журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Триста лет российской Гражданской азбуке (1706-1710)

А. Кудрявцев, кандидат искусствоведения, доцент Московского государственного университета печати 
полная версия


В декабре 1706 года, во время Северной войны (1700-1721), по указу Петра Первого в местечке Жолква под Львовом при штабе Меншикова организуется центр по созданию рисунков новой российской азбуки. 1 января 1708 года был подписан указ, повелевавший печатать гражданские книги новыми русскими литерами. В марте того же года вышла из печати "Геометрия" - первая книга, набранная Гражданской азбукой. 29 января 1710 года Петром Первым был подписан окончательный вариант знаков Гражданской азбуки. "При Петре Первом не одни бояре и боярыне, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды", - так писал поэт и ученый В.К. Тредиаковский (1703-1769) о реформе российской письменности.
Известно, что от идеи до ее реализации очень часто проходят десятилетия. Реформа Петра Первого обобщила результаты поиска новой графики кириллического алфавита на основе алфавита латинского, начавшегося уже в конце XVII века в картографии и в подписях к гравюрам. Примечателен такой факт. В 1703 году в Москве была построена Триумфальная арка в честь крупной победы Петра Первого над шведами в устье реки Невы. По рассказу историка и книговеда А.И. Богданова (1696-1766), исполнители работ, "не зная, что могло от сего иное что воспоследовать, положили надписи российскими словами по виду начертания латинского характера. Но тогда, как наикрайнейшая нужда, требовалось издавать всякие гражданские книги в печать, которые тогда печатаны были церковными литерами, его величество, рассудя, повелел с оного образца устроить гражданский тип". 
До настоящего времени среди профессионалов шрифтового дизайна и типографов существует убеждение, что кириллица является самостоятельной формой письма и что реформа Петра нарушила ее эволюционное развитие. Однако знаки кириллицы и знаки латинские - исторически родственные графические системы. Более того, необходимо констатировать, что это единая система письма, в которой устав и полуустав в кириллице являются такими же этапами ее развития, как латинские рустика, унциал или текстура. Совершенство латинской классики было и остается потенциальной эстетикой кириллицы, и эта эстетика впервые заявила о себе в начале XVIII века. 
В отечественном искусствоведении исследованию Гражданской азбуки - уникального проекта с точки зрения концепции и стиля развития кириллического алфавита - уделяется очень мало внимания. Единственным научным исследованием по истории создания и по анализу рисунка знаков Гражданской азбуки были и остаются книги А.Г. Шицгала "Графическая основа русского гражданского шрифта" (М., 1947) и "Русский гражданский шрифт" (М., 1959). В своих исследованиях А.Г. Шицгал на большом документальном и иллюстративном материале доказывает, что "основным материалом, кроме лучших образцов гражданского письма и гражданской скорописи начала 18 века, служил, несомненно, латинский шрифт антиква. Были использованы, по-видимому, и гравированные надписи начала 18 века. В меньшей мере сказалось влияние кирилловского печатного Полуустава петровского времени. В работе над созданием гражданского шрифта были использованы различные материалы, но они были настолько переработаны, что азбуку, утвержденную Петром, можно рассматривать как одно из крупнейших достижений русской культуры на грани 17 и 18 веков". 
Исследования А.Г. Шицгала остаются актуальными и в настоящее время, но современные тенденции развития кириллической шрифтовой формы требуют дополнительных исследований и новых акцентов в осознании формальных и стилистических достижений проекта Гражданской азбуки. Историческая заслуга реформы письменности в том, что была сформирована перспективная концепция развития кириллицы на основе графики московского письма конца XVII века и шрифта антиква. Конкретные же решения отдельных знаков и всего алфавита в русле предложенной концепции требовали и требуют до настоящего времени дальнейшего своего развития.
Развитие гражданского шрифта продолжилось с развитием издательской деятельности Петербургской Академии наук, учрежденной в 1724 году*. В целом новые рисунки типографских шрифтов 30-х годов XVIII века создавались на основе шрифтов, используемых граверами при изготовлении географических карт и в подписях к гравюрам с видами городских и сельских пейзажей, в отличие от петровской азбуки, которая была разработана на основе рукописной традиции. Практически во всех шрифтах типографии Академии наук это привело к значительному снижению удобочитаемости и стилевых качеств шрифтов. Традиционная графема типографской кириллицы XIX века развивалась на основе гражданской азбуки, но постепенно утрачивала ее основные концептуальные идеи и достижения. Официальная шрифтовая форма XIX века развивалась под влиянием типографских шрифтов середины XVIII века, построение которых уже тогда (как отмечалось) резко отличалось от шрифтов петровской эпохи. 
