журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Ансамбль площади Европы в Москве

И.Воскресенский, архитектор

В сентябре 2001 года на площади перед Киевским вокзалом был установлен «белый »камень с
начертанными на нем словами о решении Правительства Москвы создать здесь ансамбль Площади Европы. А всего год спустя в присутствии полутора тысяч приглашенных москвичей,
гостей столицы, представителей дипломатического корпуса мэр Москвы Ю.М. Лужков и министр председатель Брюссельского столичного региона Франсуа Ксавье де
Доннеа уже торжественно открывали ансамбль. К небу взлетели голуби, поднялись гроздья
разноцветных воздушных шаров, взметнулись струи грандиозного фонтана. На московской
земле впервые создан символ неформального объединения стран Европы, высоко поднята корона флагов над кольцом аллеи «Венок Европы».
Немного истории
Площадь Европы важный градостроительный элемент в системе территорий исторического центра Москвы. Здесь сложился напряженный транспортный узел: пересечение трассы западного радиального направления с Москвой рекой, Киевский вокзал с огромным потоком пассажиров, три линии метрополитена и более десятка маршрутов наземного транспорта. Одновременно площадь Европы одно из ключевых звеньев создаваемого по предложению Ю.П. Платонова пешеходного туристического маршрута «Площадь Гагарина Нескучный сад Комсомольский проспект усадьба Трубецких сквер Девичьего поля Площадь Европы Украинский бульвар выставочный комплекс «Экспоцентр» Москва Сити ».
Маршрут, представляющий собой новый крупный объект туристического бизнеса в Москве, охватывает территорию площадью 50 100 га, включая новые пешеходные мосты через Москву реку (три построенные и один проектируемый), значительное число памятников истории и архитектуры, храмы и монастыри, несколько парков, бульваров и скверов, объекты культурного, спортивного и развлекательного назначения, сервиса, торговли, отдыха. В дальнейшем трасса может быть продлена в обе стороны, образовав «новое бульварное кольцо »много километровую прогулочную дорогу.
Начало этому крупному территориально градостроительному образованию уже положено. В 1998 году по проектам авторского коллектива, возглавляемого Ю.П. Платоновым, построен участок маршрута от Ленинского до Комсомольского проспекта (1,2 км), включающий Андреевский пешеходный мост, пониженную набережную ЦПКиО, зеленые территории Нескучного сада и 1-й Фрунзенской улицы. Еще один важный участок, спроектированный тем же коллективом, новый Киевский пешеходный мост, имеющий прямой выход к Киевскому вокзалу. В 2001 году после капитального ремонта был открыт исторический Бородинский мост, соединяющий Смоленскую площадь и Ростовскую набережную с Б. Дорогомиловской улицей. В рамках этой работы возникла необходимость по новому взглянуть на площадь перед Киевским вокзалом, до недавнего времени представлявшую собой неупорядоченную транспортную развязку. По случайному стечению обстоятельств к тому моменту уже длительное время подбиралось место для установки в столице скульптурной композиции «Похищение Европы» (автор бельгийский скульптор Оливье Стребель) дара Брюссельского столичного региона Москве. На основе предложения, представленного Ю.П. Платоновым и А.В. Кузьминым Общественному совету при мэре Москвы, была разработана градостроительная концепция, объединившая две эти задачи созданием Площади Европы.
Чтобы разместить здесь современную аллегорическую скульптуру, надо было придать этому городскому узлу качественно новое градостроительное значение. На месте транспортного хаоса и чахлых, замусоренных газонов требовалось сформировать новое территориально пространственное образование, коренным образом перераспределив транспортные потоки и освободив место для крупного ландшафтного сквера.
Архитектурная композиция
Создаваемая Площадь Европы по целому ряду параметров уникальна и не имеет аналогов в мировом градостроительстве. В плане это трапеция площадью около 25 га. Ее пространственные границы образованы Бородинским мостом, Дорогомиловской улицей, намечаемым к строительству торговым комплексом, гостиницей «Славянская »,Киевским пешеходным мостом, Ростовской на бережной. Необычно для центра Москвы сочетание природных факторов широкого водного зеркала реки, высокого зеленого откоса левого берега и низкого правого, на котором формируется ансамбль зеленых скверов площадью около 3 га. В обрамлении площади участвуют такие памятники архитектуры, как Бородинский мост и здание Киевского вокзала. С севера к площади обращены жилые дома, построенные в 20 40-х гг. прошлого века, с востока жилой дом экседра.
До недавнего времени перед Киевским вокзалом располагалась ничем не примечательная транспортно торговая площадь. Сейчас в этом уникальном пространстве развиты все основные градостроительные функции транспортная, привокзальная, торговая, общественная. Реорганизация системы транспорта включает в себя широкий спектр работ, часть которых уже вы полнена. В частности, освобожден от автомобильного движения центр правобережной части площади. Здесь организован новый сквер крупное озелененное пространство с искусственным ландшафтом, фонтаном каскадом и скульптурной композицией «Похищение Европы »,а также группой подземных технических помещений. На привокзальной площади и со стороны Киевской улицы упорядочены стоянки автотранспорта. Ведется переустройство сопредельного с площадью участка Киевской улицы и Брянского переулка, цель которого завершить реорганизацию системы транспорта и возвратить этой территории историческую роль собственно площади Киевского вокзала.
