Краснодарский край
отличается уникальными природно-климатическими условиями. На компактной
территории расположены редкие по красоте ландшафты, сочетающие пустынные,
равнинные, холмистые, лесные, предгорные, водные пространства и горы. В крае
насчитывается 3000 видов растений, более 570 видов позвоночных животных, в
том числе 93 вида млекопитающих, 333 вида птиц, 37 видов рептилий и амфибий и
110 видов рыб.
Профессионально использовать и
сохранить этот природный дар важно еще и потому, что Краснодарский край
принимает в год около 12 миллионов туристов и отдыхающих. Предполагается, что
к 2015 году их число возрастет до 16, а в дальнейшем до 20 миллионов человек.
В крае свыше 1000 санаториев, пансионатов, отелей, и их количество ежегодно
увеличивается.
Еще совсем недавно практически повсеместно
приоритетами в городском строительстве были квадратные метры жилья и офисно-торговых зданий, которые, к сожалению, начали
вытеснять зеленые пространства и ухудшать экологическое состояние среды
обитания. До 2000 года и города Краснодарского края не являлись исключением,
особенно Краснодар, Армавир, Кропоткин, Тихорецк, Новороссийск.
Мировой экономический
кризис, как это ни парадоксально, внес определенный вклад в улучшение
экологической ситуации в городах Кубани: частная собственность, децентрализованность строительства позволили значительно
поднять строительную культуру, качество благоустройства городских и
придомовых территорий; пришло осознание необходимости сохранения каждого
зеленого участка ценных городских территорий.
Реальным шагом в формировании
профессионального подхода к сохранению природного наследия на территории
Краснодарского края стало постановление главы администрации (губернатора)
Краснодарского края от 10 мая 2011 года № 438 «Об утверждении Схемы
территориального планирования Краснодарского края». Указанная схема,
являющаяся основой пространственного развития края, позволит комплексно
решать вопросы охраны окружающей среды, так как среди прочих задач
обеспечивает:
- сохранение природной среды в
урбанизированных районах и городских агломерациях;
- выявление возможных экологических
конфликтов и проблем с целью их предотвращения или минимизации в последующей
градостроительной и иной хозяйственной деятельности;
- оценку существующих экологических,
геологических и других территориальных ограничений, которые необходимо
учитывать при размещении новых объектов;
- максимальное
сохранение первозданности имеющихся на территориях природных комплексов;
- создание условий для
восстановления природы после техногенного вмешательства;
- создание условий для
воссоздания природного ландшафта в городах.
Для реализации задач
по внедрению в застройку принципов «зеленого» строительства департаментом по
архитектуре и градостроительству края принята и совместно с муниципальными
образованиями реализуется рассчитанная на период до 2020 года Стратегия
градостроительной деятельности, в которой определены конкретные объекты и
пространства, подлежащие озеленению и благоустройству. Законодательным
Собранием Краснодарского края приняты Нормативы градостроительного проектирования
Краснодарского края, в которых также установлены регламенты на осуществление
всех видов строительства с учетом сохранения природной среды.
Примером положительных
изменений в подходе к сохранению и воссозданию природных комплексов в городах
Кубани служат восстановление и озеленение общественных пространств Краснодара. Выполнена реконструкция Чистяковской рощи, Центрального парка им. М. Горького,
городского бульвара по ул. Красной, сквера им. Г.К. Жукова. В состав этих и
других объектов благоустройства органично вписаны фонтаны, восстановленные
исторические памятники, объекты общественного питания и т.д.
Мероприятия по
подготовке к проведению зимней Олимпиады 2014 года направлены на
использование уникального ландшафта Сочи при сохранении природного баланса. По
мнению экспертов Международного олимпийского комитета (МОК), олимпийское
строительство в Сочи является одним из крупнейших инвестиционных проектов в
мире. Генеральным планом городского округа Сочи, выполненным в 2007-2009
годах, учтены все аспекты размещения олимпийских спортивных и
инфраструктурных объектов и их дальнейшего использования после завершения Олимпиады.