Начиная с середины XVIII века крупные европейские словолитни часто изготавливали комплекты знаков кириллического алфавита. Наибольший вклад в развитие типографской кириллицы внес итальянский мастер Джамбаттиста Бодони. Первые образцы русских шрифтов Бодони относятся к 1782 году, всего он разработал более 80 кириллических шрифтов, собранных в двухтомном каталоге "Наборные шрифты" (1818).
Особое место в развитии кириллического книгопечатания занимает деятельность П.П. Бекетова, организовавшего в 1802 году типографию и словолитню. За десять лет он издал около ста книг, шрифты и украшения для которых изготавливались в его словолитне. В шрифте Большой канон был обобщен опыт типографских шрифтов Московского университета и Академии наук.
Проблемы развития кириллического строчного алфавита возникли сразу после введения Гражданской азбуки и максимально обострились к середине XIX века. К их решению наиболее серьезно подошла редакция газеты "Современная летопись" в Санкт-Петербурге. С первого номера в 1861 году газета стала печататься новым шрифтом. В редакционной статье говорилось, что отступить от привычных форм гражданских литер редакция решилась после многих совещаний с типографщиками, граверами и теоретиками, занимающимися вопросами развития русского шрифта. И далее подчеркивалось, что главное неудобство русского гражданского шрифта - в его плохой читаемости, из-за этого для набора кириллицей газета вынуждена употреблять более крупные шрифты по сравнению с латинскими. В числе основных недостатков были отмечены преобладание прямых вертикальных штрихов и малое отличие строчных знаков от прописных. 
В 1874 году словолитное заведение Вольфа разрабатывает новый шрифт Эльзевир, в котором продолжается развитие идей Гражданской азбуки и шрифта газеты "Современная летопись". В нем предлагались более конструктивные решения многих знаков и, в частности, говорилось: "Современные русские шрифты представляют множество неудобств, как в чисто типографском отношении, так и в гигиеническом, по вредному действию на глаза читателей. Многие буквы по форме весьма схожи, что ведет неминуемо к опечаткам; к этой похожести букв друг на друга присоединяется еще один недостаток: весьма немногие буквы выдаются над строкой, отчего строки выходят однообразные, печать некрасивая, и глаз, не находя точки опоры, весьма скоро утомляется". Эта аргументация не учитывала исторических традиций кириллического книжного письма, где развитию верхних выносных элементов препятствовали ударения и знаки сокращения слов в рукописной книге, которые как раз и помещались над текстовой строкой. Изменения рисунка многих строчных знаков в Эльзевире носит декоративный характер и в ряде случаев не улучшают, а ухудшают их удобочитаемость. 
Современная стилистика кириллического типографского шрифта была сформирована в результате деятельности крупных словолитен XIX века: Ревильона, Лемана и Бертольда, основанных соответственно в 1830, 1854 и 1894 годах. Ревильон многое в России сделал впервые: организовал словолитное дело как самостоятельное предприятие (до него владельцы словолитен были одновременно типографами и нередко издателями); отменил в своих шрифтах строчной знак "т" с тремя вертикалями и тем самым значительно повысил удобочитаемость кириллического типографского шрифта; внедрил современную графему знаков "Ж", "ж" и "К", "к" с изогнутыми верхними диагональными элементами и каплевидным окончанием. Ревильон также наладил массовое изготовление кириллических шрифтов на основе шрифтов латинских.
Словолитное заведение Лемана во второй половине XIX века занимало лидирующие позиции в России и уступило эти позиции с открытием в Санкт-Петербурге филиала немецкой фирмы Бертольда. На своем предприятии Леман значительно повысил качество отливаемых шрифтов, наладил связи с европейскими словолитнями, что позволило ему одним из первых получать новые латинские шрифты и на их основе разрабатывать кириллические версии. Многие шрифты, разработанные в словолитне Лемана, с незначительной корректировкой рисунка применялись до середины XX века. Среди них Обыкновенный Новый (1862), Обыкновенный Плотный (1874), Древний Черный и Газетный Черный (1874), шрифты Медиеваль и Эльзевир (1898). 
В 60-х годах XX века в Болгарии реформа кириллического типографского алфавита была санкционирована руководством страны и получила активную поддержку профессиональных шрифтовиков и полиграфистов. Реформа затронула в основном строчной алфавит, который должен был проектироваться на основе рукописной традиции кириллического алфавита. Правильность теоретической концепции, заявленной и частично реализованной, нашла свое подтверждение в шрифтовых проектах. В кириллице мало строчных букв с верхними и нижними выносными элементами; установлено, что по этой причине глаз способен фиксировать меньшее число букв. Известные болгарские художники Борис Ангелушев и Васил Йончев в новых наборных шрифтах прибавили к буквам "к", "в", "ж", "ю" верхние выносные элементы. Болгарское государство поддержало эти изменения, направленные на облегчение чтения, и сейчас большинство болгарских газет и книг набираются видоизмененным славянским шрифтом. Художники с полным правом утверждают, что они тем самым продолжают дело Кирилла и Мефодия, создателей славянского алфавита. 
