журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Паризерплац в Берлине

М. Сонне-Фредериксен
полная версия


С точки зрения градостроительства Парижская площадь - Паризерплац (Berlin Pariser Platz) относится к самым характерным площадям старого Берлина. Вероятнее всего, она была создана по планам Филипа Гернаха (1697-1738), который по поручению короля Фридриха Вильгельма I расширял город в западном направлении.
Он продлил улицу Фридрихштрассе до пересечения с Линденштрассе, где был создан так называемый «рондель» - круглая площадь (в настоящее время Мерингплац). В 1734 году было создано все западное очертание города в результате проведения улицы Вильгельмштрассе и формирования площадей, расположенных к западу от нее: Лейпцигской площади в форме октагона, или восьмиугольника, и четырехугольной (каре) Паризерплац. С 1735 года на Паризерплац, самой значительной площади в топографии Берлина (120 х 120 м), создавались городские резиденции в стиле барокко, придавшие благородство ее облику.

Не только удачная застройка, но и тот факт, что каре площади явилось завершением улицы Унтер дер Линден, ставшей важнейшей осью расширения города, подчеркивало ее особое значение в ряду других площадей Берлина. Кроме того, с Паризерплац открывалась прямая перспектива на большой королевский дворец, который после расширения Андреасом Шлютером (1660-1714) стал господствующим центром Берлина. С сооружением в 1788-1791 годах Бранденбургских ворот по планам Карла Готхарда Лангханса (1732-1808) Парижская площадь приобрела большую архитектурную значимость, соответствующую ее местоположению в структуре города. Возросли требования к стилевому единству площади, возникли новые масштабы.
Двухэтажные пале не соответствовали новой, элегантной архитектуре, устремленной ввысь. Последующее архитектурное оформление площади, начатое в первые десятилетия XIX века, ориентировалось на дворцовую архитектуру итальянского Возрождения, здания стали трехэтажными. В результате Паризерплац обрела обширность и просторность, которые и сегодня ассоциируются с ее названием. До озеленения площади, проведенного в 1880 году директором службы озеленения Германом Мехтигом (1837-1909), она была вымощена брусчаткой. В соответствии с проектом Мехтиг расположил два декоративных партера с фонтанами в центральной части площади согласно с направлениями движения транспорта (до этого квадратная площадь была «нейтральной», не имела выраженной направленности). Мехтиг отмечал: «Обе части Паризерплац исполнены в виде партеров, засаженных вечнозелеными растениями, самшитом, низкорослыми кустарниками». Такое оформление площади большей частью сохранилось вплоть до Второй мировой войны. Паризерплац и по сей день является одним из самых представительных и посещаемых мест в Берлине. Это место, где всегда можно встретить чиновников, служащих за углом в здании Бундестага, дипломатов из нескольких посольств, «прописанных» на площади, и, конечно, туристов, которые могут полу чить любую интересующую их информацию в туристическом бюро, расположенном прямо возле Бранденбургских ворот. На Паризерплац всегда людно не только благодаря Бранденбургским воротам и близости Рейхстага со знаменитым куполом, возведенным по проекту Нормана Фостера. К числу ее достопримечательностей принадлежат и построенные в последние годы новые, значительные по своей архитектуре здания Академии искусств (архитектор Гюнтер Бениш), DG Банка (архитектор Фрэнк Гери), дом Либермана, посольство Франции, строящееся посольство США, реконструированный отель «Адлон», один из самых роскошных в Берлине. В этой статье мы обратимся к творчеству двух архитекторов - Гюнтера Бениша (Германия) и Фрэнка Гери (Америка), произведения которых определяют современный облик Паризерплац.


Новое здание Академии искусств
Архитектор Гюнтер Бениш (Behnisch&Behnisch und Partner) Фотографии М. Сонне-Фредериксен При написании статьи использованы материалы книги «Berlin Pariser Platz» (Neubau der Akademie der Kunste, Werner Durth, Gunter Behnisch)
Академия искусств в Берлине была основана в 1696 году курфюрстом Фридрихом III по примеру Парижской Академии художеств. По замыслу Фридриха III, Академия искусств должна была стать центром обучения художников, скульпторов и особенно архитекторов, которые занимались под руководством таких известных мастеров, как Андреас Шлютер (ок. 1660-1714) и Иоганн Готфрид Шадов (1764-1850).
Академия искусств являлась одним из самых важных учреждений в государстве. Она несколько раз меняла свой адрес, но ей всегда отводилось одно из самых почетных мест в городе недалеко от правительственных зданий, дворцов и посольств. На Паризерплац, в здании дворца Арним, Академия искусств обосновалась в 1906 году. Именно здесь ей было суждено пережить расцвет под руководством президента Макса Либермана (1847-1935) в годы существования Веймарской республики и упадок после прихода к власти национал-социалистов. В 1937 году в здании Академии расположилось архитектурное бюро Альберта Шпеера.
В конце Великой Отечественной войны при наступлении советских войск здание Академии было частично разрушено, при этом уцелели экспозиционные залы. С 1961 года, когда Берлин разделила стена, и до 1994 года, когда она была разрушена, в этом здании был контрольно-пропускной пункт. После объединения Германии Академия искусств объявила конкурс на лучший проект реконструкции полуразрушенного дворца Арним. Победителями в этом конкурсе стали профессор архитектуры Гюнтер Бениш, Манфред Сабатке (Manfred Sabatke) и историк архитектуры Вернер Дюрт (Werner Durth). Жюри по достоинству оценило особый «архитектурный климат» - свободно перетекающие пространства, перекрытия, «висящие» в воздухе, прозрачные фасады, а самое главное - удачное решение сохранения исторических залов дворца Арним.

Архитекторы, проектирующие на Парижской площади, были поставлены в жестко регламентированные объемно-планировочные условия. Директор по развитию г. Берлина Ханс Штиман предлагал вернуться к довоенному облику Паризерплац, который отвечал историческому контексту и соответствовал духу города: по его мнению, фасады зданий, обращенные в сторону площади, должны были быть облицованы камнем, а все самое интересное - прятаться внутри. Гюнтер Бениш сумел убедить городские власти и чиновников от архитектуры в том, что архитектура здания Академии искусств должна отличаться от стоящих рядом зданий. В мае 2005 года, после 70-летнего перерыва, Академия искусств снова заняла свое место на Паризерплац.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.