Архитектурная пропедевтика»


Дмитрий Мелодинский, профессор МАрхИ, доктор искусствоведения
полная версия

В начале 60-х годов ушедшего столетия в МАрхИ сложились условия для возобновления формально-аналитического направления в методологии освоения архитектурной профессии. Ранее, после известных постановлений партии и правительства, инициированных Н.С. Хрущевым, архитектура была сведена до уровня утилитарного строительства. На десять лет исчезла духовная составляющая, являющаяся неотъемлемой частью комфортности среды обитания; все внимание было сосредоточено на наращивании количественных показателей в капитальном строительстве, в первую очередь за счет типового проектирования и индустриальных методов возведения сооружений. В этих обстоятельствах архитектурная школа резко ослабила художественно-композиционную сторону в формировании профессиональных качеств будущих специалистов. Однако пагубность такого одностороннего понимания экономичности постепенно стала очевидной, и были предприняты шаги для выхода из сложившейся ситуации.
Как только открылись организационные возможности для формирования новой концепции архитектурной школы, в частности методологии воспитания специалистов, обладающих высоким художественным вкусом и способных к самостоятельному проектному творчеству, заведующий кафедрой «Основы архитектурного проектирования» профессор Владимир Федорович Кринский взял на себя инициативу в этом процессе. Для этого помимо программы, включающей положительный опыт авангардного направления ВХУТЕМАСа 1920-1930-х годов, требовались новые кадры преподавателей, разделяющих идеи Кринского и готовых получить необходимые теоретико-педагогические навыки для их реализации. Кроме ближайших коллег В.Ф. Кринского, разработчиков композиционной дисциплины «Пространство» профессоров И.В. Ламцова и М.А. Туркуса, в немногочисленном штате кафедры таких специалистов не было. 
На протяжении 1960-х годов В.Ф. Кринский сумел провести весьма удачную «селективную» работу и привлек целую группу начинающих архитекторов. Впоследствии они составили основной костяк кафедры «Основы архитектурного проектирования», приняв научно-творческую эстафету у старших коллег, и обеспечили бесперебойное функционирование научно-методической школы Архитектурной пропедевтики после ухода мэтров из жизни. Позиции школы не только не были утеряны, но даже развиты и усилены в ряде отношений, что было признано архитектурным сообществом. 
Среди наиболее способных и деятельных в этой команде приверженцев идей художественной концепции объемно-пространственной композиции (ОПК) был профессор Владимир Иванович Мальгин. Архитектор-проектировщик, художник-график, обладавший незаурядными музыкальными способностями, он привнес свою любовь к искусству в педагогическую деятельность. Его любили и уважали студенты, его авторитет был непререкаем.
На творческую судьбу Мальгина в профессиональном плане наибольшее влияние оказал В.Ф. Кринский. Причем это воздействие было весьма своеобразным: оно ни в коей мере не носило насильственного характера, не подразумевало подчинение воле, теоретическим представлениям и вкусу руководителя. Мастер увлекал своим творческим примером, помогал деликатной критикой, мягким дружеским советом. Соблазнов заняться чем-то другим, далеким от предмета, продвигаемого шефом, было много. Да и авторитетов в архитектуре, обладавших притом и административным ресурсом, которые открыто противопоставляли себя абстрактной школе архитектурной композиции, также было предостаточно. Естественно, молодой архитектор, выбирающий собственный путь в профессии и ориентиры в творчестве, оказывался перед нелегкой задачей. Однако почти все, кто попадал под влияние идей ОПК, как показала дальнейшая история, остались верными им до конца. И Мальгин здесь не исключение. Процесс вовлечения в тематику научно-методической школы Архитектурной пропедевтики сам В.И. Мальгин очень хорошо воспроизвел в статье «Кринский в МАрхИ».
Следует особо выделить в характере Мальгина необыкновенно педантичное отношение к ремесленной стороне проектной и художественно-творческой работы архитектора. На его рабочем столе всегда имелись в полной готовности все необходимые инструменты: идеально отточенные в одном стиле карандаши, стоявшие в обойме, а не разбросанные, как у большинства из нас; хорошо отмытые кисти всех разновидностей; рейсфедеры и рапидографы; тушь, краски, бумага и все прочее. Терять время на предварительные поиски и суетиться, отвлекаясь от существа задуманного, не было никакой нужды.
Весь набор художественных инструментов был при Мальгине и когда он представал перед студентами на консультациях по архитектурному проектированию и объемно-пространственной композиции.
