журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Архитектурный прагматизм: от автосалона до молла

А. Копий, магистр архитектуры, преподаватель кафедры дизайна ННГАСУ, член Союза дизайнеров России


полная версия

   С термином «интернациональный стиль» связано понятие «универсальность». Именно стилевая универсальность здания позволяет ему «ужиться» в любой градостроительной среде, легко преодолевая национально-традиционные факторы формирования городского пространства. Стилевая универсальность подразумевает отсутствие декора, деталей, связанных с традицией и преемственностью, ставя во главу угла структурность, конструктивность.

Архитектурный аскетизм постепенно распространяется практически на все типы общественных зданий: от театров и музеев до торговых центров и даже храмов. Разумеется, влияние промышленной архитектуры, с которой принято связывать ассоциативную индустриальность и объемно-фасадный лаконизм, здесь присутствует лишь отчасти. 
Сегодня уже никого не удивляет, что и католические, и протестантские храмы современной постройки по внешнему облику нередко походят на выставочные павильоны: развитие формообразования в XX веке привело к минимизации архитектурного канона (там, где это возможно). Размывание стилистических границ - вот основная причина потери образа функции.
Здания театров с традиционными портиками и прочими проявлениями торжества ордерной системы постепенно отходят в прошлое, а характерная силуэтность иногда остается лишь контуром, напоминающим о назначении здания или имитирующим средовой историзм. 
Общественное здание конца XX - начала XXI века либо аранжировано предельно минималистично (торговый центр Neiman Marcus в Сан-Франциско, США, Johnson/Burgee Associates, 1982), либо представляет собой универсальную «коробку», в которую заключена не узнаваемая при внешнем восприятии функция (Королевский театр в Копенгагене, Дания, Lundgaard & Tranberg Architects, 2008). При этом минимализм обычно предполагает главенство структуры или образный лаконизм динамичной формы (Hong Luo Club в Пекине, Китай, архитектурная мастерская MAD, 2006; Национальный музей науки и технологий NEMO в Амстердаме, Нидерланды, арх. Ренцо Пьяно, 1997). 
Минималистичность облика общественных зданий имеет разные предпосылки: если в отношении торговых комплексов это переосмысление функции открытого для посетителей-покупателей «склада товара», то в отношении театров, выставочных и концертных комплексов это в большей степени стилизация, пристальное внимание к соблюдению художественного аскетизма, иногда сознательная стилизация под промышленную архитектуру, иногда следствие изменения функции здания (лофты как выставочные залы, офисные центры и т.п.).
Архитектурный подход к формированию общественного здания в XXI веке почти всегда подразумевает постоянный диалог открытых и закрытых пространств, поверхностей, объемов. Интерьер зданий благодаря структурному остеклению все чаще «выходит на улицу»; использование конструкций, выведенных на фасад или видимых через стекло, давно стало неотъемлемой частью современного архитектурного языка (Оперный театр в Осло, Норвегия, Snøhetta AS, 2008).
Экстерьерный лаконизм общественных зданий часто противопоставляется художественно-выразительному и образному интерьеру. Конструкции в интерьере - «скелет» здания - иногда обыгрываются архитектором, иногда оставляются без оформления и декорирования.
Из всех типов общественных построек наиболее «прагматичными» можно считать торговые здания во всех их многочисленных вариантах: от минимаркетов, магазинов, автосалонов до гипермаркетов и торговых моллов. Объемно-пространственная композиция таких зданий в определенных случаях позволяет достаточно легко блокировать их друг с другом (автосалон и станция техобслуживания часто представляют собой единый объем, а специализированные моллы иногда выстраиваются в крупногабаритный «торговый ряд»).
Начиная с середины 90-х годов XX столетия типология проектируемых и строящихся зданий в России обогатилась некоторыми новыми видами объектов. Так, в СССР, к примеру, продажа автомобилей осуществлялась не в специализированных автосалонах, а, чаще всего, напрямую с завода-изготовителя. В 1990-е годы новый вид общественных зданий бурно развивается, причем с ростом спроса и предложения автомобильной продукции количество автосалонов и значение построек этого типа в городской застройке увеличиваются.
