журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | "Музыка поверхностей"

С. Махлина, доктор философских наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.
Владимир Духовлинов.
полная версия


Проект под таким названием был представлен общественной организацией "Санкт-Петербургское общество "А-Я" на Московском международном салоне "ЦДХ-2006". Он вызвал большой интерес. Творчество Владимира Духовлинова известно в России и за ее рубежами, его произведения находятся в Государственном Русском музее, Музее нонконформизма, в ряде других музейных и частных собраний.
Каждый подлинный художник обладает своим неповторимым почерком, набором только ему присущих средств выразительности. Мы безошибочно отличим работы Леонардо да Винчи от Рафаэля, Рембрандта от Рубенса, Ватто от Буше или Фрагонара, Жерико от Делакруа, Пикассо от Матисса, Кандинского от Малевича, Шагала или Филонова и т.д. Без сомнения, эпоха, страна накладывают определенный отпечаток на произведения, и тем не менее, находясь в кругу основных тенденций своего времени, художник, будь то живописец, писатель или композитор, вырабатывает присущие именно его таланту особенности творческой манеры.
Безусловно, легко отличить художника, уже вошедшего в сокровищницу мировой культуры, когда время отдалило от нас все разночтения и разноголосицу вкусов и мнений: самих творцов, их почитателей и их хулителей. Сложнее ориентироваться в современной художественной жизни. Особенно сейчас, в переходный период истории в начале XXI века, затруднительно в сумятице разнонаправленных тенденций в искусстве вычленить подлинно достойное. Впрочем, так было всегда. Но наше время отличает избыточное многообразное. Гул повторений и подражаний мешает отличить настоящее от подделки под творчество. Зачастую простейшие решения, не имея серьезной подоплеки внутренней глубины, выдаются за истинные шедевры. Часто в нашей жизни человек, умеющий интересно рассказывать и пропагандировать свое творчество, выгодно отличается от действительно настоящих художников, лишь поэтикой своих произведений отражающих основы бытия. 
Владимир Духовлинов родился в 1950 году в Даугавпилсе. Этот небольшой латвийский город, несомненно, во многом определил миропонимание будущего художника. В советское время Прибалтика была как бы отечественной заграницей. Взгляды на художественное отражение действительности, на искусство там были более свободные. Владимир прошел все этапы академической подготовки: учился в Феодосийской художественной школе, затем окончил Ленинградское художественное училище имени В.А. Серова и Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной. Однако стремление выйти за рамки дозволенного (возможно, выпестованное в детские годы) повлияло на то, что через четыре года после окончания вуза, в 1980 году, Духовлинов стал участником Товарищества Экспериментального Изобразительного Искусства (ТЭИИ), противостоявшего в те времена Союзу художников. Нельзя отрицать и влияние многих талантливых людей, окружавших его тогда и выделявшихся в художественной жизни того "доперестроечного" Ленинграда.
Внешний вид Духовлинова отличается от представлений обывателя о художнике, этаком богемном типе. Он одевается скромно, без эпатажных элементов, во всем сквозит вкус и чувство меры. Хорошие манеры, корректное поведение, иногда даже робкое. Явно ощущается внутренняя сосредоточенность. Эти черты личности непосредственно отразились и в живописном творчестве Духовлинова. 
В мае - начале июня 2003 года в галерее "Северная столица" проходила его персональная выставка под названием "Увеличение Сахары". Тогда я впервые познакомилась с его творчеством. Выставка была небольшая, на ней было представлено всего двенадцать работ. Стоит отметить, что окружение выставки вполне соответствовало ее духу. Приятные современные интерьеры на европейский лад. Я пришла, когда на выставке не было толчеи вернисажа, суматохи неожиданных встреч и сутолоки. В зале были только я да милая приятная смотрительница. Работы можно было спокойно обозревать, подходя неспешно к каждой, отходя и обдумывая впечатление. 
Так получилось, что первой мне попалась картина под названием "Коломна" (2002). Я живу в Коломне вот уже почти 40 лет. И, как мне кажется (возможно, я ошибаюсь), - это самый замечательный район города со всеми петербургскими контрастами бедного люда и прекрасных архитектурных творений, с большим количеством каналов и рек. Работа оказалась близкой и родной. Сколько интимных воспоминаний она будит, воскрешая в памяти столь любимые места и впечатления разных лет. И чем больше вглядывалась я в работу, тем шире становились ассоциации, которые она рождала. Столь же понятной для любого петербуржца выглядит работа "Дверь" (2002). Сколько дверей проходим мы в жизни! И дверей коммунальных квартир, и запертых дверей высоких начальников, и дверей любимых и близких... Столь же многозначна работа "Асфальт" (2003). И опять - широта восприятия от небольшой картины дает основание считать, что перед нами творения художника, оплодотворенного аурой великого города. 