Необходимым условием повышения профессиональной квалификации преподавателей являлось их участие в научной работе, тематика которой была связана с осмыслением художественных основ архитектурной композиции. На это нацеливал сотрудников профессор В.Ф. Кринский.
Тесно общаясь с Владимиром Ивановичем Мальгиным и обсуждая с ним проблемы ОПК, я знал, откуда он черпал вдохновение. 
В 1968 году Мальгин блестяще окончил теоретико-композиторский (!) факультет прославленного Государственного музыкального училища им. Гнесиных. Это способствовало глубокому овладению архитектором методами анализа произведений, их типов, композиционных структур, сочетания элементов и т.д. В.И. Мальгин видел в архитектуре и музыке множество параллелей, что давало повод для выдвижения новых идей в области объемно-пространственной композиции, привнесения логики музыкальной формы в сферу архитектуры.
Для диссертации В.И. Мальгин выбрал проблему «пространство», следуя традиции советского авангарда, выдвинувшего ее на передний план исследовательских интересов. И сегодня, хотя эта тема «перепахана» немалым числом аналитиков, аспирантов и сотрудников вузов и НИИ, в ней по-прежнему есть белые пятна. А к тому времени, когда к ней приступил В.И. Мальгин, все было еще более неоднозначно. На первом этапе возобновления курса ОПК в нем фигурировали упражнения всего трех типов: виды композиции, ритм и выявление формы - фронтальной и объемной. Категория пространства не находила подобающего места, отсутствовало ее должное теоретико-методическое обоснование. Мальгин поставил целью устранить эти лакуны. Название его диссертации звучало так: «Пространство в архитектурной композиции (Вопросы теории и методики преподавания в курсе «Объемно-пространственная композиция»)».
Логически выстраивались практические задачи исследования:
- изложить основные современные представления о пространстве как эстетической категории и определить их значение для теории архитектуры;
- выявить основные пути формирования современных теоретических концепций организации архитектурного пространства;
- обобщить и систематизировать теоретические знания об архитектурном пространстве, определить важнейшие приемы и средства его организации;
- исследовать и дать оценку методам изучения композиции пространства в существующих курсах зарубежных и отечественных высших архитектурных школ;
- обосновать предложения по методике преподавания практических упражнений в разделе «Пространство» курса «Объемно-пространственная композиция».
Это были времена, когда все, что делалось на Западе, объявлялось формализмом, решительно отвергалось по «марксистским» соображениям и было просто недоступно для изучения. Просачивались лишь смутные сведения о работах Гидеона, Дзеви, Норберга-Шульца. Однако составить общую картину западных достижений, в том числе так называемой неклассической философии, рассматривающей человеческий фактор как приоритетный, и ее направлений (феноменологии, экзистенциализма, семиотики и др.), было невозможно. Даже прогрессивные работы отечественных ученых - Флоренского, Габричевского, Некрасова, Бахтина и других - были недоступны.
Как ни странно, даже опыт ВХУТЕМАСа, в первую очередь дисциплины «Пространство», в то время не был хорошо известен и представал лишь в виде ограниченного числа фотографий и отдельных «живых» комментариев Кринского, Ламцова и Туркуса. Скандальный учебник 1934 года «Элементы архитектурно-пространственной композиции» в свое время был изъят из обращения, и найти его для изучения и детального анализа было делом весьма трудным. Добавим, что целый пласт научного материала об эпохе советского авангарда 1920-х годов с колоссальным объемом визуального материала и документов, впоследствии обработанный и представленный С.О. Хан-Магомедовым, в то время не был доступен (выдающийся ученый только начинал свой титанический труд в этом русле). Известные нам сегодня крупнейшие монографии стали появляться позднее.
В этих условиях работа над диссертацией осуществлялась без опоры на материалы других исследователей, была по сути новаторской. Выбранная Мальгиным тема ни в коей мере не гарантировала успех и квалификационное признание консервативного Ученого совета. К чести диссертанта надо отметить, что интересы науки и педагогики он ставил превыше всего и сознательно шел на определенный риск.
