журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Космический интерьер

Е. Гордина, архитектор
полная версия


Гордина Елена Жановна
1993 г. - окончила Московский архитектурный институт (факультет жилых и общественных сооружений).
1993-2000 гг. - ведущий архитектор компании «Домион».
С 2001 г. по настоящее время возглавляет собственное архитектурное бюро. 
С 2005 г. - аспирант ЦНИИЭП жилища.
1999 г. - «АрхМосква 1999», первое место за оформление выставочного стенда в составе авторского коллектива компании «Домион».
2003 г. - «Interior World 2003», первое место за проект интерьера.

Архитектурно-планировочная концепция сложилась исходя из существующей ситуации: с учетом расположения вдоль внутренней стены квартиры стояков, а вдоль наружной - оконных проемов, шаг которых дополнительно подчеркивается пилонами, не подлежащими демонтажу в соответствии с требованиями службы эксплуатации. Эти конструкции, в основном бетонные, частично представляют собой кирпичные коммуникационные шахты. Зачастую подобные полые шахты оказываются совершенно невостребованными именно в условиях свободной планировки. С другой стороны, сложно вообще говорить о свободной планировке, когда существующие несущие конструкции, можно сказать, диктуют планировочное решение. В данном случае дело обстояло именно так, но поскольку квартира предназначалась для одного человека, появилась возможность, несмотря на существующие ограничения, сделать ее пространство открытым, мобильным и трансформативным. 
Кроме исходных данных перед архитектором всегда стоит образ хозяина, ведь именно для него или его семьи проектируется интерьер, создается индивидуальное жилое пространство. Задание на проектирование предусматривало создание нескольких помещений, необходимых для жизни, отдыха и учебных занятий студентки экономического вуза, будущей деловой женщины. В квартире были запланированы большая гостиная с домашним кинотеатром, объединенная с кухней-столовой, кабинет, спальня, санузел с гидромассажной ванной, гардеробная, постирочная, гостевой санузел. Одно из главных условий - в кабинете и спальне было необходимо обеспечить дополнительную звукоизоляцию, обеспечивающую при желании абсолютную тишину.
Заказчица сразу определила свои стилистические предпочтения - минимализм, т.е. ничего лишнего. Интерьер своей квартиры она видела суперсовременным и функциональным, что абсолютно соответствовало как ее собственному характеру, так и направлению деятельности и философии архитектора. И как результат этого тандема получился действительно современный и удобный дом.
Первоначальный замысел открытой общей зоны на стадии эскизного предложения трансформировался в идею большого единого пространства всей квартиры. Это было достигнуто за счет простого и изящного планировочного решения - создания анфилады жилых комнат с правой стороны, вдоль оконных проемов, и подсобных помещений - с левой, вдоль основных шахт со стояками, причем удалось использовать центральную вентиляционную шахту для подвода вытяжки к плите и стояк для подвода воды к мойке. Квартира, как подводная лодка, делится на отсеки с помощью акустических межкомнатных перегородок, которые монтируются на специальных подвесных конструкциях, заанкеренных в плиту перекрытия. Эти конструкции скрыты за подвесным гипсокартонным потолком, видны только узкие направляющие сверху. 
Эти перегородки очень легко открываются и закрываются. В дополнение к функциональным качествам они оказались предпочтительными еще и потому, что к ним предоставляется огромный выбор разнообразных поверхностей, которые возможно тонировать в любой цвет по шкале RAL. В данном проекте был использован наименее дорогой ламинат, затонированный в тон кухонной мебели, поскольку решающую роль в колористическом решении играл цвет кухни. В этот же тон были выкрашены стены. Надо отметить, что концепция трансформативности и мобильности подразумевает возможность широкого выбора всех поверхностей интерьера. Для кухни были выбраны мраморные рабочие поверхности с «рваным кантом» высотой 90 мм. Эти столешницы в сочетании с выступающими мраморными слэбами на стенах гостиной и холлов создают гармоничное единение технологичности и природных форм.
Горизонтальное направление укладки камня на стенах обусловлено активными горизонтальными элементами мебели c встроенной светодиодной светящейся панелью, меняющей свой цвет с помощью пульта и таймера.
Мраморные слэбы, распиленные на специальной лазерной установке по авторским чертежам и напоминающие скалистые горы, одновременно технологичны и «нерукотворны». Большие черные ракушки на их поверхности как будто смотрят на современный технологичный мир из глубины многотысячелетней истории. Укладка слэбов, различающихся по высоте и характеру обработки поверхности (полированная и покрытая специальным воском «спазалатто» и матовая - антик), на разном уровне призвана подчеркнуть общую концепцию движения, мобильности и использования натуральных материалов. 
Таким же мрамором выложены пол и стены всей правой, подсобной части анфилады (прихожая, основной и гостевой санузлы, постирочная), а также кухни. Пол всех жилых комнат выложен из паркетной березовой доски.
