журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




Владислав Горохов

Чудесная сказка - Натальевка

 

В начале 1880-х годов крупнейший предприниматель Харьковской губернии Иван Герасимович Харитоненко (1822-1891) покупает в Богодуховском уезде живописнейшие земли и на склоне белого песчаного холма, у опушки соснового бора начинает строить усадьбу.

Свое детище Иван Герасимович назвал «Натальевка» в честь жены Натальи Максимовны. По другой версии, усадьба носит имя его внучки Натальи Павловны, несравненной княгини Горчаковой, ставшей впоследствии хозяйкой усадьбы.

Первым мужем Натальи был граф Петр Михайлович Стенбок, вторым - светлейший князь Михаил Константинович Горчаков, внук князя А.М. Горчакова, лицейского сотоварища А.С. Пушкина, видного дипломата, государственного канцлера.

А дед Натальи Павловны И.Г. Харитоненко родился в Н. Сыроватке Сумского уезда, был восьмым (из десяти детей) ребенком, окончил сельскую церковно-приходскую школу и очень рано начал помогать отцу. В тридцать лет он уже самостоятельно торгует бакалейными товарами, в 1863 году - купец 1-й гильдии, в 1867-1873 годах - городской голова Сум.

Практически не имевший образования, но наделенный природным умом и предприимчивостью, И.Г. Харитоненко с нуля сумел сколотить огромное состояние. В 1880-х годах он был владельцем крупнейших имений в Харьковской и Курской губерниях, ему принадлежали рафинадный и шесть сахарных заводов, почти полностью обеспечивавших потребности жителей Москвы и Петербурга в сахаре.

Собеседники И.Г. Харитоненко отмечали его ум, воспитанность и эрудицию. Он серьезно занимался самообразованием и прежде всего интересовался экономикой. В совершенстве владел французским языком, который выучил в пятьдесят шесть (!) лет.

И.Г. Харитоненко принадлежал к новой генерации русского купечества, представители которой считали своим долгом оказывать помощь своим менее удачливым собратьям и неимущим. Проявление сострадания к ближнему было возведено ими в нравственный принцип. Следующие поколения, их дети и внуки, выросли на благодатной почве.

Художник Михаил Нестеров, хорошо знавший семью Харитоненко, писал: «Он (И.Г. Харитоненко. - Авт.) своим огромным умом обогатил себя и сумел найти разумное применение накопленным миллионам: приюты, больницы, богадельни, училища гражданские и военные вырастали в Сумах одно за другим. Тысячи людей около Харитоненок нашли безбедное существование».

В самом конце XIX века И.Г. Харитоненко приступил к строительству в Натальевке просторного двухэтажного дома. Необычная архитектура, сочетавшая черты швейцарского горного шале и аристократичного английского коттеджа, смотрелась довольно странно в окружении белых степных песков. Рукотворная красота требовала соответствующего обрамления. Существовала и чисто практическая необходимость: песчаные дюны угрожающе надвигались на центральную часть имения. Пришлось, не откладывая, завозить грунт и серьезно заниматься озеленением. Сначала резиденцию сахарозаводчика густо оплел виноград, а через несколько лет на месте голых песков появились газоны, цветники, аллеи, «фигурные» кустарники, фонтаны, каналы, мостики и т.д. В молодой парк со всего мира везли экзотические растения. Некоторые прижились в естественных условиях, другие оказались в зимнем саду и оранжерее. Всю округу засадили сосенками и дубками, и они остановили движение песков. Современные вековые боры и дубравы - живая память о Харитоненко.

Сын И.Г. Харитоненко, Павел Иванович, достойно продолжил труды отца: и в предпринимательской деятельности, и в общественном служении, и в обустройстве Натальевки.

Павел Иванович Харитоненко родился в 1853 году. Он получил прекрасное домашнее образование, а в семнадцать лет отец отправил его в Германию, где он посещал лекции в Гейдельбергском университете. Вернувшись на родину, Павел Иванович сразу же получил ответственный пост в фирме «И.Г. Харитоненко с сыном» и благодаря приобретенным знаниям, энергии и способностям быстро приобрел авторитет в сфере сахарного производства.

