журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




Дмитрий Мелодинский,
профессор МАРХИ, доктор искусствоведения

К.В. Кудряшев - мастер архитектурной графики

 

Казалось бы, разговор об известном архитекторе, профессоре МАРХИ, работавшем на кафедре Основ архитектурного проектирования, нужно было бы начать с его безусловного вклада в архитектурную педагогику и заслуг в воспитании не одного поколения архитекторов. Однако вопреки принятой практике хочется начать с иной темы.

Я не знаю другого мастера графики, даже среди маститых профессионалов, кто был бы способен так виртуозно воспроизводить людей, животных, природу, технику (то, что называют антуражем в архитектурной подаче чертежей), как это умел Константин Владимирович Кудряшев.

Автор настоящей статьи в 1962 году был зачислен в Московский архитектурный институт, на кафедру «Введение в архитектурное проектирование» (сегодня «Основы архитектурного проектирования» - ОАП) вместе с Кудряшевым, который был на несколько лет старше. С самого начала мы были дружны и находились в творческом контакте, а впоследствии проработали бок о бок четыре десятка лет.

Разнообразные дарования Константина Владимировича проявлялись не только в учебных аудиториях МАРХИ, в мастерских, в процессе реализации коллективных проектных работ, но и в совместных отпусках и туристических походах, во время дружеских встреч. Я всегда поражался, как могло возникнуть такое счастливое сочетание талантов художника-графика, архитектора-педагога, знатока природы, умелого наездника, страстного охотника (сколько помню, в доме К.В. Кудряшева всегда держали породистых собак). Конечно, некоторые истоки этого очевидны. Его отец, Владимир Владимирович, был скульптором, питомцем ВХУТЕМАСа. Мать, Анна Николаевна Кудряшева-Вильямс, свободно владела несколькими иностранными языками и преподавала в МАРХИ. Кроме того, по материнской линии наш герой состоял в родстве с семьей Пастернаков; в его доме хранился ряд картин и графических листов высочайшего выразительного достоинства, автором которых был Леонид Пастернак.

Когда смотришь на произведения Константина Владимировича, понимаешь, как он наслаждался природой, восторгался ее красотой, разнообразием форм, очарованием представителей животного мира.

Никто так не умел рисовать лошадей: виртуозно, одним движением руки, не исправляя ничего по ходу дела, используя в качестве выразительного средства только линию. Студенты собирались вокруг него и смотрели как завороженные на это чудо мастерства.

Лошади в различных ракурсах, в статике, в динамике: галоп, рысь, иноходь… Орловские рысаки и тяжеловесы… Лошади и наездники… Лошади в упряжках… Русские тройки… Еще профессор В.Ф. Кринский - сам великолепный график, у которого Кудряшев начинал ассистентом, отмечал, сколь точно, с каким потрясающим знанием предмета воспроизводил тот сбрую, седла, элементы конструкции крестьянских телег и конных экипажей и пр.

К.В. Кудряшев оставил большое графическое наследие, часть которого воспроизведена в альбоме «К. Кудряшев. Графика» (2007). Однако в его архиве есть и вполне законченные крупные жанровые картины в цвете, выполненные акварелью. На фоне архитектурного антуража разворачиваются многофигурные сцены с участием наездников в окружении многочисленных собак. Константина Владимировича привлекали сюжеты из «прошлой жизни» российских и западноевропейских провинциальных городов.

Интересны опыты Константина Владимировича в области книжной графики. Он активно пробовал себя в этом профессиональном жанре, где успешно работали его коллеги-архитекторы И.А. Пяткин, Е.Г. Монин, В.А. Щапов, Г.Л. Ратнер и другие. Их творческий почерк был особенным; его отличали скрупулезное изображение архитектурной среды, точность в отражении стилистических черт и деталей сооружений.

Примером произведений Кудряшева - иллюстратора может служить замечательный цикл работ в журнале «Техника - молодежи», где на протяжении ряда лет ему была постоянно предоставлена третья страница обложки. Темами для иллюстраций служили исторические моменты развития тех или иных инструментов и технических средств (например, велосипеда) и многое другое. Каждая иллюстрация К.В. Кудряшева - свидетельство графического мастерства, неисчерпаемой фантазии и глубокого знания предмета. Выполненные в единой стилистике фронтального построения изображения форм без пространственного выражения с привлечением перспективных средств, в композиционном отношении они демонстрируют удивительное сплетение элементов, где по горизонтальным полосам разворачивается последовательный сюжетный рассказ, от которого невозможно оторваться. Основой является линейная графика, каждый элемент формы оконтурен непрерывной линией. При этом слабое полиграфическое исполнение существенно снижало художественный уровень иллюстраций Кудряшева по сравнению с оригиналами. Это стало очевидным, когда он представил оригинальные листы на своей персональной выставке.

Обладая художественным даром рисунка, Константин Владимирович в качестве основного направления своей научно-аналитической деятельности выбрал изучение роли графики в архитектурной профессии. На эту тему им была защищена кандидатская диссертация, написаны две монографии, являющиеся учебными пособиями по специальности «Архитектура», о популярности которых у студентов свидетельствует их переиздание увеличенным тиражом.

