За 18 лет, прошедших со времени
разработки первого проекта архитектурного комплекса ММДЦ
«Москва-Сити», многое изменилось. Возраст совершеннолетия, по человеческим
меркам, предполагает подведение некоторых итогов. За плечами - время надежд,
творческого поиска, смелых архитектурных решений... Полемика, развернувшаяся
вокруг грандиозного проекта, не утихала все эти годы, энтузиазм его
сторонников периодически наталкивался на скептицизм и жесткую критику
оппонентов. О том, что происходит сегодня на самой масштабной строительной
площадке Москвы, рассказывает руководитель Мастерской № 6 ГУП
«Моспроект-2» архитектор Г.Л. Сирота.
- Геннадий Львович, все ли из задуманного
архитекторами в 1990-е годы удалось воплотить в жизнь?
- Что касается дизайна, благоустройства, вечернего
освещения ММДЦ «Москва-Сити», на сегодняшний день
реализация проектных решений составляет приблизительно 50 процентов от
задуманного. И дело тут не только в кризисе, который больно ударил по многим
строительным объектам. Главная причина такого положения вещей - в
недостаточном внимании инвесторов к художественным качествам проекта. Большая
часть возводимых зданий предназначена для продажи, а это автоматически ведет
к сокращению бюджета строительства. Как результат - многое, от чего, по
мнению инвестора, можно отказаться, уходит или заменяется на более бюджетную, но не всегда равноценную альтернативу.
- Каким образом проектировщикам и властям удается
влиять на подобные процессы?
- К сожалению, на сегодняшний день в значительной
мере утеряны рычаги управления процессом строительства. Работа по созданию
«Москва-Сити» начиналась на волне повышенного интереса к проекту со стороны
властей. На определенном этапе они достаточно жестко контролировали этот
объект и делали все для того, чтобы он мощно звучал. Когда Сити превратился в
долгострой, постепенно, шаг за шагом, интерес стал угасать. Сейчас
строительство идет по большей части под лозунгом «лишь бы строить»... Сити
по-прежнему остается значимым объектом для города, но, что называется,
«любовь прошла». Образно говоря, невеста за 18 лет утратила былую свежесть.
Если раньше хотелось, чтобы на ней и платье было дорогое, и кольцо с
бриллиантом, то теперь приходится думать: только бы пристроить.
- Затрагивает ли перемена в отношении к Сити системы
безопасности комплекса?
- К счастью, нет. Такие технические составляющие,
как системы безопасности и элементы конструкций, реализуются согласно проекту.
В плане безопасности конструкций мы ничего не теряем, как не потеряно и все,
что связано с чрезвычайными ситуациями. Страдает
прежде всего архитектурное качество. Если прочность конструкций можно рассчитать
математически, то обоснованность выбора того или иного художественного
решения с использованием формул доказать невозможно. В итоге творческий
подход к проектированию, по сути его базовая
составляющая, отходит на второй план, что влечет за собой замену материалов и
отказ от многих интересных решений.
- Отказ от каких элементов
архитектурного комплекса Сити вызывает у Вас сожаление?
- Большой потерей, на мой взгляд, стал отказ от
строительства башни «Россия», которая должна была «держать» всю композицию.
Очевидно, что без этой высотной доминанты весь комплекс очень сильно
выровнялся, в чем-то потерял свою выразительность. Башня «Россия» была значима
для города - тогда все хотели, чтобы у нас было что-то великое. За время
строительства Сити одна за другой были построены рекордно высокие башни в
других странах: в Китае, Тайване, Арабских Эмиратах, так что первенство в
этом плане мы упустили. Теперь, похоже, уже нет смысла возвращаться к этой
теме, да и стоило бы такое строительство весьма недешево.
К большому сожалению, из проекта ушло здание мэрии -
значимый для города социальный элемент, безусловно повышавший престижность
комплекса. Новое здание мэрии должно было стать символом современного центра
Москвы в противовес старому центру. Кризис и здесь сказался: здания мэрии не
будет как такового, вместо него планируется построить офисное здание, каким
оно будет - пока неясно.
- Как Вы относитесь к известному высказыванию мэра
Москвы Сергея Собянина о том, что «Москва-Сити» -
это градостроительная ошибка?