С того времени я всегда обращаю внимание на его работы. Они выделяются глубиной, серьезностью и философскими обобщениями, даже когда нет названия картины, в той или иной мере направляющего наши ассоциации, а указаны лишь материалы, с помощью которых создано произведение (например, "Песок - холст - кожа", 2003).
Автор не просто петербургский художник. Именно как петербуржец он связан духовными нитями с интеллектуальной всемирной ноосферой, культурой мира. С одной стороны, это связь с европейской культурой: "Акведук" (2001), "Арка Тита. 1" (2003), "Арка Тита. 2" (2003), "Европа в белом и сером" (2002). Современность художника не только в приемах, но и в подходе к осмыслению видимого мира. Неслучайно французский этнограф, семиотик и антрополог К. Леви-Строс считал, что для нынешней культуры характерно стремление к связи с далекими эпохами. Обращение к памятникам Римской империи заставляет думать о судьбах империй вообще и о рухнувшей на наших глазах советской империи. 
С другой стороны, характерное, по Леви-Стросу, стремление к далеким странам и континентам, например, серия полотен о пустыне Сахара. Одно из них и дало название той памятной для меня выставке, запомнились "Увеличение Сахары-2" (2002), "Увеличение Сахары" (2003). Сам автор предпослал своей экспозиции следующее пояснение: "Увеличение Сахары - название картины. Но каких-либо конкретных признаков пустыни здесь нет. Так что установка - зулус рисует носорога - отпадает. Проявляются следы фактур, расплывчатые силуэты, намеки - то, что уцелело в памяти случайного путешественника. Сахара - в ассоциативном смысле - прошлое, некогда цветущая земля. Прошлое растет, накапливая себя, поглощая и выплескивая культуры. И в этом пространстве - картины, с одной стороны - музейный миф, с другой - прямоугольник из воздуха". Это пояснение было приведено в буклете к выставке. Там же была дана справка: "По мнению международных экспертов, Сахара наступает по фронту протяженностью 4800 км со скоростью около 5 км в год" (Анри Лот. "К другим Тассили". Париж, 1984). 
На современном этапе можно говорить о транскультурных тенденциях в языке искусства. Теперь уже можно констатировать не только взаимодействие западных и восточных, северных и южных культур, но к ним прибавилось разнообразное проникновение синхронных и диахронных (историко-временных) воздействий на творчество мастеров. Различные противостояния национальных групп и группировок подводят человечество к мысли о необходимости объединения, движение к поликультурализму становится все более действенным и актуальным. Интеграционные процессы, несмотря на обилие воин и террористических актов, стали основной характеристикой современного мира. Искусство отражает это не только в своем содержании, но в формах и средствах выразительности, передающих это содержание: означающее стремится соответствовать означаемому. Транскультурные тенденции обогащают язык искусства и способствуют углублению и усложнению его национальных особенностей. 
В аннотации к проекту Московского салона руководитель отдела новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский дал очень точную формулировку творческих исканий художника: "Самостоятельные подходы Духовлинов нащупывал довольно долго, зато и результат был весом: ему удалось найти "сумму приемов", скорее живописную методологию, органично отвечающую душевным движением художника, его эмоциональному состоянию. В 20-е годы в советском искусстве бытовал термин, введенный, кажется, Н.Н. Пуниным, - "шум поверхности". И далее: "Функции повествования, характеристику драматургии приобретает поверхность его полотен... В результате возникает совершенно особая цвето-пластическая среда - даже не "шум поверхности", а музыка поверхности"*.
В ноябре 2006 года Центр искусств имени С.П. Дягилева в Санкт-Петербурге подготовил небольшую выставку, посвященную 100-летию со дня рождения Д.С. Лихачева. Художников попросили создать работы, посвященные "Слову о полку Игореве". Многие художники участвовали в этой камерной, маленькой, но очень значительной выставке. Была там и работа Владимира Духовлинова. И, как всегда, сразу чувствовалось, что эта работа именно этого художника: в ней было то, что Д.С. Лихачев называл "этикетностью" художника. 
Сегодня можно с уверенностью сказать, что Владимир Духовлинов - один из ярких представителей современной художественной жизни Петербурга. Фамилия художника относится к "говорящим". Если мы будем внимательны, то выйдем после общения с его работами обогащенными и одухотворенными. Они всегда дают возможность воспринять
"Древнюю дружбу богов - этих великих, незримо
и ненавязчиво сущих (мы их не слышим в азарте
гонки, в гуденье машин)..."** 

Примечания
*Цитируется по каталогу "Салон ЦДХ-2006. Современники". М.: Пранат ПреПресс, 2006. 
С. 112.
**Из "Сонетов к Орфею" Райнера М. Рильке. Перевод З. Миркиной. 
 




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.