В чем видел К.В. Кудряшев значение архитектурной графики в общей стратегии обучения специальности архитектора и какие научно-методические положения он отстаивал? Процитируем его диссертацию:

«В архитектурном обучении формирование личности учащегося связано с развитием навыков рукотворного изображения. Миновать этот процесс невозможно, ибо только так совершенствуются мыслительные и практические знания. Архитектурная подготовка включала и будет включать:

- развитие мыслительных и творческих навыков графической работы, что является специфически необходимым методом обучения архитектора;

- развитие навыков графического выявления пространственных, пластических и эстетических свойств архитектурного объекта, без чего невозможна разработка идей пространственной организации, функционального процесса, образа будущего сооружения, графического оформления результатов замысла;

- развитие навыков графической профессиональной коммуникации, без чего невозможно общение с профессионалом или массовым зрителем».

Это была одна из первых исследовательских работ в формате диссертации, доказательно представивших значимость «рукотворного изображения» для архитектора-профессионала и для формирования будущего архитектора. В последующем появилось немало диссертаций, статей, монографий об архитектурной графике, авторы которых развивают и углубляют положения, выдвинутые Кудряшевым. Архитектурная графика - это не только выразительный язык, средство коммуникации, столь необходимое в профессиональной деятельности, но и форма мышления: каждое движение руки, воспроизводящее образ архитектурной формы, - это и движение архитектурной мысли, свидетельство рождения определенной идеи.

В наши дни, когда подвергаются ломке традиционные программы и устоявшиеся принципы архитектурной педагогики, значение живой архитектурной графики подвергается сомнению. Многие считают, что она устарела и ее со временем должны полностью заменить компьютерные технологии, сокращающие рутинную работу руки. Поэтому предлагается уменьшить продолжительность этого курса в программах начального обучения архитектурной профессии. Но ведь без первичных навыков визуальной коммуникации в различных ее видах (графика, макетирование, компьютерные средства) будущий архитектор не сможет перейти к проектной практике, и один год - вполне разумный срок для усвоения архитектурного языка, как показывает огромный опыт московской школы.

Сторонники сокращения объема учебных часов на освоение архитектурной графики приводят и такой аргумент: на Западе этой теме не уделяют столько внимания, приоритет отдается компьютерным технологиям. Может, они прислушаются к голосу такого мастера мировой архитектуры, как Заха Хадид, которая утверждает, что современный архитектор теряет способность свободного рисунка, чем обедняет свою ремесленную профессиональную базу: «Нынешнее поколение не понимает рисунков и эскизов, потому что сами рисовать-то уже не умеют - все перешли на компьютер. И это, думаю, порождает проблемы».

Однако вернемся к герою настоящей статьи. О К.В. Кудряшеве можно без ложного пафоса сказать, что он был одним из тех, кто выдвигал Московский архитектурный институт в разряд лидеров отечественной архитектурной школы. Рядом с ним на кафедре ОАП работали и другие великолепные педагоги и мастера архитектуры: В.Г. Макаревич, Н.С. Любимова, М.Н. Крюкова, Л.М. Лисенко, В.И. Мальгин, И.П. Сапилевская, А.Н. Сахаров, Г.И. Иванова и многие другие. Они создавали и поддерживали незабываемую атмосферу высокой архитектурно-художественной культуры, творческого общения и любви к своему делу.

Было бы несправедливо ничего не сказать об архитектурно-проектном творчестве К.В. Кудряшева. До прихода в МАРХИ он шесть лет работал архитектором в Моспроекте, НИИОЗ, п/я 2511. Там он выполнил ряд проектов, часть из которых была реализована. Но наиболее интересные проекты были им разработаны уже в зрелом возрасте, в период работы в МАРХИ, когда он накопил серьезный профессиональный опыт. Следует в первую очередь отметить крупный проект комплекса сооружений научно-исследовательского и опытно-производственного центра Министерства рыбной промышленности СССР с океанариумом в Химках (в составе творческой группы под руководством А.В. Степанова, 1974). Этот проект, хотя и не был реализован, поскольку все финансовые ресурсы были срочно переориентированы на олимпийские объекты Москвы, был высоко оценен архитектурной общественностью. Достаточно сказать, что он был опубликован в журнале «L'architecture d'aujourd'hui», одном из самых авторитетных в международной профессиональной среде. Не остался незамеченным и проект Музея запорожского казачества на острове Хортица, также выполненный в творческой группе (закрытый конкурс, 2-я премия). Проект отличался высоким уровнем графической подачи материала, особенно этнографической части, выполненной Константином Владимировичем с особым мастерством.

Наверное, это счастье, что К.В. Кудряшев оказался в Московском архитектурном институте, был окружен друзьями, любим и уважаем студентами, работал в разных жанрах, в свободной раскрепощенной обстановке. Тяжелый быт проектных мастерских послевоенной эпохи, типологическая ограниченность и диктат сомнительных стилистических решений, скорее всего, серьезно ограничили бы его возможности для творческого самовыражения и сузили бы горизонты художественных поисков. Судьба распорядилась иначе и позволила мастеру ярко проявить себя в разных ипостасях.

 

 

© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.