В дополнение к сложившейся береговой системе расселения
генпланом предложены развитие связей с горными населенными пунктами, новая
транспортная схема, предусматривающая строительство дублеров магистральной
федеральной автодороги М-27 и Курортного проспекта, восстановление системы
каботажного (прибрежного) плавания, реконструкция морского порта и аэропорта,
железной дороги. При этом учтены климатические особенности региона,
намечена система мер по повышению энергоэффективности и энергосбережения для крупных
градостроительных комплексов, микрорайонов, сокращению вредных выбросов в атмосферу.
В
рамках общей концепции развития морского порта Сочи предусматривается его
перепрофилирование из грузового в пассажирский
круизный порт. Здесь предполагается поместить комплекс береговой
инфраструктуры, который вместе с историческим зданием морского вокзала будет
обслуживать создаваемую искусственную гавань, рассчитанную на прием до трех
больших океанских круизных теплоходов и 200-300 яхт.
Железнодорожное
движение на линии аэропорт - Адлер обеспечит
перевозку 60% всех авиапассажиров, прибывающих в столицу зимних Олимпийских игр
2014 года, - более 86 тысяч человек в сутки. Транспортировка пассажиров будет
осуществляться скоростными электропоездами.
Строительство главных
спортивных объектов и сооружений, обеспечивающих их функционирование, включая
гостиничные комплексы и объекты обслуживания, осуществляется на территории
прибрежного кластера в Имеретинской низменности. С учетом предусмотренных
генпланом мероприятий по инженерной защите территории Имеретинской
низменности параллельно берегу моря создаются пруды-регуляторы, которые
войдут в состав ландшафтного парка, в прибрежной части планируется
строительство набережной протяженностью более 7 км и создание искусственных
пляжей шириной до 50 м.
Недалеко
от Олимпийского комплекса и в пойме реки Псоу предлагается
создать орнитологический парк, который положительно повлияет на экологическую
обстановку, снизит антропогенную нагрузку, явится одним из дополнительных
элементов привлекательности курорта.
Строительство спортивных и
обслуживающих объектов в горной зоне ведется в условиях строгих
природоохранных ограничений на использование территории, связанных с
размещением объектов в пределах особо охраняемой природной территории
федерального значения - Сочинского национального парка.
Участки, предлагаемые для размещения
олимпийских объектов в границах Сочинского национального парка, подвергались
тщательному отбору, учитывающему их соответствие требованиям природоохранного
законодательства. Все они расположены в функциональных зонах Сочинского
национального парка, предназначенных для обслуживания посетителей и
рекреационного использования.
Памятники природы, археологии и культуры
располагаются вне зон воздействия строительства и эксплуатации олимпийских
объектов.
Комплексная
модернизация инженерно-транспортной и курортной инфраструктуры Сочи в
сочетании с высокотехнологичными современными спортивными и
культурно-развлекательными комплексами обеспечат и в постолимпийский
период развитие города как курорта мирового уровня.
Сложные
инженерно-геологические, сейсмические, гидрологические условия территории
предусматривают принятие нестандартных проектных решений, применение
инновационных технологий.
Международный
олимпийский комитет в качестве приоритета предложил России при строительстве
олимпийской инфраструктуры в Сочи применять так называемые «зеленые»
стандарты - требования, способствующие снижению энергопотребления, выбросов
парниковых газов в атмосферу и т.п.
В олимпийском Сочи
к 2014 году построят по «зеленым» стандартам более 200 разных зданий и
сооружений. «Зеленые» стандарты для России понятие новое, вместе с тем эти
стандарты во многом соответствуют действующим российским санитарным и
строительным нормам и правилам. По данным департамента государственной
политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической
безопасности Министерства природных ресурсов и экологии, российское
законодательство в сфере строительства на 85% отвечает зарубежным «зеленым»
стандартам.
По мнению
специалистов Российской академии архитектуры и строительных наук, выполнение
требований МОК в части энергосбережения и энергоэффективности
олимпийских объектов возможно при условии проектирования этих объектов по
действующим российским нормативным документам СНиП
23-02-2003 («Тепловая защита зданий»). Здания, построенные по этим правилам,
будут потреблять энергии на 42% меньше, чем предусмотрено ранее принятыми
нормами. Эти показатели совпадают с показателями, заложенными в добровольную
систему сертификации зданий LEED, которая уже не
первый год действует в США и Канаде.
Процесс подготовки и
проведения зимних Олимпийских игр 2014 года должен стать важным импульсом к
сохранению уникальных условий природной среды города-курорта Сочи.
|