Краснодарский край входит в состав Южного федерального
округа России и характеризуется особым многообразием ландшафтного,
этнокультурного и хозяйственного устройства. Площадь края составляет 75 500
квадратных километров, общая численность населения - 5,2 миллиона человек, из
них 53% городского и 47% сельского. Основу экономики Краснодарского края
составляют промышленный, строительный, топливно-энергетический,
агропромышленный, транспортный, курортно-рекреационный и туристский
комплексы.
Краснодарский край - одна из
наиболее привлекательных инвестиционных территорий в стране, поэтому важнейшей задачей властных структур края является
территориальная организация и территориальное планирование.
Основным комплексным градостроительным документом,
определяющим планировочную организацию и назначение территории Краснодарского
края по совокупности градостроительных, социальных, экономических,
экологических и иных факторов в увязке с инженерной, транспортной и социальной
инфраструктурой, является Схема территориального планирования, утвержденная
постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 мая
2011 года № 438.
В настоящее время в крае
интенсивно развиваются прибрежные зоны Черноморского и Азовского побережья. Планы
по развитию приморских зон опираются на разработанные и законодательно
утвержденные программы развития. Объемы и динамика градостроительных
преобразований отражены в Стратегии развития Краснодарского края до 2020 года
и упомянутой Схеме территориального планирования Краснодарского края. Разработка значительного объема градостроительной
документации прибрежных территорий края выполнена в рамках краевой целевой
программы «Развитие санаторно-курортного комплекса Краснодарского края на
2003-2010 годы».
Активно ведется разработка документов
территориального планирования муниципальных
образований Черноморского побережья Краснодарского края. Разработана
схема территориального планирования муниципального образования Темрюкский
район, предусматривающая его комплексное развитие, в том числе развитие нового
крупного порта Тамань в районе мыса Железный Рог, поселений и рекреационных
территорий Темрюкского района.
Планы по дальнейшему расширению порта Тамань включены в Концепцию
развития морских портов Краснодарского края, а также в федеральную программу
«Модернизация транспортной системы России». К 2015 году новый порт должен
выйти на объем перевалки около 40 млн. тонн грузов в год, стать вторым по мощности
южным портом страны после Новороссийска.
По инициативе администрации края на западной окраине
станицы Тамань создан этнокультурный комплекс «Атамань», в основу которого положен
собирательный образ казачьей станицы начала XVIII века. Принимая во внимание, что земельный участок, где
расположена станица, находится в зоне
памятника археологии «Гермонасса-Тмутаракань», все
объекты комплекса устроены на гравийно-песчаной подсыпке (без фундаментов) из
быстровозводимых сборных легких конструкций, что обеспечивает сохранность
культурного слоя.
Еще одна точка развития - Анапа. В соответствии с
федеральным законом, предусматривающим создание в Российской Федерации четырех
специальных игорных зон, рассматривается вопрос об организации игорной зоны
вблизи станицы Благовещенской города-курорта Анапа. Начата работа по корректировке
генерального плана городского округа Анапа. Мы надеемся, что размещение
игорной зоны станет стимулом для туристической и деловой активности города, который
и сегодня является одним из самых популярных курортов России.
Новороссийск - крупный портово-промышленный узел на
Черноморском побережье края, имеющий также высокий инвестиционный потенциал
как рекреационный центр. Утвержден генеральный план города, разработан генеральный
план городского округа Новороссийск.
Город-курорт Геленджик - один из
популярнейших курортов Краснодарского края. Завершена разработка генерального
плана городского округа Геленджик, предусматривающего развитие курортных
территорий в районе поселков Кабардинка, Дивноморск,
Джанхот, Прасковеевка, Бетта, Криница.
В схеме территориального
планирования муниципального образования Туапсинский район определено
комплексное развитие территории района,создание
нового горнолыжного и климатического курорта «Гора Семиглавая», комплекса
«Новомихайловский посад», пляжной зоны курорта «Ольгинка» и других курортных
поселков района, в то же время в городе
Туапсе продолжит развиваться крупный
портово-промышленный комплекс.
Ведется интенсивное развитие территории Большого Сочи,
готовящегося к приему в 2014 году XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр.
В соответствии с мероприятиями федеральной целевой
программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как
горноклиматического курорта выполнены:
- схема территориального планирования г.
