журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Московское чудо ’2003

М.Черняк, главный художник компании «Эдлайн»
Концепция новогоднего оформления столицы

В Москве уже не первый год разрабатывается концептуальный подход к праздничному оформлению города на основе анализа архитектурно градостроительных решений и структурных особенностей каждой столичной трассы, улицы, площади. Результаты этой работы пока можно видеть лишь в зонах массовых гуляний, в центре города и на его основных трассах. Но от праздника к празднику оформление городских пространств становится все разнообразнее и насыщеннее. В ряду наших традиционных праздников особое место занимает Новый год и Рождество. В эти дни все мы живем ожиданием чуда, а у художников и дизайнеров, участвующих в украшении города, появляется редкая возможность подарить его москвичам …

Новый год пожалуй, самый демократичный праздник. В его атрибутике прекрасно сосуществуют и традиционные приемы оформления, берущие начало с той самой вифлеемской ночи, и ярмарочно-балаганные мотивы, и виртуально-космические образы. Иными словами, в эти дни в оформлении города уместны любые всплески безудержной фантазии авторов, если они удивляют и радуют москвичей. Благо современные мате риалы и новейшие технологии позволяют вести нескончаемую игру с пространством и по новому осмысливать привычные образы.
В новогоднем оформлении столицы используют всю палитру средств, имеющихся в распоряжении специалистов, вовлекая в водоворот праздника и ставшие уже привычными сияющие анфилады улиц, и иллюминационные фейерверки на фасадах зданий, и супер-графику из светящихся гирлянд. Кстати, на Руси обычай украшать дома и улицы гирляндами из веток вечнозеленых деревьев существует с 1700 года, когда Петр I объявил 1 января началом Нового года, и потому эта тема прекрасно вписывается в новогоднее оформление. А вот традиция украшать к Рождеству елку вошла в обиход только во второй половине XIX века. С тех пор она стала главным символом новогоднего праздника.
В Москве второй год подряд накануне новогодних торжеств устанавливают 38 искусственных елей высотой 18 метров по три в каждой префектуре. Разработана специальная программа по их размещению и оформлению. Для каждой ели выбиралось наиболее выигрышное в плане обзора место. Не случайна и цветовая гамма игрушек. В северном округе доминировали холодные сине голубые цвета, в северо-восточном сине-зеленые, в восточном зеленые, в южном красные, в юго-восточном розовый и салатный, в юго-западном красный и золотой, в западном золотой, в северо-западном синий в сочетании с золотом, в центральном серебряный, в Зеленограде фиолетовый. Еще восемь елей было установлено в местах проведения детских праздников и массовых гуляний на Пушкинской и Тверской площадях, на Новом Арбате, у Детского мира и так далее …В этом году их украшали яркие светодиодные динамические игрушки.
2003 год Москва встречала с гигантскими 30 метровыми пирамидами елями. Одинаковые по форме и высоте, днем они отличались друг от друга ритмом и цветом драпировок, а вече ром световыми эффектами. Первая такая ель появилась на Лубянской площади столицы еще к прошлому празднику, пора зив москвичей своим величавым видом. Теперь они украсили Тверскую, Воробьёвы горы, ВВЦ …Всего было установлено во семь таких елей.
Сильнейший эмоциональный всплеск можно было испытать, увидев на Манежной площади крупномасштабную свето-декоративную композицию из ажурных конструкций, изображающих сказочный лес. Белые днем, ночью они преображались в нежно голубое облако, на заднем плане которого высилась причудливая 23 метровая ель.
Уникальная в своем роде конструкция была установлена и на площади Павелецкого вокзала. Выполненная в стиле хай тек, она напоминала фейерверк или кристалл, сверкающий всеми своими гранями. Светодиоды, излучавшие чистый и яркий свет, меняли цвет по специально разработанной свето-динамической программе. Полноправным участником этого действа стал обычный снег, лежавший в близи конструкции. Падающий свет окрашивал его в различные оттенки сине-зеленой гаммы, создавая мощную эмоциональную поддержку восприятию композиции.
Пожалуй, главным в новогоднем облике столицы было то, что и торжественное сияние гирлянд, и свет дюралайта на панель кронштейнах, и красочные панно, и огромные светящиеся ели существовали не сами по себе, а сливались в единое, радостное пространство. Одна картинка наслаивалась на другую, подобно театральным кулисам. Взгляд терялся в бесконечности возникающих перспектив, а мысль во множестве любопытных загадок и ассоциаций. Так Москва встречала новый, 2003 год.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.