- Подобное мнение сложилось у руководства города в
значительной мере из-за транспортных проблем, с которыми столкнулся Сити. Тут
необходимо внести ясность: в результате не предусмотренного проектом увеличения
площадей возводимых зданий существенно возрос объем всего комплекса. При этом
инфраструктура не развивалась, оставаясь в рамках, заложенных в проекте
изначально. Это касается прежде всего городских
дорог. Не строились ни Шелепихинская набережная,
ни дублер Кутузовского проспекта, не было проходов под Кольцевой железной
дорогой. Отсюда проблемы с транспортом, парковками, благоустройством
территории. Достаточно сказать, что за прошедшие 18 лет трижды менялись
нормативные решения по автостоянкам... Сегодня есть понимание, что дороги
надо строить, и город сейчас будет серьезно этим заниматься. Процесс это
долгий и дорогой, надеемся, он будет завершен к 2015 году.
- Действительно ли Сити мешает городским
транспортным потокам?
- Сити находится, по существу, в стороне от основных
транспортных магистралей. Его легко миновать и по Третьему
транспортному кольцу, и по набережной, если она будет реализована, и по
дублеру Кутузовского проспекта. Те, кому не надо в Сити, спокойно проедут мимо
и в пробках стоять не будут. Проблемы транспортной доступности применительно
к комплексу касаются в основном тех, кто приезжает сюда на работу, а вечером возвращается
из офиса домой на личном автомобиле. Необходимо создавать перехватывающие
стоянки и, помимо всего прочего, постепенно приучать наших граждан больше
пользоваться общественным транспортом, как это происходит в большинстве столиц
мира. Тогда и проблема пробок станет менее острой, и общая ситуация на
городских магистралях улучшится.
- Выдерживается ли сегодня единая концепция
благоустройства комплекса?
- Реализация единой концепции благоустройства,
которую мы в свое время принимали, сегодня вряд ли
возможна. Так, например, при отсутствии рычагов воздействия на инвестора
каждый застройщик решает вопросы колористики и
освещения по своему усмотрению, что не способствует общей гармонизации
архитектурной среды.
- 22 мая состоялось официальное открытие торгово-развлекательного
комплекса в «Москва-Сити». Расскажите, пожалуйста, об этом проекте.
- Открытие ТРК Afimall -
серьезный момент в жизни Сити. Общая площадь этого крупнейшего торгового
комплекса в центре столицы составляет 180 000 квадратных метров, здесь
разместятся около 400 магазинов и около 50 ресторанов и кафе. Добираться до ТРК очень удобно - внизу расположена станция метро
«Выставочная». Всего в здании 11 этажей, из них 6 подземных. Венчает
сооружение самый большой в России стеклянный купол площадью 10 000 квадратных
метров, внутри находится еще один предмет нашей гордости - самый большой в
Европе музыкальный фонтан. Пока еще не завершена гостиница, нет городской
площади, нет киноконцертного зала, но все остальное уже реализовано, и
реализовано достаточно интересно.
Сказать, что воплощенный в жизнь проект стопроцентно
соответствует замыслу архитекторов, нельзя: кое-где имело место некоторое
упрощение, применение не тех материалов, которые предполагались изначально, но тем не менее многое удалось сделать.
Особо хочется отметить фасад здания,
выполненный из стекла. Поскольку в окружении ТРЦ
достаточно мало зелени, нам захотелось создать иллюзию леса, для чего на
стеклянные панели с помощью принтерной технологии было нанесено изображение
деревьев. Здание как будто утопает в зелени - в достижении такого эффекта и
состояла идея. Кроме того, стеклянные панели закрывают многочисленные
вентиляционные решетки, выходящие на фасад, в результате чего на вертикальной
поверхности возникает интересный рельеф. При изготовлении стекла были
использованы кремнеземные краски, гарантия на такое покрытие - 20 лет. Сейчас
наша мастерская участвует в конкурсе по стеклу и выставляет этот фасад. Ничего
подобного в России еще не было.
- Итак, подводя итоги, как бы Вы могли коротко
охарактеризовать ситуацию в Сити на сегодняшний день?
- Скорее, как «достраивание», имея в виду завершение
начатого, исправление ошибок, вызванных отходом от проектных решений,
совершенствование транспортной системы на объекте. Завершение строительства
намечено на 2015 год, мы с нетерпением ждем этого момента и надеемся, что
новый деловой центр займет, наконец, достойное место в сердце нашего города,
в прямом и переносном смысле этого слова...
|