журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Мечети Таджикистана: второе рождение

С. Юсуфджанов, член-корреспондент Международной академии архитектуры стран Востока


полная версия

   Мечети всегда занимали важнейшее место в жизни мусульманского общества. С древних времен в городах и селениях Таджикистана мечеть являлась главной архитектурной и культурной достопримечательностью, выполняла роль молитвенного дома и общественного центра многофункционального назначения. Именно в мечетях обсуждались жизненно важные вопросы: организация свадеб, похорон, оказание помощи малоимущим, обучение детей; здесь люди надеялись получить добрый совет, помощь и поддержку в непростых житейских ситуациях.

Архитектурный облик и особенности строительной культуры мечети определяли индивидуальность каждого таджикского города и села. К возведению мечетей и их отделке привлекали лучших мастеров, которые всегда подходили к этой работе творчески и с большой ответственностью.
Само слово «мечеть» (от арабского «масджид» - место поклонения) означает место, где совершаются земные поклоны. Непременной принадлежностью мечети являются ниша для моления (михроб), устраиваемая в стене, обращенной в сторону Мекки, и сводчатое помещение, с одной стороны открывающееся во внутренний двор (айван). Деревянные элементы мечетей - окна, двери, потолки, различные конструкции - традиционно покрывались орнаментальной резьбой и красочной росписью. Стены украшались резными ганчевыми панно (ганч - среднеазиатская разновидность гипса), оконные проемы закрывались ажурными ганчевыми или деревянными решетками. Образцы высокого строительного мастерства, искусства облицовки и декора представляют мечети в городах Истаравшан, Худжанд, Исфара, Пенджикент, Турсунзаде, Канибадам, Душанбе, Куляб, Вахдат, Кургантюбе, районах Гиссар, Муминабад, Айни, Рудаки, Кубодиен и многих других населенных пунктах на территории Таджикистана.
Вплоть до начала XX века в горных селениях долин Верхнего Зеравшана, Дарваза, Рашта и некоторых других регионах Таджикистана мечети служили и в качестве школ: к ним пристраивали учебные помещения (дарсхона). В ряде селений Айнинского района Согдийской области (например, Эсиз и Дарх) дарсхона представляли собой небольшой амфитеатр с верхним световым люком по типу горно-бадахшанского потолка «чорхона». Иногда сельские мечети совмещали с банями, которые служили и местом для ритуальных омовений (тахорат). Примерами являются мечети в некоторых селениях Согдийской области. 
Еще совсем недавно говорить о мечетях и их роли в жизни народа можно было лишь в прошедшем времени: советская идеология не поощряла преемственность в отношении культурных и религиозных традиций. В отдельных районах и городах Таджикистана мечети (как и другие культовые сооружения по всей территории страны) использовали под мастерские и склады, и, к сожалению, никакие нормативно-правовые акты об охране памятников не могли служить гарантом сохранения этих прекрасных творений народных мастеров.
За годы советской власти были разрушены многие уникальные мечети, не только являвшиеся духовными центрами городов и сел, но и благодаря своеобразию куполов, характерным элементам традиционного зодчества (арки, минареты, решетки-панджара) служившие их украшением, определявшие их неповторимый архитектурный облик.
После распада Советского Союза, обретения независимости и избрания Таджикистаном самостоятельного пути развития в республике стали уделять большое внимание вопросам изучения истории, древней культуры, народных традиций, возрождения религиозных обычаев, традиционных построек, в том числе восстановлению, реконструкции и реставрации ранее существовавших и строительству новых мечетей и медресе.
Сохранившиеся в городах и селах Таджикистана мечети признаны памятниками истории и архитектурно-декоративного искусства. Они взяты под защиту государства. В ст. 47 Конституции Республики Таджикистан записано: «…духовные и культурные ценности охраняются государством», а в соответствии со ст. 7 недавно принятого Закона Республики Таджикистан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности соблюдаются требования к сохранению мечетей как историко-культурной ценности.
Принятие в 1990-х годах Закона Республики Таджикистан «О религии и религиозных организациях», а в первые годы нынешнего столетия - законов Республики Таджикистан «Об охране и использовании объектов культурного наследия» и «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов» способствовало существенной активизации работ по строительству, восстановлению и реставрации культовых построек, и особенно мечетей и медресе. Так, отрадно отметить, что отреставрированы мечети Хавзи Сангин и Савристон, Хазрати Шох, Чоргумбаз, медресе-мечеть Абдулатифа (Кок-Гумбаз) в Истаравшане и Истаравшанском районе, медресе-мечеть Шейха Муслихиддина в Худжанде, мечеть Абдуллахана в Исфаре, мечеть Намазгах в селении Навгилем близ Исфары, медресе-мечеть Мирраджаб Додхо и мечеть Машхад в Канибадаме, мечеть и медресе Олим Додхо в Пенджикенте, мечеть Мавлоно Якуби Чархи в районе Рудаки, мечеть Хашт сахоба и Мехроби в Аштском районе, мечеть Сангин в архитектурном комплексе Гиссарского исторического культурного заповедника, мечети в Вахдате, Кулябе и Кургантюбе, мечети Домулло Икром и Шохи Хомуш в Муминабадском районе, мечети Зайнулобиддин в Джиликулском районе и многие другие, в Душанбе укрупнены и отреставрированы четыре пятничные мечети.
Одновременно по всей территории Таджикистана, в том числе впервые в южных, горных регионах республики, возводятся новые мечети, в облике которых традиционные архитектурные формы и национальные орнаменты удачно сочетаются с современными строительными материалами. В частности, новые мечети появились на улице Мир Сайид Алии Хамадони в Душанбе, в джамоате К. Исмаилов города Вахдата, в городке Чилдара Тавилдаринского района, в Таджикабадском районе, в джамоате Хакими и джамоате Мухиджар Нуробадского района, в селе Рузвай Дарвазского района, в мазаре Хазрати Султон в Ховалингском районе и многих других населенных пунктах.
Следует отметить, что возведение, реконструкция, восстановление и реставрация мечетей и медресе осуществляются за счет средств, выделяемых муфтиатом республики, спонсорской деятельности состоятельных граждан, а также за счет пожертвований широких слоев населения, - внести вклад в возведение мечети или медресе считается благородным делом. В свою очередь, Правительство Республики Таджикистан выделяет средства для реставрации историко-архитектурных комплексов, в состав которых также входят многие мечети и медресе.
Немаловажно, что при возведении, ремонте и реставрации мечетей рабочие выполняют необходимые работы с большой ответственностью, стремятся овладеть специальными навыками, повышают свою квалификацию и затем используют приобретенный опыт при возведении других зданий и сооружений, которые становятся украшением архитектурно-художественного облика сел и городов Таджикистана.
Можно сказать, что в современных условиях, как и в прежние века, мечети вновь начинают определять индивидуальность сел и городов Республики Таджикистан.







© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.