журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Первый смотр строительного искусства в России

Ю. Никитин, кандидат архитектуры
полная версия


К 100-летию Международной строительно-художественной выставки 1908 года в Санкт-Петербурге

В начале ХХ века Россия переживает своеобразный выставочный бум, ненадолго прерванный революционными событиями 1905 го­да. Местом проведения специализированных промышленных выставок становятся крупные индустриальные центры - Петербург, Москва, Варшава, Рига, Казань, Одесса, Киев, Харьков и другие города. Наряду с общими промышленно-ремесленными и фабрично-заводскими выставками организуются и узкоспециализированные экспозиции: машин и механизмов, изобретений и усовершенствований, орудий и инструментов труда, электротехнические, автомобильные, воздухоплавательные и т.д.

Экспонаты, связанные с вопросами строительства и архитектуры, появились уже на первой Выставке сельских произведений 1850 года в Санкт-Петербурге. Строительные отделы были представлены на других Всероссийских выставках - пожарной в 1892 году и гигиенической в 1893 году (оба смотра состоялись в Санкт-Петербурге). Интересно, что председателем бюро последней выставки был академик архитектуры граф П.Ю. Сюзор.
Идея организации специализированной строительной выставки возникла еще в 1904 году. Предполагалось провести ее в 1906 году в помещении Михайловского манежа. Был даже проведен конкурс на лучший проект планировки и декорирования помещения, победителем которого стал М.М. Перетяткович. Однако в связи с событиями первой русской революции время и место проведения выставки были перенесены. 
И вот весной 1908 года по инициативе Общества гражданских инженеров в Санкт-Петербурге впервые состоялась Международная строительно-художественная выставка. В показе достижений помимо России участвовали специализированные фирмы из Австрии, Англии, Германии, Дании, США, Франции, Швеции, успешно работавшие на отечественном рынке; экспозиции продукции компаний из Польши и Финляндии выделялись в самостоятельные отделы. Это был один из крупнейших и значительнейших по своим результатам смотр, который подвел итоги развития строительной техники и художественной промышленности в России за XIX столетие.
Для размещения экспонатов был выстроен так называемый Петровский городок. Временный выставочный комплекс разместился по обоим берегам Большой Невки - со стороны Новой Деревни (так называемой Ливадии) и напротив нее - на Каменном острове. Между двумя участками функционировала паромная переправа.
Всего за три месяца строители возвели более 80 павильонов, которые своим внешним видом напоминали о поре становления Петербурга: почти все здания, согласно решению выставочного комитета, были выдержаны в стиле петровской эпохи [1]. Большинство павильонов были сооружены так называемым бутафорским способом и представляли собой обшитый досками и оштукатуренный деревянный каркас.
Главным архитектором выставки был назначен известный гражданский инженер А.А. Алексеев. Ему принадлежали не только детальная разработка генерального плана всего комплекса, но и замысел главных выставочных сооружений. Проектирование и руководство строительством павильонов по поручению экспонентов осуществляли Л.Н. Бенуа, А.А. Бернардацци, Н.В. Васильев, Л.А. Ильин, М.Н. Кондратьев, Н.Е. Лансере, М.С. Лялевич, Г.В. Шретер, Е.Ф. Шреттер и другие именитые архитекторы.
Помимо экспозиционных зданий было построено много развлекательных учреждений: театр, музыкальная эстрада, ресторан, буфеты, 350-метровая деревянная набережная с различными аттракционами, 40-метровая кирпичная труба с аттракционом «Веселый желоб» и площадкой обозрения наверху, и наконец, концертный зал на 1500 мест, возведенный по проекту А.А. Алексеева всего лишь за 29 дней. Во время работы выставки здесь регулярно проходили концерты симфонического оркестра под управлением А.К. Глазунова.
В целом городок представлял собой единый ансамбль, решенный на основе синтеза искусств. В художественном оформлении комплекса принимали участие такие яркие художники, как А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, И.Я. Билибин, М.В. Добужинский, Е.Е. Лансере, известные скульпторы А.Т. Матвеев, М. Агулянский и другие. Декоративное озеленение выставки с большим артистизмом выполнила группа садоводов во главе с Е.Ф. Зюсмайером. 
В те дни журнал «Зодчий» отмечал на своих страницах: «Таким образом, мы имеем перед глазами редкую и интересную картину разработки одной и той же темы более чем пятнадцатью архитекторами - картину художественного воссоздания одного стиля. Уже с этой точки зрения выставочные павильоны заслуживают серьезного критического рассмотрения» [2]. 
Однако выставка представляла интерес не только благодаря ретроспективной архитектуре большинства павильонов. Исключительное внимание привлекала обширная и разнообразная экспозиция, разбитая на семь разделов: строительные материалы и их применение; произведения ручных ремесел и заводской промышленности по строительному делу; санитарное зодчество; противопожарные технические устройства; механика в применении к строительному делу; художественное убранство жилищ и отделка зданий внутри и снаружи; специальная литература и учебные пособия. Планировался еще исторический отдел, экспонаты которого должны были быть размещены в залах Академии художеств, но, к сожалению, эта идея не была осуществлена.
