журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Архитектура, устремленная в небо

Т. Семенова
сокращённая версия


Еще каких-то 150 лет назад крупнейшие города мира, население которых быстро увеличивалось в связи с бурным ростом промышленности, даже мечтать не могли о небоскребах. Ситуация резко изменилась с изобретением первого парового лифта (1857) и достижениями в области каркасного строительства, основные принципы которого были разработаны в 70-80-е годы XIX века. С тех пор развитие городов пошло не только по горизонтали, но и по вертикали, часто выплескиваясь на головокружительную высоту...
Родиной небоскребов по праву считаются Соединенные Штаты Америки, а точнее Чикаго. Этому способствовали два обстоятельства: пожар 1871-го года, который практически полностью уничтожил центр города, и строительство в 1884 году первого каркасного дома по проекту архитектора Уильяма де Барона Дженни. Здание принадлежало одному из страховых обществ и имело девять этажей.
Строительство небоскребов в США свидетельствовало о растущей финансовой мощи страны, символизировало богатство и процветание крупных американских компаний. В начале ХХ века одним из главных таких символов стал построенный в НьюЙорке по проекту архитектора Гаса Гилберта 242-метровый небоскреб «Вулвортс Билдинг», заказанный мультимиллионером Френком Вульвортом и названный его именем. Но подлинный бум высотного строительства начался на рубеже 20-30-х годов прошлого века на фоне кардинальной ломки формировавшейся столетиями градостроительной эстетики, включая функционально-техническую организацию города, его архитектурно пространственную структуру и художественный образ. В те годы строится высотное здание компании «Крайслер», здание банка «Манхеттен», знаменитый «Эмпайр Стейт Билдинг», 102 этажа которого вознеслись на высоту 391 метр, и многие другие. Внешний облик американских высоток первой половины XX века мало чем напоминал постройки конца XIX века и уж тем более современные здания. Небоскребы того времени изобиловали декором, были, как правило, многоярусными, ступен чатыми, увеличиваясь по высоте от периферии к центру. В их архитектуре, возможно навеянной готикой, использовалось еще мало стекла.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.