журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Планировочные аспекты архитектурно-художественной среды средневековых городов Чуйской долины Кыргызстана

И. Тонкой, кандидат архитектуры, профессор МАрхИ и Института архитектуры и дизайна КГУСТА, Бишкек 
А. Омурканова, аспирантка


полная версия

   Сегодня, проезжая по международной трассе Ташкент-Бишкек-Алматы в огромном спокойном пространстве Чуйской долины, в ее срединной части, можно часто наблюдать всхолмления ландшафта. Эти возвышенности - не что иное, как стены средневековых городов, покрытые почти тысячелетним культурным слоем.

По данным исследователей, таких всхолмлений в Чуйской долине насчитывается более пятидесяти. И это только города, а еще сохранились курганы, охранные форпосты, караван-сараи, каменные изваяния и другие объекты. Всего в долине насчитывается более 500 памятников архитектуры и культуры. Какими они были в годы роста и процветания? Кто и как здесь жил и почему все это затерялось в пространстве и времени? Попробуем погрузиться в период Средневековья и, возможно, почерпнуть что-то полезное для современной жизни.
История этого богатого событиями периода восходит к VI-VII векам нашей эры, когда на север современного Кыргызстана вследствие раскола Тюркского каганата на Восточный и Западный с Алтая и севера Центральной Азии переселяются массы тюркских племен.
Несколько позже, в VI-VIII веках, как свидетельствуют исторические источники, в Таласскую и Чуйскую долины, в основном из Ферганской котловины, переселяются согдийцы. Они расселились практически по всей территории долин; восточной границей их распространения стал город Суяб. В Иссык-Кульской долине согдийцы не селились: вероятно, их сдерживала необходимость перехода через Боомское ущелье, где были сконцентрированы силы Западного каганата и Китайской империи [1].
По территории Чуйской долины проходила одна из наиболее безопасных ветвей Великого Шелкового Пути. В Средней Азии караваны отдыхали (от Китайского моря до границ Персии было 180 дней пути, а отсюда до Низиба, расположенного на персидско-римской границе, - еще 80 дней). Торговля была весьма оживленной и доходной, причем для обеих сторон. 
В начале VII века Средняя Азия находилась на гребне экономического и культурного расцвета: торговля, земледелие и ремесла развивались с предельной быстротой; различные религии мирно уживались друг с другом; шелк, переливаясь из Китая в Византию, по пути частично оседал в среднеазиатских городах и перевалочных центрах Чуйской и Таласской долин в виде золотых слитков, которые шли на украшения для жен купцов и дехканов [2]. 
В этот период происходил бурный расцвет не только самих городов: по описаниям буддийского монаха из Китая Сюань Цзана, в Чуйской долине была устроена линейная караванная связь между городами различной величины и значимости. 
Тогда же ставкой Западного каганата принимается решение об укреплении четырех городов региона: Куче, Кашгара, Хотана, Токмака - и организации «четырех гарнизонов», которые должны были обеспечивать его гегемонию в Западном крае [2].
В эпоху Средневековья в регионе накапливается богатейший опыт градостроительства, в котором объединяются традиции нескольких культур, помноженные на особенности регионального ландшафта.
Города этого периода постройки подразделяются на крупные (45-70 га, 10-15 тыс. жителей), средние (20-45 га, 5-10 тыс. жителей), малые (5-20 га, 1-5 тыс. жителей). Расстояние между городами не превышало 25-30 километров, что было примерно равно одному переходу каравана верблюдов. 
Города состояли преимущественно из двух, а в более поздние годы из трех или четырех частей, имевших определенные функции: цитадели, шахристана, рабада и территорий в «длинных» стенах, которые в дальнейшем полностью или частично поглощались городом, преобразовываясь в рабады.
Необходимо «расшифровать» и прокомментировать эти специфические азиатские понятия, отражающие региональное мироощущение в отношении создания искусственной среды обитания.
Цитадель - административное ядро города с усадьбой правителя, окруженное стенами и, как правило, квадратное в плане, - располагалась на холме высотой до 15 метров и, таким образом, выступала в качестве городской доминанты. Впоследствии в границах стен цитадели обычно строился храм высотой 10-15 метров и площадью порядка 2000 кв. м. Перед храмом располагалась площадь, представлявшая собой планировочный элемент, соединявший цитадель с шахристаном; иногда площадь занимала до 10 процентов территории шахристана, а совместно с цитаделью - до 13 гектаров.