В центре площади кольцо из 48 высоких колонн флагштоков с флагами всех европейских стран, внутри которого завершается строительство круглого павильона ресторана «Европа ». Пешеходный мостик, перекинутый с террасы павильона, ведет к скверу и аллее «Венок Европы ».Это крупный общественный форум, место отдыха и народных гуляний, музей скульптуры под открытым небом. Торжественные входы на платформу нового сквера организованы с трех углов по пологим пандусам лестницам. На входе со стороны Киевского моста установлены памятные знаки закладной камень и стела в ознаменование открытия ансамбля.
Проводятся работы по благоустройству и озеленению партеров нового сквера. Декоративные стриженые кустарники создадут своеобразные природные ступени, полого спускающиеся от розового гранитного парапета «Волна », окружающего амфитеатр фонтана. На газонах будут разбиты цветники. Среди боскетов и кустарников создаются специальные площадки, где в будущем разместятся декоративные и скульптурные композиции, символически изображающие культурные связи России со странами Европы. Будут сооружены новые аллеи и лестницы, соединяющие в общую композицию новый сквер с фонтаном, газон цвет ник у входа в гостиницу «Славянская »и существующий сквер с высокой зеленью и памятным камнем в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией. Сегодня сквер благоустраивается проектируется новая ограда с калитками и воротами, мостятся дорожки и аллеи, разбиваются цветники, обновляются газоны и зеленые насаждения. Для нового и существующего скверов разрабатывается единый комплект элементов малых форм светильники, скамьи, урны.
Архитектурное освещение
Концепция освещения общественного пространства предусматривает разный подход к каждой зоне. Так, терраса нового сквера освещается с высоты не более 1 м: световые поручни ограждения, встроенные в пешеходное мощение светильники, низкие столбики ванты на газонах. Это создает наилучшие условия для обозрения главных элементов ансамбля фонтана, скульптурной композиции, флагштоков. Пониженные участки набережных также освещены низкими «грибами» полушариями. Подсветка главной вертикальной оси кольца из 27 метровых флагштоков с флагами производится прожекторами с высоты 7 10 м. Этим столбом света фиксируется центр ансамбля. Все остальное пешеходное пространство площади освещается с высоты 4 5 м светильниками типа «Платан ».Динамическая подсветка фонтана и скульптуры «Похищения Европы »очень эффектна. Ярко освещенные клубы пара, разноцветные, постоянно меняющиеся струи воды неразрывно связаны с архитектурой ансамбля. Впрочем, гидропластический дизайн и подсветка фонтанного комплекса тема, заслуживающая специального рассмотрения.
Система архитектурного освещения ансамбля, рассчитанная как на летний, так и на зимний период, пока еще только формируется. Многое предстоит сделать, чтобы сформировать декоративное освещение всех площадок, аллей и пешеходных дорожек. Вокруг фонтана будет установлен низкий светильник поручень из нержавеющей стали. Такой же светильник появится на площадке у входа в технические помещения и на террасу с флагштоками. Светильники поручни вокруг сквера будут до полнены специальными решетками, чтобы яркий свет не раз дражал глаза посетителей.
Стиль и образ
Сегодня в пространстве площади складывается своеобразный ансамбль, вбирающий в себя архитектуру разных эпох и ассимилирующий ее в новом сплаве. Поиски единства образов прошлого и настоящего, начатые авторами при проектировании Андреевского и Киевского пешеходных мостов, получили здесь свое продолжение. Гранитные обелиски Бородинского моста, лестницы и редуты исторических набережных соседствуют со сложными формами галереи из стекла и металла на новом пешеходном мосту, а ультрасовременные формы скульптуры «Похищение Европы »из гнутых нержавеющих труб сверкают на фоне неоклассического здания Киевского вокзала и квадратной матрицы оконных проемов гостиницы «Рэдиссон Славянская».
Большие водные плоскости каскада сочетаются здесь с гранитным мощением, с изумрудной зеленью газонов и металлом скульптуры, светильников и ограждений. В павильоне с флаг штоками классика гранитных массивных стен цоколя с циркульными окнами иллюминаторами и хай тек стекла верхних уровней, металла флагштоков.
Дизайн водяных струй фонтана повторяет дуги скульптуры. Плавные изгибы парапета «Волна »,подчеркнутые слоями уложенной по верху гранитной брусчатки, объединяют в общую композицию пологие арки нового пешеходного моста, дугу экседры жилого дома, амфитеатр аллеи «Венок Европы». Очень красив розовый карельский гранит, впервые примененный в столице в таких масштабах.