Неудивительно, что типология автосалона как вида общественного здания сложилась сначала в США и Западной Европе, где принцип реализации автомобильной продукции изначально был капиталистическим. С промышленными зданиями автосалоны «роднит» наличие при них станций технического обслуживания.
При формировании торгового пространства независимо от вида реализуемой продукции преследуются следующие цели: размещение максимально большого ассортимента, достаточно удобные по ширине и маршрутам проходы для посетителей, четкое функциональное зонирование. Среди основных требований к экстерьеру торговых зданий: частичная открытость внутреннего пространства (прозрачные фасады и т.п.), заметный силуэт здания, наличие опознавательных знаков (логотипы, наружная реклама и т.п.); желательно габаритное доминирование в городской застройке. 
И для автосалонов, и для собственно торговых центров предпочтительно зальное пространство с наименьшим количеством колонн. Вертикальные связи должны быть максимально прозрачными.
Торговые объекты выступают «прямыми наследниками» производственных зданий в силу архитектурного прагматизма. Ведь по сути автосалон - это своеобразный открытый гараж, а торговый центр - склад, свободный для доступа покупателей. И в первом, и во втором случае основополагающим фактором является создание комфортной среды для клиента. Еще одним фактором, определяющим лаконичность экстерьерного решения, служит градостроительная среда. Торговые здания нередко строятся на территории бывших фабрик и заводов, а многие производственные постройки реконструируются и функционально преобразуются в офисные здания, торговые и автосервисные центры и т.п.
Существует европейская классификация торговых центров:
 микрорайонный (Neighbourhood Shopping Center);
 окружной (Community Shopping Center);
 региональный (Regional Center);
 суперрегиональный торговый центр (Super Regional Center).
Молл - общее название торговых зданий, в большинстве случаев многофункциональных. От обычного торгового центра его отличают крупные размеры, а также значительно больший набор функций. По концепции моллы можно подразделить на торгово-развлекательные центры (преобладающая часть), собственно торговые центры, фэшн-центры, дискаунт-центры, пауэр-центры, ритейл-парки. В молле имеется собственный общественный центр. Это «город в городе» со своими «улицами» и «площадями».
Характерной особенностью моллов является их градостроительная обособленность и фактическая независимость: чаще всего они располагаются вдоль крупной автомагистрали при въезде в город. Предпосылками к возникновению моллов послужили быстрые темпы развития американских автомагистралей в 1920-е годы и, как следствие, деурбанизация, переселение жителей из городов в пригороды. Тогда и возникла потребность в многофункциональных торговых комплексах, сводящих к минимуму необходимость ездить за покупками в город. В 1960-е годы, когда деурбанизация стала значительным социальным процессом, сложилась современная типология моллов. Сегодня пригородный молл - основа торговой инфраструктуры системы пригородов, молл, находящийся близко к центру города, - базовый элемент внутрирайонного обслуживания.
Общим для всех перечисленных типов торговых объектов является их унифицированность, возможность тиражирования; здесь также уместно использование понятия «франчайзинг».
Франчайзинг (своего рода жесткий корпоративный стиль, тиражируемый на торговые объекты) - явление, неизбежное в условиях глобализации и развития сетевой торговли. Родственное франчайзингу понятие «стандарт предприятия» означает своего рода художественное ограничение при проектировании: разрабатывается один типовой проект, который затем «тиражируется» и привязывается к конкретной территории (в большей степени это характерно для автосалонов). 
Экономические предпосылки «франчайзинговой архитектуры» объяснимы: чем крупнее компания, для которой проектируется объект, тем более актуальна узнаваемость торговой марки, фирменного цветового решения и прочих атрибутов стандарта предприятия. 
Учитывая сформировавшиеся в России начала XXI века строительные приоритеты (жилые здания повышенной этажности, многочисленные торгово-развлекательные комплексы и т.п.), можно с уверенностью говорить об усилении тенденции к отказу от архитектурного своеобразия зданий, которое зачастую будет сводиться лишь к силуэтной или цветовой индивидуальности. Следовательно, в ближайшие годы архитектурный прагматизм, аскетизм, лаконизм (у описанного явления много синонимов) будет играть основополагающую роль в формировании новых и реконструкции существующих городских пространств.








© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.