Шахристан - территория, где располагались группы жилых домов и мастерские, в основном зажиточных ремесленников, разделенная на кварталы. Описаны примеры наличия в городе двух и более шахристанов (Шиш-Тюбе). Шахристан имел свои наружные стены; в плане, если этому не препятствовал ландшафт, он представлял собой правильную фигуру: квадрат, прямоугольник или трапецию. Преобладающая ориентация длинных крепостных стен шахристана - север-юг. В шахристане предусматривались как минимум две главные улицы, сходящиеся в определенном месте (почти всегда это был базар, где ширина улицы достигала 100 метров); другие улицы имели ширину 3-4 метра. Жилые дома практически не имели внутренних дворов и «смотрели» окнами на квартальные улицы, как правило, ориентированные в направлении север-юг.
Внешние «длинные» стены служили для обороны протяженных территорий вокруг городов, располагавшихся вдоль ландшафтных осей, они выполнялись, если позволял ландшафт, в виде правильных колец и охватывали территорию до 10 тысяч гектаров. 
Городские сооружения обладали свойствами лабиринтов, образовывали тупики, имели тайные входы и выходы с целью запутать «чужих» и неприятеля. Внешние оборонительные стены иногда определяли границы государств, включавших до 7 городов и нескольких десятков усадьб - рустаков. 
По периферии владений города, а также в угловых ландшафтных точках внешних стен через каждые 2-3 километра располагались оборонительные крепости - рибаты, обеспечивавшие возможность прямой передачи условных сигналов о происходящих событиях. В пределах рибатов в основном располагались легкие, мобильные жилища военных - кибитки, юрты, а также размещался скарб их семей и немногочисленных жителей крепости, их обслуживающих. 
Двухчастная структура города преобладала практически до VII века. Шахристан при этом, как правило, строился в соответствии с одной из трех планировочных схем: компактной - с соотношением сторон не более 1 : 2; линейной - вдоль доминирующей ландшафтной оси; радиально-кольцевой или концентрической.
Примерно в середине VIII века возникает третья составляющая функционально-композиционной структуры города – рабад, торгово-ремесленное поместье, которое, в свою очередь, также обносится стенами. 
Сеть городских дорог и улиц в это время формировалась согласно принципу самоорганизации - рационально и удобно, с учетом особенностей рельефа. Главные дороги шахристана начинались от его главной площади; их было немного, они шли к городским воротам и далее, как подсказывали цель, интуиция, ландшафт. Поскольку застройка кварталов происходила стихийно, квартальные улицы, проходы и проезды со временем, следуя принципу самоорганизации, «соткали» удивительно своеобразную, максимально рациональную для климатических условий региона структуру. На первый взгляд абсолютно бессистемный криволинейный рисунок, включавший ранее существовавшие элементы - тупики, Т-образные перекрестки и т.д., обеспечивал максимальный комфорт для проживания. 
В рабадах взаимодействовали три типа пространств: открытые (улицы, кварталы, дворы), полуоткрытые (террасы, галереи, айваны), закрытые (помещения собственно домов, развернутых оконными и дверными проемами от улиц к дворам), в сочетании создававшие уникальный микроклимат. В IX-X веках большинство рабадов формировалось по концентрическому принципу, с учетом ландшафтных особенностей.
B IX веке за пределами границ городов на главных направлениях караванных путей в качестве перевалочных опорных пунктов появляются новые автономные образования: караван-сараи с развитой функцией постоялого двора - гостиницы. Караван-сарай представлял собой площадь с сооружениями для ночлега; помещения располагались по периметру вокруг большого открытого двора, где можно было разместить гужевой транспорт и товар. Здесь часто имелись таможенный пост, монетный двор, баня, источник питьевой воды, хранилища для товаров и другие помещения. 
Необходимо еще раз подчеркнуть, что организация пространства происходила как бы стихийно, через рациональную интуицию. Застройка усадеб в этот период имела в своей основе три планировочные структуры: сплошную плотную (махалля) с чередованием замкнутых, полузамкнутых и открытых пространств и помещений; в виде полузамкнутого каре, когда дома располагались вокруг общего двора, огороженного глиняными дувалами высотой до 2 метров; линейную с протяженным айваном, который мог тянуться вдоль всего квартала и иметь длину до 50-60 метров.
* * *