Графический образ именно строчного алфавита в наибольшей степени связан со звуковым составом языка и отражает его структурные особенности, в отличие от прописного алфавита, предназначенного в основном для ритмических акцентов в тексте в виде заглавных букв и заголовков. Шрифтовая форма типографского строчного алфавита по требованию своего функционального назначения должна строиться на основе рукописных традиций, но при этом графема скорописных знаков трансформируется под влиянием традиций рукописной и печатной книги. При разработке типографского текстового шрифта скоропись определяет конструктивную логику построения того или иного знака. При этом конкретное решение знака зависит от стилистической концепции проекта и от того, насколько точно будет определена степень влияния скорописного знака на типографский. Если в классическом типографском кириллическом курсиве это влияние сформировалось, то в текстовом шрифте оно делает первые шаги. В этой связи необходим тщательный формальный и стилистический анализ всех проектов кириллического алфавита, построенных на основе рукописной традиции, начиная от рукописной и первопечатной книги и заканчивая современными проектами. Художник - дизайнер шрифтовой формы в этом случае должен проанализировать все варианты возможного логического развития того или иного знака. А кроме того, необходимо учитывать законы трансформации греческого и латинского маюскула в минускул и компенсировать отсутствие исторического развития канонизированной на многие столетия кириллицы. В этом отношении Гражданская азбука является уникальным памятником культуры, впервые преодолевшим многовековые каноны и служащим предметом изучения для многих поколений шрифтовиков и типографов на протяжении трех столетий. 
Реформа типографской кириллицы в Болгарии явилась наиболее последовательным шагом в развитии графической концепции Гражданской азбуки 1710 года, даже с учетом допущенных (на мой взгляд) в столь сложной задаче ошибок.
В творчестве многих художников-полиграфистов и работающих в кинематографии (титры) в 1950-1980-х годах делались неоднократные попытки разработать кириллический минускул. Наиболее серьезные проекты, оказавшие влияние на типографику и творчество художников, были разработаны Максимом Жуковым и Юрием Курбатовым (1963), а также автором настоящей статьи (1978). Оба проекта, разработанные на основе латинского шрифта Гельветика, не были реализованы как наборные типографские шрифты, но широко применялись в издательской практике, первый в виде фото-, второй - в виде летрасетных касс, изготовленных в киевском филиале ВНИИТЭ** и в течение несколько лет использовавшихся для текстового оформления выставок по дизайну. 
Развитие шрифтовой формы находится в постоянной динамике и не выдерживает длительной канонизации, а современный полиморфизм, развиваясь с середины прошлого века, в настоящее время особенно активно проявляется в рекламном графическом дизайне. 
Еще в 1966 году в своей книге "О письменности будущего" известный художник-шрифтовик и типограф Конрад Бауэр писал: "Смена форм является жизненной необходимостью, как в шрифтовом деле, так и в архитектуре, изобразительных искусствах, литературе, театре или музыке. Обращение к прошлому показывает нам, с какой поразительной восприимчивостью формирование шрифтов всегда следовало биению пульса времени из десятилетия в десятилетие. Ничего иного не следует ожидать и в будущем, и даже если мы сейчас сможем создать абсолютно совершенные шрифтовые формы, будущий художник шрифта все равно будет рассматривать их как исходный материал, которому он должен придать новую форму в духе своего времени". И с ним нельзя не согласиться. Традиция шрифтовой формы - в ее постоянном развитии, в переходе закономерностей шрифтовой формы из одной эпохи в следующую. При разработке новых проектов необходимо изучение исторически сложившихся шрифтовых форм и сопутствующих той или иной шрифтовой форме традиций книжного искусства и типографики в целом.

Примечания
*Благодаря данным, опубликованным в книге "Русский гражданский шрифт" А.Г. Шицгала, известно, что при Петре Первом до организации типографии Академии наук было издано около 400 названий гражданских книг. В послепетровский период до 1740 года вышло около 175 названий, а с 1741 по 1761 год было выпущено 612 изданий, не считая периодических. С середины XVIII века по разносторонности издательской деятельности и количеству издаваемой продукции типографии Академии наук соперничала с ведущими европейскими типографиями.
**ВНИИТЭ - Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики.
 




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.