Выставка ознакомила посетителей с целым рядом новейших изобретений и усовершенствований во всех областях строительной промышленности и послужила импульсом к ее дальнейшему развитию. Она продемонстрировала, насколько широкое распространение к тому времени получил в России железобетон. Товарищество «Железо-Бетон», например, представило большой железнодорожный навес на двух опорах и лодки из столь необычного в данном случае материала. Эта фирма, действовавшая в России с 1900 года и освоившая системы армирования бетона Монье и Матраи, возвела на территории выставки еще и каркасный павильон для Международного техническо-промышленного товарищества. Петербургское строительное бюро железобетонных работ демонстрировало монолитную висячую лестницу с площадкой на одной опоре.
Некоторые частные павильоны сами выступали в качестве экспонатов и поэтому резко выделялись из общей стилевой гаммы комплекса. Они имели ярко выраженный рекламный характер, как правило, присущий выставочной архитектуре. Примером может служить павильон шведской строительной фирмы «А.Б. Эллерс» (проект инженера К.И. Розенштейна), который был смонтирован из бетонных изделий, выпускаемых компанией. Значительную роль в пластическом решении фасадов и интерьера играли большие канализационные трубы овального сечения.
Иногда, правда, стремление выдержать общую стилевую направленность брало верх над соображениями рекламы. Так, в легком ажурном павильоне фирмы по производству стекольных изделий М. Франка, возведенном по замыслу М.С. Лялевича, были применены оконные стекла худших сортов - с тем, чтобы имитировать изделия петровской эпохи.
Интересный павильон по проекту архитектора Н.В. Васильева выстроила из монолитного железобетона одна из крупнейших строительных фирм Европы «Вайс и Фрейтаг». Металлическая арматура в башнях была выпущена наружу и стала своеобразным декоративным украшением фасада. Торговая эмблема фирмы, решенная в виде пространственной металлической скульптуры, была врезана в бетонный чепец, словно напоминая о неразрывности составных частей нового материала.
Свидетельством многообразия возможностей обработки гранита стал павильон Восточно-Финляндского гранитного акционерного общества в стиле модерн, выполненный капитально и безукоризненно по качеству. Газета «Русь» писала об этой постройке: «Красивым и любопытным местом выставки явился отдельный павильон Финляндии, заслуги которой в архитектуре и прикладных искусствах, тесно связанные с именами талантливых Сааринена и Линдгрена, известны теперь далеко за ее пределами» [3].
Интересные экспонаты, отражавшие состояние коммунального хозяйства Петербурга, были представлены городским общественным самоуправлением в особом павильоне, увенчанном «адмиралтейским шпилем». Здесь были выставлены проекты трамвайного предприятия, больниц, училищных домов, водопроводных и канализационных сооружений.
В отдельном павильоне помещалась механическая лаборатория Института инженеров путей сообщения, где экспонировалась обширная коллекция подвергшихся испытанию различных естественных и искусственных строительных материалов и их эталонов, установленных международными конгрессами.
Огромным успехом у посетителей выставки пользовались работы студентов Академии художеств, Института гражданских инженеров, Высших женских архитектурных курсов и двенадцати художественно-промышленных училищ Петербурга, Москвы, Тулы, Миргорода и других городов, находившихся в ведении Министерства торговли и промышленности.
Экспозиция была открыта в течение трех месяцев. Ее посетили около 100 тысяч человек. Специально издававшееся еженедельное «Обозрение Международной строительно-художественной выставки» взяло на себя задачу популяризации целей смотра, а также рекламы представленных образцов. Кстати, некоторые экспонаты выставки сохранились до наших дней. Так, и сегодня на Каменном острове можно увидеть легкий и стремительный навес товарищества «Железо-Бетон» и два изящных арочных железобетонных мостика, перекинутых через канал, построенных, вероятно, либо тем же товариществом, либо фирмой «Вайс и Фрейтаг». Здесь же можно обнаружить и павильон строительной фирмы «Бодо Эгесторф», возведенный Л.А. Ильиным из железобетонных изделий этого предприятия.
Выставка принесла большую пользу и участникам, и посетителям, ознакомившимся с новейшими достижениями отечественной и зарубежной строительной промышленности, с основными тенденциями развития декоративно-прикладного искусства. Подводя итоги смотра, журнал «Зодчий» писал: «Важно то, что как-никак, а удалось устроить первую на Руси международную выставку зодчества, и в столь сравнительно крупных размерах, - выставку, давшую нам возможность ознакомиться с успехами собственного строительства и сравнить их с примерами Запада. И это сравнение вышло весьма для нас утешительным: оказалось, что у нас есть немалый запас сил и талантов, не уступающих во многом нашим западным соседям, а это главное» [4].
На следующий год Общество гражданских инженеров провело на той же территории Международную выставку благоустройства городов и курортов.
* * *
С тех пор прошло 100 лет. Неузнаваемо изменилась северная столица. Громадные перемены произошли в строительстве. Однако и сегодня мы с немалым интересом перелистываем страницы истории, помогающие нагляднее представить пути развития отечественного зодчества, строительной техники и декоративно-прикладного искусства, тесное содружество которых остается актуальным и в наши дни.

Список использованной литературы
1. Иллюстрированный альбом международной строительно-художественной выставки. С.-Петербург. 1908. СПб., 1908.
2. Международная строительно-художественная выставка // Зодчий. 1908. № 30. С. 271.
3. Русь. № 31. 1 февраля 1908.
4. Мод. По строительной выставке // Зодчий. 1908. № 39. С. 364.







© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.