журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Путешествие из Петербурга в Москву с градостроительными комментариями

Решительный переход к регулярной планировке и застройке русских городов произошел еще в петровское время. Наглядный пример тому - Лефортовская слобода, где впервые в Москве появились прямолинейные улицы с одноэтажными
и многоэтажными домами, стоявшими на границе кварталов. Но Лефортовская слобода была лишь частным явлением, и русским градостроителям нужно было пройти огромный путь, чтобы творчески освоить регулярную планировку города как единого градостроительного организма. Значимыми вехами на этом пути стали провинциальные города, которые, переустраиваясь на совершенно новых планировочных основах, сохранили черты традиционного русского «града», соединили в себе два начала, идущие от образных качеств
двух столиц - молодой и древней. Вот почему, исследуя пространственные взаимосвязи в градостроительстве Москвы и Санкт-Петербурга XVIII - первой половины XIX вв., нужно обязательно проанализировать процессы, происходившие в провинциальных городах. Сделаем это на примере «путевых» городов, через которые проходила дорога, связывавшая две столицы.

Первая половина XVIII в. не внесла кардинальных изменений в структуру старых русских городов. И тем не менее в законодательных документах того времени нашли отражение новые тенденции, подготовившие почву для ее перерождения в новоевропейском духе. В первую очередь следует выделить стремление к «регулярности». Оно проявилось в требованиях Петра I «строить в линию», ставить дома не в глубине дворов, а по улицам, смыкать их друг с другом. Последующие правители смягчили эти требования. Однако «регулярность» остается идеалом эпохи, внедряясь в общественное сознание через опыт застройки новых городов, в первую очередь Петербурга. С новым градостроительным идеалом неразрывно связано и новое представление о городской среде, создаваемой по образу и подобию европейского города - с чистыми мощеными улицами, каменными домами, черепичными крышами. Еще один важный аспект градостроительного сознания того периода - отношение к наследию. Хотя по большей части
оно было прагматическим, к середине XVIII в. впервые появляется представление об исторической ценности памятников прошлого.
Когда в 1750 году из-за ветхости было признано нецелесообразным чинить киевские Золотые ворота, рядом решено было построить новые, а Золотые ворота засыпать землей, укрепить своды новыми брусьями и вычинить камнем стены, «дабы оные для древности остаться и видны быть могли». Постепенно складывалось представление о принципиальном единстве всей городской среды, а также о единообразии отечественных городов. Это привело к формированию единых принципов трансформации городской среды благодаря деятельности Комиссии для строений. Изменившееся сознание градостроителей подготовило перепланировку русских городов в последней четверти XVIII в. Следующим этапом неизбежно должно было стать кардинальное преобразование старых городов. Среди екатерининских реформ, имеющих отношение к территориальному управлению страной, следует выделить три документа: Учреждение для управления губернией (1775), Устав благочиния (1762) и Жалованную грамоту городам (1785). Новый закон «Учреждение для управления губернией» поделил страну на 50 губерний и сделал их наиболее действенной единицей местногосамоуправления. Устав благочиния определял структуру города, разделив его на основное ядро и предместье. Городская территория делилась на части, а те, в свою очередь, на кварталы.
Только Управа благочиния имела право «чинить отказы домов и мест в городе, предместье и на городских землях». Она же осуществляла повсеместный контроль за проведением в жизнь градостроительных мероприятий. Для точного учета строений, нового строительства и перестроек была учреждена должность частного маклера, юридически фиксировавшего все строительно-ремонтные и прочие работы в городе. Жалованная грамота городов не только поощряла их развитие, но и вводила жесткую регламентацию всех сторон городской жизни. При этом город трактовался не только как объект регулирования, но и как четкий, зрительно ощущаемый градостроительный порядок, выраженный в «прожектированном» генеральном плане, имеющем силу закона. Предписание строить города по регулярным
планам давалось еще в петровские времена, но это касалось, в основном, городов нового типа. С 60-х годов XVIII в. такие планы становятся обязательными при восстановлении сгоревших городов, постепенно такая практика внедряется и в процесс реконструкции.
