журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Ярославская юбилейная выставка Александра Таманяна (истоки, традиции, архитектура, макет)

Л. Тер-Акопян, архитектор, научный сотрудник Музея-института Александра Таманяна
полная версия


В статье освещаются истоки архитектурных решений проекта Ярославской юбилейной выставки Александра Таманяна. В основе анализа лежит изучение объемно-пространственных форм русского народного деревянного зодчества, а также материалов, хранящихся в архиве автора проекта. За эту работу Л. Тер-Акопян была удостоена премии в номинации «За историко-научный анализ» на конкурсе «Проект года-2007», организованном Министерством градостроительства Республики Армения, республиканскими Союзами архитекторов и строителей и Национальным музеем-институтом архитектуры.

«Ярославская юбилейная выставка» - одна из самых известных работ академика А. Таманяна в российский период его творчества. Однако комплекс до сих пор не получил должной оценки и не был подвергнут архитектурному анализу. 
Юбилейная показательная выставка в Ярославле, посвященная трехсотлетию царствования дома Романовых, была приурочена к 21 мая 1913 года. В этот день город посетил государь-император, путешествующий по Волге. Инициатива проведения выставки принадлежала ярославскому губернатору графу Д.Н. Татищеву, который стал почетным председателем ее оргкомитета.
Участок, отведенный под строительство выставочного комплекса, располагался в крайне неприглядном месте: абсолютно ровное пространство, обилие луж, грязь. «Место, которое было отведено для выставки, отличалось тем, что было страшно скучное, - признавался Таманян, - это был небольшой кусок пустыря, поросший бурьяном. Здесь же были небольшие военные склады, которые также не служили украшением»1. По этой самой причине в поисках оптимального решения предпочтение было отдано, так сказать, «дворовому» решению комплекса.
Идея «дворового» решения, предложенная Таманяном, предполагала наличие трех экспозиционных отделов: сельскохозяйственного, кустарного и промышленного (рис. 1). Внешний размер комплекса составлял 63 х 108,2 м, размер внутреннего двора - 39.6 х 70,1 м 2.
При планировке автор учел требования Специального совета по строительству выставки под руководством графа Д.Н. Татищева. «Комитет … желал, чтобы можно было осмотреть выставку в течение одного часа. Это требование поставило меня в необходимость сокращать и составлять все так, чтобы это было достижимо», - отмечал Таманян. Для решения поставленной задачи были спроектированы дополнительные связки - лестницы, галереи, переходы. Отметим, что архитектор осуществил строительство Ярославской выставки за 2,5 месяца. В отчете Императорскому обществу архитекторов и художников он отмечал: «В марте я начал строить павильоны выставки и через 2 месяца и 2 недели выставка была уже полностью готова. Денежные средства были очень ограничены, фактически расходы на строительство и оформление вместе составили 40 000 руб.».
______________________________________________________________
Из письма А.И. Таманяна Ф.Г. Беренштаму. СПб., 17.10.1914 г. С. 16-17.
2Графический материал на рис. 1 представлен в саженях (1 сажень равна 2,1336 м).

Облик выставочного комплекса выдержан в лучших традициях русской народной архитектуры. Широко использованы объемно-пространственные формы и планировка, характерные для русского деревянного зодчества XV-XIX веков (преимущественно для Русского Севера - Архангельска, Олонецка, Костромы, Вологды). В архитектуре комплекса ощущается определенный налет романтизма, при этом его сооружения являют собой настоящую энциклопедию строительной культуры прошлого Руси.
История русских деревянных культовых сооружений началась с возведения избообразных церквей, отличавшихся от парадного жилища лишь наличием креста на коньке. Таким образом, на ранних этапах различие между жилищем и церковью состояло лишь в отсутствии символа веры (рис. 2). Таманян использовал все многообразие форм церковных сооружений, как в авторской, так и в классической интерпретации. Более того, архитектор добился полного единения функционального назначения сооружения с очень остроумным, образным его решением, используя элементы объемной символики.
В архитектуре кустарного и промышленного отделов были представлены все этапы развития деревянного зодчества: от самых простейших избообразных сооружений до двухэтажной «двойни»3. Первым павильоном кустарного отдела, начинавшегося в северо-восточной части комплекса, был павильон деревообработки. Построен он был непосредственно на земле в форме обычной одноэтажной избы4. Павильон металлообработки имел уже более сложную, четырехскатную кровлю, именуемую «епанчой». Каретный павильон представлял собой двухэтажную избу, верхний этаж которой, или горница, был несколько выдвинут вперед при помощи консолей и оставлял нижний этаж - подклеть5 - в тени. Строение венчала клинчатая кровля с теремком6 по всей длине. Фасадная часть вытянутого перекрытия была акцентирована параллельными полосами орнаментального узора с мотивами из растительного и животного мира (рис. 3). В архитектуре иконописного павильона, знаменитого тем, что в нем была выставлена икона работы В. Серова, было отражено богатейшее наследие церковного зодчества (рис. 4-6). Павильон имел четырехскатную чешуйчатую кровлю, с двух сторон которой были выставлены бочки, а внутреннее трехчастное пространство завершалось выполненным тремя гранями восьмигранника традиционным иконостасом. Соседство иконописного павильона с избообразными постройками отнюдь не нарушало стройной гармонии и стилистического единства. 
Восточный фасад оканчивался двухэтажным трехчастным сооружением мануфактурного павильона с богато оформленным фасадом, продолжением которого являлись сооружения промышленного отдела (рис. 7). Машиностроительные павильоны этого отдела были представлены традиционными двойнями (рис. 8, 9). Промышленный отдел завершал расположенный у центрального входа рядом с двойней павильон, фронтон которого был сплошь покрыт расходящимися из полукруглого центра полосами орнамента с растительными и животными мотивами (рис. 10).
_______________________________________________________
3Использование двух одинаковых смежных клинчатых клетей. Постройки в виде двойни были распространены в древнерусском гражданском зодчестве. 
4Избы строились прямо на земле, или, по-народному, «на пошве».
5Оборудованные помещения с косяками для дверей и окон, с полом и потолком назывались клетями. Суровость климата вызывала необходимость устраивать жилье на верхнем, или «горнем», этаже, откуда и происходит название «горница». Нижний этаж назывался подклетью.
6Древний вид соединения главы клетской церкви с кровлей в виде небольшой бочки или деревянного кокошника, представляющий в миниатюре характерную часть храма - закомару.


