журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | «Мир глазами зодчих»

О. Максимов, доктор архитектуры, профессор МАрхИ
полная версия


О роли художественного творчества архитекторов 


Прошедшей зимой ценители изобразительного творчества архитекторов в шестой раз получили возможность посетить традиционную выставку «Мир глазами зодчих» в Архитектурно-строительном центре на Брестской. Сто сорок участников представили свои живописные, графические, скульптурные работы, произведения декоративно-прикладного искусства, а также художественную фотографию.
Оценивая шесть прошедших экспозиций, следует отметить, что художественная фотография начинает неуклонно теснить рукотворную графику. Не подвергая сомнению чувство красоты и тонкий вкус фотомастеров-архитекторов, согласимся однако, что даже при удивительных возможностях цифровых технологий фотография - искусство отображения, ее цель - остановить мгновение, «поймать» и сохранить момент. Рукотворное же творчество - искусство изображения и выражения, родственное созиданию, на чем и хотелось бы остановиться подробнее.
Рисунок и живопись занимают важное место в жизни каждого архитектора. И это не просто увлечение, а явление, вытекающее из конкретных профессиональных задач. Ряд мастеров начинали свою профессиональную деятельность с изобразительного искусства (Ле Корбюзье, Константин Мельников), для других оно было тесно связано с архитектурным творчеством (Алвар Аалто, Леонид Павлов), у некоторых стало вторым призванием.
Графика архитектора не всегда преследует цель создать произведение искусства, хотя это никогда не исключается. В работе с натуры архитектор познает мир тектонических закономерностей. Особый акцент ставится на выявлении структуры, пропорций, масштабной соразмерности, независимо от того, что изображается. Стоящие перед ним задачи архитектор часто решает не традиционными живописными, а условно графическими средствами. В этом - основное отличие его подхода от работы художника-живописца или графика. И в этом мы видим основные достоинства архитектурных работ, в которых при необыкновенной скромности графических средств и порою нарочитой условности изображения достигаются богатство тоновых переходов, разнообразие светотональных отношений, пространственность форм.
Искусство изображения и выражения помогает полнее и глубже проникать в сущность жизненных явлений и архитектурных образов, раскрывать и изучать законы построения, ритма, пластики. Рисунок архитектора с натуры - это в большинстве случаев «скорая запись» элементов действительности с целью ее более полного восприятия, изучения, осмысления. Разновидностей такого рисунка множество, что и продемонстрировала выставка «Мир глазами зодчих». Цели едины, но подход различен в зависимости от темперамента и творческого почерка авторов. Это и экспрессионизм, и академизм, и деловая документальность. Но, несмотря на разнообразие «измов», главная особенность рисунка архитектора заключена в стремлении искать и находить объективные закономерности и претворять их в тектонические образы видимого мира. Интересно, повторю, сравнивать рисунки, выполненные архитекторами, и рисунки художников-живописцев и графиков. Первые отличаются прежде всего активным отношением к натуре, аналитическим, конструктивным подходом к изображаемому. Во вторых же, как правило, на первый план выступает романтическое начало.
Эти размышления и определили многообразие представленного в настоящей статье визуального ряда живописных и графических работ участников выставки «Мир глазами зодчих».
Перечислить и охарактеризовать работы всех участников выставок «Мир глазами зодчих» в одной статье невозможно, но труд каждого из них достоин внимания и уважения. Особой же благодарности заслуживают инициаторы, организаторы и кураторы этого проекта.
Необходимо отметить, что сейчас, в век компьютерных технологий, при кажущейся легкости моделирования на экранах «интеллектуальных» терминалов, графическое мастерство и индивидуальность художественного языка зодчего приобретают особое значение. Знакомство с художественными работами наших архитекторов, без сомнения, является значимым моментом в развитии архитектурного мышления.
Роль художественного творчества архитектора - живописи, рисунка, рукотворной архитектурной графики - в современном мире не только не уменьшается, а, наоборот, возрастает, поскольку оно напрямую связано с сохранением гуманитарных основ профессии. Сложность и противоречивость архитектуры определяется тем, что, находясь на стыке технологий и искусства, она занимает особое место в системе культурных ценностей, затрагивая ее различные слои: материальный, социальный, духовный. Здесь пересекаются вопросы практические и эстетические, отношения творческого замысла и его реализации, подходы интуитивно-художественный, философский и научно-технический. Такая многомерность логична и оправданна, однако настораживает, что в последнее время уделяется меньше внимания многим, и прежде всего художественным, сторонам профессиональной культуры.
Нет сомнения, что в наше время процесс творческой деятельности архитектора - осмысление, поиск, моделирование, фиксация результатов, оформление - не может не быть тесно связанным с компьютерной технологией. Компьютерные программы позволяют строить любые трехмерные проекции, получать изображения реального фотографического качества, генерировать идеи. Но концептуально-логический, интуитивный, гуманитарно-философский подходы, в основе которых лежит рукотворное мастерство, остаются необходимыми и главенствующими. Глобальная компьютеризация иссушает творческую сторону проектного процесса. По мудрому выражению Константина Степановича Мельникова, «архитектурные проблемы решаются многими способами, но лучший из них - эстетический».
Природа подсказывает верный путь и направляет архитектурный процесс к оптимальному результату. А художественное творчество способствует активному и эмоциональному восприятию мира и служит катализатором, активизирующим механизм творческого процесса в реальной архитектурной деятельности.
Выставка «Мир глазами зодчих» - мир наблюдений и обобщений - есть отражение творческого архитектурного процесса, окончательный результат которого и конкретные пути его достижения пока неизвестны.







© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.