В 1763 году издается указ «О сделании всем городам, их строению и улицам специальных планов по каждой губернии особо». Но только после областной реформы 1775-1785 гг. всякое строительство, включая реконструкцию городов, начали вести на основе планов, которые подписывала сама императрица. Со второй половины 1760-х годов Комиссия для строения Санкт-Петербурга и Москвы, учрежденная с целью создания «прожектированных» планов новой и древней столиц, начинает заниматься и реконструкцией других городов, пострадавших от пожаров. Постепенно все новые города получают от Комиссии «прожектированные» планы, что дает необходимый опыт для перехода к тотальнойперепланировке городов. Особое внимание уделялось городам, расположенным на трассе Петербург-Москва. «Путевая функция» была для них одной из главных, а столичная дорога становилась главной улицей и композиционной основой их структуры. Санкт-Петербург Лабораторией, а затем и генеральным штабом всех планировочных работ в России стал Петербург. Строительство северной столицы, начатое в 1703 году, первоначально велось без какого либо проекта. Но основы генерального плана в натуре были заложены чрезвычайно удачно. Работа началась с выбора территории для Петропавловской крепости и Адмиралтейской верфи - главных городских сооружений, предопределивших топографию
городского центра. Расположив центр города у раздвоения Невы, строители получили исходный пункт для всей планировки Петербурга. Главные радиальные улицы - Невский и Вознесенский проспекты - удачно пересекли Фонтанку и Мойку, образовав вместе с ними веерный план на континентальной стороне столицы. Позднее в целях осушения болот на Васильевском острове создают систему прямолинейных каналов, пересекавшихся под прямыми углами. Это было частью проекта планировки Петербурга, составленного Леблоном в духе регулярных городов-крепостей эпохи Возрождения. Однако полностью этот проект не был осуществлен, и в послепетровские времена планировочное развитие новой столицы шло в первоначально намеченном направлении. Происхождение лучевых магистралей города принято объяснять влиянием западноевропейских планировочных композиций, восходящих к лучевым магистралям Рима и Версаля. Прием трехлучия прошел апробацию в планировке дворцово-парковых комплексов. В частности, известен собственноручный рисунок Петра I, изображающий план Петергофа с ярко выраженной трехлучевой системой. Трехлучие применено и в плане парка
Морского госпиталя, что лишний раз говорит об универсализации этого приема. Основная черта композиции Петербурга середины XVIII в. - доминирующая роль крупных водных и водно-земных территорий, расположенных по направлениям Фонтанки и Мойки. В этом прослеживалась определенная дань традициям древнерусской архитектуры.
Однако в новом генеральном плане города (1769), разработанном под руководством А.Квасова, усадебные дома и парки по рекам либо ликвидировались, либо отгораживались от реки новыми зданиями. Это было самое радикальное изменение проекта, отразившее новые градостроительные тенденции. В проекте три луча закреплены как главные элементы, объединяющие сеть магистралей Адмиралтейской стороны. Столь же определенно выявлены традиционно складывающиеся полукольцевые магистрали, параллельные Мойке, Кривуше и Фонтанке. Масштабные задачи поставил план и в решении системы центра города как развитой структуры, объединяющей на участке широкой части Невы здания и пространства по берегам Адмиралтейской стороны,
Стрелки Васильевского острова и Петропавловской крепости. Сделана интересная попытка выявить эту идею централизованной системой улиц и концентрическим замыканием их вокруг основного пространства Невы. В этом уникальном и чрезвычайно важном для города композиционном узле, как в зеркале, отразился весь опыт развития Петербурга с его постоянным соединением
пространства и регулярности. Новый генеральный план заложил принципиальные основы развития города на перспективу и в течение первой половины XIX в. дорабатывался и корректировался лишь в деталях. Петербург сконцентрировал в себе черты города нового типа. Здесь в грандиозных масштабах решались задачи, назревшие в
русском градостроительстве. Древние города видели в северной столице эталон, на который равнялось все современное переустройство. Однако из столичного опыта они могли взять очень немногое, так как обладали совершенно иной структурной основой. Он распространялся тогда лишь на ограниченное число молодых, быстро развивающихся городов. Будучи городом, ориентированным на западные образцы, Петербург быстро воспринимал все новые градостроительные и архитектурные идеи, рождавшиеся в Европе. Казалось бы, в таких условиях архитектурной традиции в городе не найдется места. Однако в Петербурге она получает своеобразную трактовку. Это происходит под влиянием ранее сложившихся принципов, природных условий, социально-экономического развития, характерных для того времени эстетических критериев, а также традиций самой петербургской школы.