Весьма своеобразна интерпретация шатровой кровли преддверия иконописного павильона со стороны восточного фасада больших ворот. На четырехскатной кровле покоится восьмигранный барабан, который завершается традиционным шатром с зубчатой чешуей. Также интересное решение шатровой кровли демонстрируют расположенные рядом с главным входом большая башня и шпиль, возвышающийся на двухскатной крыше. 
Внешняя сторона главного входа и дворовые фасады были выполнены в ярко выраженном светотеневом контрасте. В богато оформленный проем преддверья вставлен граненый теремок с роскошным орнаментальным узором по всему краю. В этом бочкообразном полом глубоком объеме был помещен герб Ярославля, а на крыше восточнее оси высился чешуйчатый шпиль, на котором развевалось знамя (рис. 11).
С западной стороны от главных ворот располагалась деревянная башня с кровлей сложной конфигурации. Она сообщала законченность и целостность основным контурам входа. Ряд подпорок из бревен (как это было принято в старину при возведении фортификационных сооружений) придавал сооружению, напоминавшему крепостную башню, еще большую прочность и надежность. В верхней части фасада был помещен родовой герб. На четырехскатной кровле были расположены восемь (точнее, четыре пересекающихся) разукрашенных теремков и бочки с резными венками из колосьев пшеницы, над которыми имелись небольшие центричные двускатные кровли, а вся композиция заканчивалась объемом ветряной мельницы. Вход делил южный фасад по принципу золотого сечения, отражая образ двора на плоскостях фасада.
Интересно, что некоторые объемы и элементы, игравшие существенную роль в русском деревянном церковном зодчестве, но заимствованные из архитектуры соседних народов, не были использованы А. Таманяном в этом проекте. Справедливо предположить, что причина этого заключалась в чужеродности этих форм, а Таманян был убежденным противником всякого рода заимствований в традиционной архитектуре, что проявилось и в последующем его творчестве - в сооружениях армянского периода.
В западной части выставочного комплекса, целиком занятой сельскохозяйственным отделом, архитектор умело сочетал разновидности кубоватой кровли (рис. 12) с одними из самых изящных сооружений русского деревянного зодчества - объемами кровель ветряных мельниц, которые, как и деревянные церкви, имеют свои архитектурные типы и логически четкие виды конструкций (рис. 13).
В архитектуре крыла, продолжавшего промышленный отдел, были использованы объемы ветряных мельниц, во втором крыле, являвшемся продолжением кустарного отдела, были представлены кубоватые церковные кровли. 
Использованные формы, выбранные не случайно, находились в полном согласии друг с другом (рис. 14, 15). Подобная гармония достигается благодаря тому, что геометрические принципы построения кровель ветряных мельниц и кубоватых церквей во многом совпадают: и те, и другие в плане квадратные, грани от основания и до определенной высоты расширяются, а далее, до вершины кровли, сужаются. Разница заключается лишь в форме граней: гладкой (скошенной) у мельниц и пластической (выпуклой у основания, вогнутой у вершины) у церквей. В результате они создают цельную уравновешенную среду без однообразного повторения одного и того же объема.
Венцом народного деревянного зодчества являются многоглавые (чаще пятиглавые и девятиглавые) церкви. В период, когда окончательно оформились все типы церковных сооружений, широкое распространение получили постройки башенного типа сооружения - колокольни (рис. 16). Сочетающая в себе черты этих двух типов сооружений колокольня высотой семь сажень (приблизительно 15 м) стала доминантой закрытого двора Ярославской выставке. Она опиралась на шесть орнаментированных колонн, к которым крепились две площадки с балюстрадами, украшенными по периметру богатым резным орнаментом. На колоннах покоилась шатровая кровля с четырехскатным основанием с бочками по углам, которая была усовершенствована А. Таманяном в пятиглавие, нехарактерное для колоколен (рис. 17). Четыре из пяти глав на чешуйчатых шейках располагались на четырехскатном основании, больший по размерам купол высился во главе шатра.
Говоря о Ярославской выставке Александра Таманяна, нельзя не вспомнить слова его выдающегося современника, исследователя русской архитектуры, реставратора, архитектора-археолога Д.В. Милеева: «Я хотел еще сказать о выставке, полной уютной прелести. Эта выставка Александра Ивановича меня пленила. Красочность тонов кажется здесь, на чертеже, убогой в сравнении с тем, что мы видим в действительности, в натуре. Когда я там был, она уже заросла мхом, но невольно хотелось ее оставить навсегда на этом месте, чтобы можно было продолжать любоваться…»
Ярославская юбилейная выставка, одна из ранних работ Таманяна, представляется некоей прелюдией к армянскому периоду его творчества и свидетельствует о глубоком интересе архитектора не только в отношении родной природы и зодчества. В Армении, творчески осмыслив национальную классическую архитектуру, Таманян дал новый импульс развитию современного армянского зодчества, а в России сумел глубоко познать особенности традиционной русской архитектуры. Необходимо еще раз подчеркнуть, что, проектируя сооружения Ярославской выставки, Таманян сознательно романтизировал старину и создал некий образец русского национального зодчества, комплекс бытовых и культовых построек во всем их многообразии. 