После смерти отца он стал одним из крупнейших сахарозаводчиков и землевладельцев России, приумножил состояние семьи и укрепил славу фирмы. В 1914 году семье Харитоненко принадлежали 10 сахарных заводов и 100 тысяч десятин свекловичных плантаций. Редко кто из промышленников получал право помещать на своей продукции изображение государственного герба, а на продукции фирмы «И.Г. Харитоненко с сыном» их было сразу два.

В 1901-1914 годах на средства П.И. Харитоненко в Сумах строится величественный Троицкий собор, силуэтом напоминающий знаменитый Исаакиевский собор в северной столице. Проект храма разработал местный архитектор Г.А. Шольц, а в оформлении его приняли участие приглашенные из столиц мастера. Мозаичный пол храма и церковная ограда были выполнены по эскизам и чертежам А.В. Щусева. Шесть образов в иконостасе собора - Христос, Богоматерь, Троица, Никола, архангелы Гавриил и Михаил - принадлежали кисти М.В. Нестерова. По свидетельству искусствоведа С.Н. Дурылина, художник считал их своими лучшими работами в области церковной живописи. К сожалению, они бесследно исчезли в лихолетье 20-х годов XX века. Витраж «Троица» был выполнен К.С. Петровым-Водкиным. Прекрасный подбор из двенадцати колоколов был отлит на знаменитом московском заводе братьев Самгиных.

Павел Иванович продолжил обустройство Натальевки. Подлинной достопримечательностью имения стала возведенная в 1913 году по проекту А.В. Щусева небольшая церковь со звонницей, архитектура которой перекликается с северным древнерусским культовым зодчеством. Церковь Спаса Преображения расположена недалеко от композиционного центра парка. Храм, увенчанный крупной маковкой, гармонично вписан в окружающую природу - рядом возвышаются четырехсотлетний дуб и стройные золотистые колонны мачтовых сосен. Колокольня необычна по форме: как будто восемь стволов вековых деревьев венчает древний шлем с крестом. (Отметим, что А.В. Щусев также спроектировал арку въездных ворот в начале парадной аллеи, служебные и хозяйственные постройки имения.)

Художник А.И. Савинов из Петербурга украсил интерьеры церкви. В росписи храма также присутствовали «северные» мотивы: она была выполнена в традициях древнерусской яркой фресковой живописи, характерной для храмов Новгорода, Ярославля и Ферапонтова монастыря. В начале 1940-х стены церкви оштукатурили, но сохранились фотографии, позволяющие судить о былой красоте ее интерьера.

Барельефы на фасаде храма созданы по эскизам скульпторов С.Т. Коненкова и А.Т. Матвеева. Существует предположение, что мозаика «Спас Вседержитель» над входом в храм выполнена Н.К. Рерихом.

П.И. Харитоненко разместил в храме собранную им бесценную коллекцию древнерусских икон работы мастеров новгородской, псковской, московской и украинской школ, коллекцию церковной утвари, некоторые экспонаты которой относились к XII веку. Снаружи в стены вмонтировали средневековые барельефы, привезенные из Западной Европы, установили массивный каменный также средневековый крест. Так возник своего рода музей. Коллекция икон П.И. Харитоненко официально считалась третьей по значимости в России. Наиболее ценные иконы экспонировались на выставке иконописи и художественной старины, посвященной 300-летию Дома Романовых.

Недалеко от главного дома располагались сказочная избушка - Натальины палаты - и чайный домик. Вход в палаты оберегали два великолепных мраморных льва работы Коненкова.

В архитектурное ядро усадьбы входили комплекс конюшен и манеж для занятий верховой ездой. Питомцы Натальевского конного завода нередко становились победителями скачек на московских ипподромах.

Водой имение обеспечивал водопровод, так грамотно построенный Харитоненко, что вот уже век он бесперебойно работает и поит соседнее село. Водонапорная башня - настоящий памятник промышленной архитектуры начала XX века, особенно хороши стоки в форме драконьих голов.

В Натальевке очень плохо росли фруктовые деревья. Почвы здесь были бедные, а вода после полива мгновенно уходила в песок. Поэтому было принято радикальное решение: плодовый сад посадили в десяти верстах от усадьбы на юго-западном склоне балки почти правильной полукруглой формы, создав систему ориентированных на юг террас с каменными подпорными стенками. Весной стенки в течение дня накапливали солнечное тепло, обеспечивая особый благоприятный микроклимат и оберегая растения от ночных заморозков. Своеобразный амфитеатр защищал деревья от северных ветров и обеспечивал бесперебойный полив самотеком. Кроме солнечных лучей он собирал звуки: весной - гудение пчел и шмелей над цветущим садом, пение птиц, летом и до поздней осени - шорох листвы, мелодии дождя, зимой - шепот снегопада. Все эти звуки усиливались в «фокусных» точках, как в римских амфитеатрах, сливаясь в мелодии, поэтому сад получил имя «поющие террасы».