Новгород «Регулярный» план Новгорода был конфирмован в 1778 году. Центр города, расположенный по двум берегам реки Волхов, в новом плане получил развитую планировочную систему, в которой, помимо застройки кремля и торга, особое значение придавалось основным магистралям, ведущим в Москву и Петербург, а также застройке по оси, связывающей Детинец с Торговой площадью.
Большая Петербургская улица - главный луч радиально-кольцевого плана Софийской стороны - ориентирована на кремль. Ее ось начинается возвышающимся над Детинцем Софийским собором. Это единственная улица Софийской стороны, по сторонам которой планировалась двухэтажная парадная застройка, не прерываемая площадями с древними церквями. Здесь как бы подчеркивалась идейно-архитектурная связь города с новой столицей.
Это проявилось и в четкой системе лучей плана, и в строго выдержанных линиях фронтальной застройки улицы. По контрасту с ней живописный кремль и окружающее его пространство воспринимались особенно остро и неожиданно.
Иной характер имела Большая Московская улица, идущая на торговой стороне параллельно Волхову. Она являла собой пример живописного сочетания в едином ансамбле новых принципов регулярности с многообразием приемов акцентирования магистрали древними узловыми сооружениями. По мере приближения к центру линия застройки все чаще прерывалась площадями и
поперечными улицами с церквями. Кульминацией была завершающая улицу торговая площадь с каменными постройками Ярославова дворища, Гостиного двора, торговых лавок и др. Здесь Большая Московская пересекается со Знаменской, ось которой служит продолжением главной оси Детинец - торг, объединяющей обе стороны Волхова. Угол акцентировался церковью Георгия (XI-XII вв.), за которой в диагональном направлении возвышалась церковь Иоана на опоках (XV в.). Главная ось, проходившая через мост и объединявшая Детинец с Торговой площадью, на разных участках формировалась поразному. Ее восточная часть -Знаменская улица - носила более классицистический характер, контрастируя регулярной застройкой с живописными площадями на ее концах. Расположенная на восточном конце Знаменская площадь не имела четких геометрических контуров: ее образовали несколько храмов и Знаменский монастырь с собором XVII в. Однако по мере застройки улицы организующим центром здесь стала Спасо-Преображенская церковь, композиционно объединяющая сформировавшуюся площадь со Знаменской улицей.
Комплекс зданий на месте главного торга, Ярославова дворища и Вечевой площади в конце XVII - начале XIX вв. представлял
собой сложную пространственную композицию. На берегу Волхова пространство площади широко раскрывалось к реке,
мост через которую был построен на оси Знаменской улицы. Со стороны этой улицы площадь была ограничена аркадами торговых рядов, с южной - Гостиным двором, с северной - зданиями царского Путевого дворца, типичной городской усадьбы с фасадами, обращенными к Большой Московской и реке. В новой системе ансамблей площадь приобрела значение главного пространства, не только объединившего окружающую застройку, но и связавшего центр Торговой стороны с рекой и центром на противоположной стороне. Отсюда открывалась панорама на кремль, шла дорога на Петербург. Здесь был торговый центр - средоточие общественной жизни Новгорода. Церкви Иоана и Георгия на Торгу, расположенные перед дворцовым комплексом, вместе с крайним зданием Торговых рядов образовали живописную группу разновременных построек, организованных по контуру Знаменской и Большой Московской улиц. По другую сторону площади этой группе зданий отвечал обширный комплекс Гостиного двора и Ярославова дворища, образовавших не менее живописный ансамбль, но значительно больших размеров, с многоплановым развитием. На ближнем к реке месте трапеция каменного Гостиного двора объединяла реку и площадь с ансамблем
свободно стоящих построек Ярославова дворища. Цепочка его храмов, в основном, занимала второй план системы: развитие композиции здесь было особенно свободным. По контрасту с ней третья линия - «сплошная фасада» застроенной в этом месте по одной стороне Большой Московской - отличалась регулярностью. Новый, более крупный масштаб застройки, ее регулярный характер и сложное многообразие элементов ансамблевой системы сочетались с подчеркнутым значением пространства, раскрытого к Волхову и Детинцу. Перед Софийским собором была запроектирована регулярная площадь, напротив него размещено здание присутственных
мест. В конце XVIII в. было перестроено здание Митрополичьих покоев, и новый ансамбль площади был, в основном, завершен. Таким образом, композиция «регулярного» плана Новгорода построена на пересечении двух пространственных осей: меридиональной, проходящей вдоль реки Волхов и объединяющей восточную часть города с западной, а также широтной, проходящей через центр города и связывающей главные ансамбли города.