Врезка
В архиве Музея-института Александра Таманяна имеются материалы, относящиеся к Ярославской юбилейной выставке: общий план, две панорамы, около 50 фотографий, раскрывающих особенности объемно-пространственных решений, а также альбом из 24 фотографий, освещающих этапы строительства. Сохранились также рукописный протокол одного из заседаний Императорского общества архитекторов и художников «Об обсуждении проекта Ярославской выставки архитектора А. Таманова», а также специальная литература, посвященная русскому деревянному зодчеству.
Эти материалы позволили изучить и воспроизвести рабочие чертежи каждого павильона с четырех сторон (в общей сложности около 40 чертежей). На основе их в течение трех лет был изготовлен деревянный макет в масштабе 1 : 50. 
Стены павильонов сложены из деревянных палочек диаметром 4-4,5 мм, толщина которых в выбранном масштабе соответствует 20-22,5 см. В точности соблюдена самая распространенная техника, использовавшаяся при возведении срубов, - «в обло»: венцы бревен соединены при помощи вырубленных на их концах полукруглых углублений, при этом самые концы оставлены выпущенными. Местами в макете в соответствии с проектом использовалась и другая техника - «в зуб», или «в лапу», при которой самые концы каждого бревна вырубались и соединялись особым образом. Этот способ был значительно сложнее и требовал большого мастерства. Поэтому в русском зодчестве он использовался лишь в случае крайней необходимости, когда требовалось получить углы 90є и больше для решения фасадной части домов.
Обшивка павильонов, для которой в натуре применялась доска шириной 20-25 см, в макете воспроизведена путем процарапывания на трехслойной (так называемой «авиационной») доске толщиной 0.9-1 мм параллельных линий глубиной 0.3 мм, расстояние между которыми составило 4 мм. Техническую обработку доски (также как и обработку других «стройматериалов») осуществил канд. физ.-мат. наук, заведующий лабораторией механики Ереванского государственного университета Карен Огсузян. 
Чешуйчатая фактура перекрытий получена посредством нанесения через равные промежутки под углом в 60є тонких линий. Контуры ромбиков были акцентированы отверстиями диаметром 0.5-1 мм. В результате достигнут эффект зубчатых чешуек. Все другие фактуры также получены указанным способом с различными вариациями.
Цветовые решения в точности соответствуют замыслу А. Таманяна, для чего использованы панорамные зарисовки архитектора. Цвета получены смешиванием акварельных и акриловых красок.
Особую сложность представляло воспроизведение многочисленных рельефов и барельефов. Необходимо было сохранить их облик. Единственно возможным решением этой задачи стало использование компьютерных программ CorelDraw и AutoCad, с помощью которых на основе фотографий были созданы максимально близкие к оригиналу графические изображения. Затем при помощи ИАГ:Nd лазерной установки они были выгравированы на латунных пластинках толщиной 0.5-0.7 мм. Рельефов и барельефы были изготовлены коллективом ЗАО «Латес», за что авторы макета приносят им благодарность.







© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.