По описаниям географов, на территории Средней Азии в VIII-X веках существовало 250-270 городов, 80 из них к настоящему времени локализованы и более или менее изучены. На территории Чуйской долины в этот период насчитывалось более 50 городов (локализованы 12, изучены 3-5). При этом порядка 20 объектов располагаются в непосредственной близости от современных городов долины и даже входят в их границы. 
Города Чуйской долины различались по времени зарождения, площади, планировочной структуре; при этом большинство из них располагались в одну линию, равномерно заполняя центральную часть долины в широтном направлении. На наш взгляд, основная причина этого - функционирование Великого Шелкового Пути. 
Древние города долины первой группы, зарождение которых датируется V-VI веками: Шиш-Тюбе (Нузкет), Сокулукское (Джуль), Александровское, Краснореченское (Навекат), Ак-Бешим (Суяб) [5] - размещались на флангах долины на значительном расстоянии один от другого, достигавшем порой более 100 километров. Это можно объяснить тем, что в годы их возникновения, с одной стороны, Великий Шелковый Путь только формировался, а с другой - было необходимо зафиксировать господство над наиболее важными территориями региона. 
Города второй группы: Ашпара (Аспары), Каиндинское, Полтавское, Ак-Суу (Харанджуван), Сретенское, Ключевское, Новопокровское (Кирмирау), Чумышское, зародившиеся позже (VII-IX вв.) и размещавшиеся вдоль караванной трассы на расстоянии не более 25-30 километров один от другого, свидетельствуют об активном развитии и упрочении Великого Шелкового Пути, требующих большего числа опорных пунктов для взимания пошлин с караванов и организации их обслуживания. Некоторые города создавались на периферии долины, в северной ее части, как опорные пункты охраны. 
В тот же период города первой группы территориально растут, увеличивается численность их населения, усложняется планировочная структура за счет уплотнения застройки, изменяется их статус. Суяб служит столицей Западно-Тюркского каганата, Нузкет и Навекат становятся центрами подрайонов, формируя свою систему населенных пунктов с активными связями. 
Третью группу средневековых городов Чуйской долины (образованы в IX-X вв.) составляли Степнинское, Толекское (Йага), Грозненское (Сарыг), Кара-Джигачское, Кысмычи (Бунджикат), Буранинское (Беклик, Семекна, Баласагун). Одной из особенностей размещения городов этой группы в долине являлась их удаленность от главной ее оси на 10-40 километров как в северном, так и в южном направлении. Объяснением этому могут служить три аспекта: необходимость освоения новых территорий для реализации накопленного благодаря функционированию Великого Шелкового Пути материального потенциала; ослабление главной функции Великого Шелкового Пути вследствие налаживания производства шелка в Ферганской долине; расширение территорий существовавших государств и укрепление их границ с размещением на них опорных пунктов: караван-сараев, хисен, рибатов. Тогда же формируются зачатки новых элементов системы расселения - рустаки (населенные места вокруг опорных пунктов). 
Таким образом, основными причинами возникновения городов в Чуйской долине в Средневековье послужили экономическая целесообразность и активное освоение и развитие региона за счет укрепления связей Восток-Запад. 
Натурные и графоаналитические исследования тенденций и механизмов возникновения, роста и развития городов Чуйской долины позволили сформулировать концепцию их графических моделей для возрождения и реконструкции их материального образа. 
Реконструкция пространственно-планировочной и функциональной структуры средневековых городов и сопоставление их со структурой городов более поздней постройки позволит на основе уникального исторического градостроительного материала прогнозировать развитие в Чуйской долине градостроительных объектов нового качества.


Примечания
1. Лавров В.А. Градостроительная культура Средней Азии. М.: Стройиздат, 1950. С. 39-47.
2. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М.: Айрис-пресс, 2002. С. 48-49, 164-166, 168-170, 180.
3. Омуралиев Д.Д., Аитов А. Города и сельские поселения средневекового Кыргызстана // Сб. науч. тр. Бишкек, 2003. С. 125-149.
4. Беленицкий А.М., Бентович И.Б., Большаков О.Г. Средневековый город Средней Азии. Л.:
Наука, 1973. С. 102-221.
5. Некоторые названия городов периода Средневековья утеряны, поэтому они именуются по названию современного близлежащего населенного пункта и определяются как городища в соответствии с современной интерпретацией.






© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.