журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Природный ландшафт и архитектурная форма

Ю. Курбатов, член-корреспондент РААСН, доктор архитектуры, профессор
сокращённая версия


Наиболее ценные природные ландшафты охраняются. Некоторые из них используются для организации мест отдыха. Какой должна быть архитектура, чтобы не нарушить красоту и своеобразие природы?



Для географа и ландшафтоведа ландшафт - сложный природный комплекс и в то же время определенная территориальная единица. Она характеризуется закономерным и типическим повторением одних и тех же взаимосвязанных и взаимообусловленных сочетаний: геологического строения, форм рельефа, поверхностных и подземных вод, микроклимата, почв и др. Для эколога ландшафт - также природная целостность, все элементы которой находятся в сложном взаимодействии. Вот почему охрана ландшафта рассматривается ими как сохранение функциональных связей между элементами. Такие связи могут нарушаться лишь до известного предела, после чего природа начинает чахнуть и разрушаться.
Для архитектора и художника ландшафт - прежде всего эстетическая система. Ее понимание - ключ к достижению целей, которые стоят перед проектировщиком. Он должен увидеть в ландшафте его пространственную структуру, скульптурность рельефа и зеленых насаждений, их цвет и текстуру. Вместе с тем ему необходимо установить гармонические связи между отмеченными свойствами природной среды и сооружениями.
Пространственные емкости ландшафта и архитектура
Какие же качества природного ландшафта должны определять композицию архитектурных форм? Прежде всего объемно-пространственные.
Они - первооснова.
Создатель ландшафта - природа - действовала и как скульптор, и как организатор пространства. Она «вылепила» леса и рощи, горы и холмы, террасировала склоны озерных, речных и морских берегов. Вместе с тем с помощью этой «скульптуры», представляющей своеобразные зрительные барьеры, она расчленила пространство суши на отдельные, по-разному связанные друг с другом ячейки. Они выступают участками горных, речных и озерных долин; ложбинами между холмами, зонами морских, озерных и речных террас, окаймленных береговыми склонами; территориями долин, зрительно ограниченными возвышенностями, полянами в лесах... И каждая обладает своим, только ей присущим характером: мерой определенной огражденности и раскрытости, конфигурацией ограничивающих барьеров, их высотой, которая определяет глубину ячейки как некоей пространственной «емкости». Сохранить своеобразие каждой такой ячейки - значит, дополнить формирующую ее «скульптуру» так, чтобы не изменить границы пространственной «емкости», степень ее раскрытости, «глубину», систему зрительных связей между элементами. Важно и другое - мера наполненности ячеек архитектурными объемами.
К сожалению, размеры комплексов отдыха в известной мере определяются лишь двумя факторами: их функциональной и экономической эффективностью, а также порогами допустимого нарушения эколого-биологических условий участка. Это, безусловно, очень важные критерии, но не менее существенна пространственная возможность ячейки.
Архитектура, включенная в ландшафт, не должна деформировать существующих в нем соотношений объемов и пространств. Эта проблема может быть решена как установлением вертикальных пропорций построек с высотой объемных форм ландшафта, так и необходимых соотношений высоты зданий с шириной окружающих пространств.
Скульптурные формы рельефа имеют различные размеры, а потому различны и соотношения их с размерами человека. Именно поэтому формы рельефа оказали наиболее сильное воздействие на воображение человека и его творчество. Человеку, находящемуся во власти природы, было свойственно стремление к превосходству над ней. Общеизвестным примером такого стремления могут служить египетские пирамиды, создатели которых хотели возвысить их до размеров гор. Завораживающее влияние грандиозных размеров природных форм нередко проявляется в желании соперничать с природой, что утверждает силу человеческого разума. Вместе с тем создание форм, намного превышающих приемлемые для человека размеры, часто связано с необходимостью покорения сил природы с целью их целесообразного использования для нужд людей. Примерами таких сооружений могут служить гигантские плотины, мосты.
Между тем господствующая в наши дни тенденция направлена на сохранение эстетических ценностей природной среды. Вот почему размеры сооружений подчиняются, с одной стороны, необходимости создания среды, масштабной человеку, с другой - потребности установления таких соразмерностей с объемными формами ландшафта, которые не умаляли бы их значения и не искажали природный масштаб.
Основное значение приобретает установление правильных вертикальных пропорций между зданиями и зелеными насаждениями.
В общем виде можно выделить следующие типы таких соотношений:
- малоэтажная застройка не нарушает масштаб лесных массивов и не изменяет их силуэт;
- здания средней этажности (четыре-пять этажей) также не влияют на масштаб зеленых форм, но могут наряду с ними участвовать в формировании общего силуэта. 
- высокие здания (9-12 этажей) могут деформировать размеры зеленого окружения. С дальних видовых точек высотные объемы и размещенные около них зеленые массивы воспринимаются как не гармонирующие друг с другом. Зелень выглядит «бахромой» у подножия зданий.
Соразмерность зданий с высотой зеленых насаждений особенно существенна для лесных районов. «Выход» зданий из зеленой среды способен резко изменить размерную и объемно-пространственную характеристику окружающих пейзажей. В качестве полезной модели здесь можно использовать застройку некоторых городов-садов, тем более что по степени наполненности своих пространственных ячеек архитектурой они близки ландшафту загородных зон отдыха.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.