Композиция является своего рода зрительным залом под открытым небом, театром одной скульптуры. Ее постепенное раскрытие при подходе к скверу определено габаритами скульптуры (высота 11 м, размах рогов 14 м),изначально заданными авторами применительно к размерам амфитеатра. В пространстве огромной площади эта достаточно крупная пластическая композиция могла бы потеряться, если бы не соразмерное скульптурному символу обрамление, являющееся промежуточной ступенью восприятия. Полностью раскрываясь вблизи, композиция хорошо воспринимается и с дальних точек. Отовсюду видно, как над парапетом «волной »плывет изящно изогнутый силуэт скульптуры «Похищение Европы ».
Размеры и открытый характер панорам площади включают в обрамление ансамбля и дальнее окружение знаменитые «сталинские высотки». Новое звучание приобретает башня Киевского вокзала, отражающаяся в водной поверхности бассейна каскада. Большую роль в формировании фронта застройки площади играют вертикальные акценты, они создают хоровод дальних планов, важных для восприятия всей композиции. На этом фоне закономерно создать единый фронт застройки, за полнив существующие пустоты.
Будущее площади
Открытие Площади Европы дало импульс работе с рядом новых проектов. В частности, продолжает развиваться комплекс гостиницы «Славянская»: создаются новые уровни пентхауса, благоустраивается территория, будет заменена ограда и организован прямой проход к новому скверу и фонтану. Принято решение о демонтаже старой гостиницы «Киевская »и строительстве на этом месте нового комплекса, многоэтажный корпус которого замкнет западную панораму застройки площади.
В текущем году от станции метро «Киевская »до комплекса «Москва Сити »проляжет линия мини метро. На месте стихийного рынка у Киевского вокзала будет возведен общественно торговый центр «Торговые ряды» с многоуровневой автостоянкой вместимостью до 900 машиномест. В состав торгового комплекса войдет историческое здание кинофабрики И. Ермольева. Сейчас проект корректируется с тем, чтобы его архитектурный облик полнее отвечал изменившейся ситуации. При этом будет учтен планируемый переход от площади Европы к Украинскому бульвару по трассе нового пешеходного маршрута.
Рассматривается возможность более интенсивного использования подземного пространства площади. В частности, под проезжей частью перед главным фасадом вокзала предлагается разместить залы ожидания, вокзальные службы, автостоянки. Планируется организовать новую эвакуационную трассу для грузового терминала с выходом к Третьему транспортному кольцу, минуя привокзальную площадь; устроить пониженную прогулочную набережную между Бородинским и новым пешеходным мостом; реконструировать речной причал и организовать станцию монорельсовой дороги, которая пройдет вдоль правого берега Москвы реки. На месте утраченной церкви на Ростовской набережной намечается построить часовню.
Предстоит сформировать входы на площадь Европы: с запада между Киевским вокзалом, торгово-общественным комплексом и Б. Дорогомиловской улицей; с юго-запада через торжественные пропилеи между Киевским вокзалом и гостиницей «Славянская »;со стороны главного входа в гостиницу «Славянская »через декоративные ворота в гостиничной ограде. Особое значение придается архитектурному оформлению входной площади у 7-го Ростовского переулка главному вестибюлю площади со стороны Плющихи и важному звену нового пешеходного маршрута.
Несколько слов о создателях ансамбля
Нельзя не поблагодарить тех, чьими усилиями огромный объем работ по созданию Площади Европы удалось выполнить менее чем за год. Над проектированием объекта трудились лучшие специалисты Москомархитектуры, НИИПИ Генплана Москвы, Мосинжпроекта, ТПО 5 «Бюро Платонов ».Объект находился под постоянным контролем городских властей во главе с Ю.М.Лужковым. В процессе строительства еженедельные оперативные совещания проводили В.И. Ресин,М.Д. Балакин, С.И. Свирский,Р.Ж. Мустафин. В строительстве ансамбля участвовали «Москапстрой», Мосинжстрой, Гормост, Дормост, фирмы ТАК, «Светосервис» и др. На огромной строительной площадке одновременно трудились полторы тысячи человек. Строители работали в три смены, а накануне сдачи объекта не уходили с площадки круглые сутки спали рядом, в вагончиках, горячее питание доставлялось прямо на рабочие места. Их усилиями менее чем за пять месяцев были коренным образом перераспределены транспортные потоки, вынуты тысячи кубометров грунта, переложены многие сотни метров подземных коммуникаций и, наконец, создан великолепный ансамбль не только городского, но и общегосударственного значения.
Авторский коллектив проекта: руководитель Ю.П.Платонов (академик архитектуры); архитекторы А.В.Кузьмин
(академик архитектуры), Д.А. Метаньев,И.В.Дианова Клокова, А.В. Тасалов, М.В.Лазарев; скульптор Оливье Стребель; городской дизайн И.Н. Воскресенский; гидропластический дизайн фонтана М.А. Черняк; архитектурное
освещение Е.В. Лирина, А.С. Букатов, В.М. Онищук,
П.Ф. Борзов; благоустройство и озеленение Г.Н. Носкова.
Фотоматериалы И.В. Диановой Клоковой.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.