Все функциональные процессы просчитаны и доведены до максимального комфорта и эстетического совершенства в каждом помещении. Например, на кухне очень удобно готовить, а также обедать, завтракать и ужинать, сидя на кожаных мягких полубарных стульях за большим островом с варочной панелью и вытяжкой, одновременно являющейся светодиодным светильником. Здесь же можно смотреть телевизор, не переходя в гостиную. Гостиная же предназначена скорее для приема гостей, но и там можно отдохнуть перед домашним кинотеатром на удобном кожаном диване.
Кабинет предназначен исключительно для занятий, но при открытых раздвижных перегородках, сидя за письменным столом, можно посмотреть новости на экране, помещенном на стену напротив кухни.
Стена, также декорированная мраморными слэбами, разделяет кабинет и большую гардеробную, откуда стеклянная дверь ведет в постирочную. Раздвижные перегородки позволяют при необходимости полностью закрыть приватную зону - спальню, санузел, кабинет и гардеробную - от гостиной и кухни. Также можно, закрыв перегородку в спальне, чувствовать себя комфортно в гардеробной. 
Стеклянные двери в подсобные помещения высотой от пола до потолка имеют металлическую раму шириной всего 30 мм, видимая часть которой составляет 10 мм. Благодаря этому они воспринимаются как часть стены, а не как дверное полотно, и пропускают мягкий струящийся свет, что сообщает пространству еще большую открытость. 
Спальня, которая согласно общему сценарию просматривается прямо из прихожей, является как бы кульминационным помещением. Молодая хозяйка большую часть времени проводит вне дома, а домой приходит в основном отдыхать и заниматься, и в этой части квартиры ей должно быть наиболее комфортно. Здесь раскрывается суть интерьера и суть мировоззрения молодой успешной женщины. Это космос, аллегорией, присутствием которого словно пронизан весь объем пространства.
В спальне эта тема находит отражение в простирающемся вдоль всего изголовья фрактальном панно из смальты, имитирующем поверхность Луны, выполненным студией «Александрия» по эскизу ее директора А. Глазкова. Идея использования в интерьере мозаичной «лунной поверхности» возникла у архитектора, когда она увидела цифровые изображения Луны и испытала удивительное ощущение близости другой планеты. Первоначально для изготовления панно было решено использовать пластик, который позволил бы ему практически слиться со стеной, не привлекая внимания к самому материалу, но затем предпочтение было отдано смальте: это решение было необычным, трудновыполнимым, и его результат по художественному восприятию и уровню исполнения виделся более весомым, соответствующим остальным компонентам интерьера.
В полированном изголовье кровати отражается светодиодная подсветка стоящего напротив длинного комода. Роскошная огромная люстра дает мягкий рассеянный свет, регулируемый с помощью пульта. Она освещает большую часть помещения спальни, визуально увеличивая ее площадь и в то же время придавая ее пространству больше уюта и домашнего тепла. В спальне же, с ее изначально квадратной формой плана и возможностью совершенно отделить ее от остальных помещений акустической перегородкой, размещена полноценная система домашнего кинотеатра.
Идея интерьера спальни логически продолжается в оформлении основного санузла. Желание хозяйки иметь там стеклянный пол изначально рассматривалось с точки зрения продолжения темы светодиодного освещения, однако затем было решено использовать для пола стеклянный триплекс и световоды бокового свечения. Световоды изготовлены из полимерного волокна, покрытого защитной оболочкой. Они соединены со специальной установкой - проектором, находящимся в соседнем помещении, в шкафу гардеробной. Оттуда под подиумом вдоль задней стены всей ванной проходит длинный пучок световодных нитей, который произвольно распускается под полом ванной вокруг речных камней и морских звезд. Цвет нитей меняется автоматически, через определенный промежуток времени. Благодаря практически полному отсутствию в волокне питающего напряжения, а также невосприимчивости защитной оболочки к ультрафиолетовому излучению и вредным средам подобные световоды могут использоваться в любых помещениях. Включенная подсветка огромной двухместной гидромассажной ванны, подсветка зеркала и уходящее куда-то в глубину отражение светильников в полированных мраморных стенах доводят космическую идею до совершенства. 
Свет вообще имеет большое значение в формировании пространства квартиры. Основную партию здесь играет встроенный свет. Шаг анфилады раздвижных перегородок и помещений дополнительно подчеркивается пунктирным шагом встроенных в пол длинных светильников, которые в сочетании со светящейся мебельной панелью и встроенными потолочными RGB светильниками, меняющими цвет автоматически или с помощью пульта, призваны придать архитектуре космический, инопланетный язык прочтения. Люстры над обеденным столом, в гостиной и кабинете воспринимаются как неопознанные объекты в ничем еще не нарушенном мире порядка и естественных природных материалов.






© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.