Два центра - Кремлевская площадь и система пространств Торговой площади - разработаны каждый в своем композиционном ключе. Смена «картин», синтезировавших новое и наследие прошлого, по трассе Петербург-Москва, соответствовавшей основным осям застройки центра, - уникальная черта Новгорода. Валдай В основу композиции центра Валдая заложена идея ориентации на водные пространства. Бухта Валдайского озера углубляется в материк там, где наиболее высок рельеф береговой части города. На естественной оси, образованной бухтой и возвышенностью, у ее пересечения с трассой Москва-Петербург, в проекте была намечена раскрытая к озеру административная площадь с церковью посередине. Рядом на берегу озера запроектирована торговая площадь на месте древнего торга. Она была связана в перпендикулярном направлении с основной магистралью, а в диагональном - с административной площадью. При реализации плана торговая площадь была уменьшена и, в основном, развивалась параллельно берегу, а по оси бухты на
наиболее высокой части города формировалось ядро центра с развитием площади в глубину и включением в ансамбль парка на склоне горы. В конце XVIII в. на самой высокой точке был возведен Путевой дворец, а на краю верхней террасы - величественная и изысканная церковь-ротонда (арх.Н.Львов), ставшая доминантой ансамбля. На той же оси на уровне нижней террасы было построено квадратное в плане здание часовни с обращенными к озеру и ротонде портиками. Таким образом, пространственная ось, намеченная природным ландшафтом, была закреплена целой системой архитектурных сооружений. Значение этой оси не ограничивалось масштабами материковой части города - она взаимодействовала с построенным в XVII в. на острове ансамблем Иверского монастыря, воспринимавшимся как центр панорамы. При взгляде на берег со стороны монастыря в городском ландшафте
выделяется бухта и холм, с которого, как ручейки, сбегают к озеру улицы. Богатство и разнообразие впечатлений с акцентом на восприятие ансамблей царского дворца и монастыря тщательно продумывались для «путевых» городов, через которые проходила дорога из одной столицы в другую. Вышний Волочек Центральная часть Вышнего Волочка сформировалась в результате наложения прямоугольной сетки улиц на равнинную пойму реки Цны и систему каналов. Жесткий прямоугольный контур застройки ограничивает с трех сторон большую площадь, включающую часть канала и прилегающий к нему пруд. Своей четвертой стороной площадь раскрыта к заливу и островам. В центре площади находился собор, который с двух сторон фланкировался зданиями гостиных дворов. По краю площади должна была проходить дорога из Петербурга в Москву. В соответствии с генеральным планом города (1831) центральная площадь была уменьшена и распалась на две. Около гостиных дворов образовалась торговая пощадь, а за Цнинским каналом - административная с Петропавловской церковью XVIII в. Центр по-прежнему включал в себя обширные пространства, связанные между собой системой водных протоков. Генеральным планом была закреплена новая трасса Петербургского шоссе. Теперь ось Московской улицы получила ориентацию на Летний Казанский собор, а трасса на Петербург прошла по набережной Цнинского канала. Выделилась «петербургская часть», где сочетание застройки с каналом и Петропавловской церковью символически, архитектурными средствами, связывало город с новой столицей. Как и на Валдае, водные пространства здесь активно включены в композицию центра. Взаимосвязи города формируются по основным направлениям: водным - при помощи каналов, и сухопутному - дорогой Москва-Петербург. Тем самым используется принцип парадного транзита по основным транспортным артериям. Совершая путешествие из Петербурга в Москву, мы постепенно приближаемся к его конечной цели - древней русской столице.
Однако на этом пути нам предстоит еще заглянуть в славный город Торжок и посетить Тверь. Приглашаем наших читателей продолжить путешествие в следующем номере.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.