В имении разводили домашний скот и птицу. Из Швейцарии, Дании и Голландии П.И. Харитоненко выписывает премированных племенных производителей, и скоро рационально поставленное хозяйство становится образцовым. Как результат - золотые медали на российских выставках скотоводства и сельского хозяйства и экскурсии специалистов в имение.

В Натальевке были также лесной зверинец, вольеры для содержания кабанов, медведей, волков, оленей, коз, фазаний питомник. Владелец поместья был страстным охотником, но одновременно он заботился об обитателях окрестных лесов, подкармливал их зимой и заселял территорию поместья дичью.

За регулярным парком, извилистые живописные дорожки которого освещались редкими в те времена электрическими фонарями, сразу начинался пейзажный парк. Создатели стремились подчеркнуть его естественный облик, намеренно сливая его с лесом, окрестными лугами и полянами. Парк имел культурно-просветительское значение. В дендрарии, позже превращенном в заказник, были представлены такие экзоты, как сосна Веймутова и крымская, пихта сибирская и одноцветная, тсуга, лиственница европейская, богатые коллекции лип, дубов и кленов, даже карельская береза. Однако преобладали на берегах безымянной речки дубравы, а на возвышенных местах - хвойные. Сосна на песчаных почвах - основная порода, она сформировала высокоствольные рощи. В облик пейзажного парка органично включены вековая каштановая аллея, заросли можжевельника казацкого, рядовые посадки елей. К сожалению, отсутствие должного ухода за растениями, составлявшими уникальную коллекцию, привело к потере некоторых редчайших пород деревьев и кустарников. Хотя и сегодня, гуляя среди могучих сосен, трудно поверить, что когда-то здесь был бесплодный песок.

В Натальевке всегда было многолюдно, особенно летом. Здесь проводили каникулы стипендиаты (студенты, которым были определены стипендии имени Харитоненко), причем на полном пансионе.

Гостеприимные хозяева умели создать хорошие условия не только для отдыха, но и для творчества любившим бывать здесь художникам, музыкантам, актерам. П.И. Харитоненко был ценителем искусства, он собрал замечательную коллекцию произведений живописи и скульптуры известных мастеров.

 Когда в 1913 году было организовано Общество друзей Румянцевского музея (ныне Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), его первым председателем был избран П.И. Харитоненко - почетный член Императорской Академии художеств.

После революции коллекция Харитоненко была национализирована, картины переданы в различные музеи. 24 полотна французских, немецких, итальянских, голландских художников XVIII - начала XIX века, в том числе две работы кисти Камиля Коро, находятся в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Более ста картин русских художников вошли в коллекцию Третьяковской галереи. Их авторы - Нестеров, Крамской, Айвазовский, Репин, Суриков, Васнецов, Поленов, Верещагин, Малявин… Среди них портрет Павла Ивановича, выполненный в 1901 году Валентином Серовым. Помимо Москвы полотна из уникального собрания есть в Эрмитаже и Русском музее в Санкт-Петербурге, в музеях Киева, Харькова, Казани, других городов.

* * *

Современные владения усадьбы Натальевка - 50 гектаров. Главный дом был разрушен в годы войны, сохранились только жилые флигели. В сохранившихся постройках имения расположился туберкулезный санаторий - бывшая всесоюзная здравница, пользовавшаяся большой популярностью благодаря лечебным свойствам местного климата. Не уцелели оранжерея и зимний сад. Из имения постепенно исчезают памятники садово-паркового искусства: одни гибнут от полного отсутствия ухода и безразличия, другие от пристального внимания к редчайшим малым архитектурным формам «ценителей прекрасного». Чувство горечи и обиды возникает, когда видишь руины манежа и конюшен, составлявших предмет гордости владельцев. В Натальевке царит запустение... И все же хочется верить, что имение, созданное трудами династии Харитоненко, не исчезнет бесследно.

 

 

© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.