Вначале В.И. Мальгин осуществил тщательный обзор доступных материалов о пространстве в архитектурной композиции. Затем он классифицировал их в искусствоведческом аспекте: не с точки зрения имен авторов и типологического содержания, а на более высоком уровне обобщения, следуя методике Н.А. Ладовского. При этом обязательно учитывались дидактические и методические задачи. В результате, с учетом особенностей зрительного восприятия архитектурно-пространственной формы, а также социокультурных мотиваций, порождающих образную картину архитектуры как искусства, автор предложил описание пространства на разных уровнях его представления. Этим он существенно расширил понимание сути пространства в архитектуре как выразительного средства, а главное - сделал это в доступной для студентов, изучающих художественные основы архитектурной профессии, форме.
Все успешно защищенные Мальгиным положения о пространстве в архитектуре впоследствии были изложены в главах учебника «Объемно-пространственная композиция», который был высоко оценен архитектурно-педагогической общественностью. Перу Мальгина принадлежит более половины приведенного в учебнике материала, им выполнены прекрасные теоретические схемы и графические иллюстрации конкретных памятников архитектуры. О большом успехе и востребованности книги свидетельствует тот факт, что она трижды переиздавалась.
Можно утверждать, что развитие научной школы Архитектурной пропедевтики в конце ХХ столетия происходило в основном в русле темы «Пространство». В.И. Мальгиным были предложены ряд оригинальных композиционных упражнений по курсу ОПК и их методическая поддержка в виде сопутствующих комментариев и лекционного курса. В архитектурной пропедевтике существуют находки в этой области, известные специалистам во всем мире: например, упражнения Н. Ладовского, И. Голосова, И. Иттена, Л. Моголи-Надя, Й. Альберса, А. Коротковского, С. Малахова. В полной мере можно утверждать, что методические приемы Мальгина имеют не меньшее значение. После ухода из жизни их автора они сохраняются в программе ОПК МАрхИ (например, упражнение на композицию закрытого пространства из нескольких элементов в контрастном соотношении с динамическим устремлением к доминантной форме).
В 1960-1970-е годы нелепый ведомственный циркуляр запрещал совмещение педагогической и проектной деятельности. Можно было состоять штатным работником не иначе как в одной организации. И только в объявляемых конкурсах и, редко, в рамках хоздоговорных работ преподаватель мог проявить себя в архитектурном творчестве. В.И. Мальгин в полной мере использовал эти возможности и добился заметных успехов. Среди наиболее крупных работ, выполненных им в коллективе авторов (преподавателей кафедры «Основы архитектурного проектирования»), отметим следующие:
- реконструкция центра Одессы. 1966 г.;
- Музей запорожского казачества на острове Хортица. Закрытый конкурс. 2-я премия. 1969 г.;
- Проект экспериментальной школы для детей с ограниченными возможностями в Загорске.
В соавторстве с Ю.Г. Алоновым:
- конкурсный проект Храма во имя Всех святых, в земле Российской просиявших (Храм-на-крови), в Екатеринбурге. 1-й тур - первое место, 2-й тур - участник;
- Храм во имя 1000-летия Крещения Руси. Грамота участникам конкурса;
- вход в крипту и планировка поминальной площади в Даниловом монастыре.
В 1991 году в Москве был создан Институт искусства реставрации, призванный готовить кадры высшей квалификации для восстановления и сохранения памятников зодчества и декоративно-прикладного искусства. Квалифицированных преподавателей поначалу явно не хватало. Профессор О.И. Пруцын, в те годы ректор института, по инициативе которого и был организован вуз, пригласил В.И. Мальгина для отработки учебной программы начального этапа художественно-композиционной подготовки студентов. Мальгин блестяще выполнил поставленную перед ним задачу и сам преподавал этот цикл. Разработанные Мальгиным организационные и методические основы курса научно-реставрационного проектирования с успехом реализуются и поныне.
В настоящее время в МАрхИ происходит серьезная перестройка учебных программ, вызванная присоединением нашей страны к так называемой Болонской конвенции. Процесс подготовки архитекторов подразделен на две ступени: бакалавриат (5 лет) плюс магистратура (2 года). Некоторые восприняли идею нового направления как сигнал к «ужиманию» курса архитектурного проектирования и исключению из него некоторых тем. Отдельные «горячие головы» посчитали, что лучше всего сделать это за счет базового курса Основы архитектурной композиции, не понимая всех достоинств традиционной программы, к числу которых безусловно относятся и элементы педагогического наследия профессора В.И. Мальгина. Сторонники научной школы Архитектурной пропедевтики Ладовского-Кринского решительно возражают против столь непродуманного подхода. Твердая позиция ректора МАрхИ академика Д.О. Швидковского, его выступления в печати и возникшая публичная дискуссия позволяют надеяться, что лучшие завоевания отечественной архитектурной школы не будут подвергнуты пересмотру.

















 

 

© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.