Сочи для размещения объектов Программы;
- генеральный план городского округа Сочи;
- документы территориального планирования агломерации г. Сочи;
- проект генерального плана туристско-спортивного
горноклиматического курорта «Красная Поляна» с учетом развития горноклиматического
курорта Сочи;
- документы планирования территории Краснополянского
поселкового округа, Имеретинской низменности, Нижнешиловского
сельского округа и горной части туристско-спортивного горноклиматического
курорта «Красная Поляна».
Для увязки территории Олимпийского парка, жилой и
общественной застройки, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры с
учетом сохранения уникального природно-ландшафтного комплекса и элементов
приморской экосистемы выполнен проект планировки Имеретинской низменности на
территории площадью 1240 га.
Разрабатывается проект планировки центральной части города на площади 600 га, завершена
разработка карты градостроительного зонирования и градостроительных
регламентов в составе правил землепользования и застройки
города Сочи.
Разработка градостроительной документации города-курорта
Сочи ведется с учетом статуса города как исторического поселения, сохранения
памятников архитектуры советского периода, таких как Зимний театр,
железнодорожный и морской вокзалы, архитектурные ансамбли санаторных
комплексов, парковые и ландшафтные ансамбли, уникального озеленения и рельефа.
Строительство олимпийских объектов ведется на территории
двух компактно расположенных кластеров: горного (в районе поселков Красная
Поляна и Эсто-Садок) и прибрежного (Имеретинская
низменность).
При проектировании
Олимпийского парка достигнута самая масштабная в истории Олимпийских игр
концентрация главных спортивных сооружений и объектов сферы услуг, что
обеспечит своевременную доставку участников соревнований, персонала, зрителей
и представителей СМИ от мест проживания и обслуживания к спортивным
сооружениям.
Транспортная связь между кластерами будет обеспечена совмещенной
(автомобильной и железнодорожной) магистралью Адлер - Красная Поляна. ОАО «РЖД» осуществляет
строительство этой уникальной дороги общей протяженностью 48 километров на сложном
горном рельефе.
В декабре 2011 года планируется открыть движение по железнодорожной
линии Адлер - аэропорт Сочи. Дорога обеспечит перевозку на скоростных
электропоездах 60% всех авиапассажиров, прибывающих в столицу зимних Олимпийских
игр 2014 года.
Ведется реконструкция существующих железнодорожных линий,
новое строительство и реконструкция железнодорожных станций с учетом их доступности
для маломобильных групп населения. Разработаны и
осуществляются проекты строительства станций «Альпика-Сервис»,
«Красная Поляна», реконструкции станций «Мацеста», «Хоста», «Дагомыс».
На территории горного кластера разместятся объекты
горнолыжного спорта:
- горнолыжный центр на 18 000 мест, сноуборд-парк на 15 000
мест и фристайл-центр на 14 000 мест в урочище Роза Хутор;
- комплекс для соревнований по лыжным гонкам и биатлону
на 16 000 мест;
- санно-бобслейная трасса на 11
000 мест;
- комплексы трамплинов на 15 000 мест;
- горная Олимпийская деревня на 2600 мест
и ряд других.
Ввод в эксплуатацию строящегося совмещенного биатлонного
и лыжного комплекса запланирован на октябрь 2011 года. Первые тестовые
соревнования должны пройти в декабре 2011 года. Начато строительство
комплекса трамплинов, ввод объекта в эксплуатацию намечен на декабрь 2011 года,
проведение первых тестовых соревнований - на январь 2012 года. Ввод в
эксплуатацию комплекса объектов сноуборд-парка и фристайл-центра запланирован на сентябрь 2011 года.
В Красной Поляне начато строительство Олимпийской медиадеревни для 2000 журналистов. Ввод объекта в
эксплуатацию запланирован на август 2013 года.
На территории прибрежного кластера, в Имеретинской
низменности (в междуречье Мзымты и Псоу), ведется строительство главных спортивных
сооружений и объектов, обеспечивающих их функционирование, включая
гостиничные комплексы и объекты обслуживания.
В сентябре 2010 года состоялась торжественная церемония
закладки фундамента Центрального стадиона. В настоящее время выполняются
работы по возведению монолитных стеновых конструкций. При разработке проекта
стадиона была учтена необходимость его использования для проведения в 2018
году Чемпионата мира по футболу. Внутреннее пространство стадиона
предусмотрено трансформируемым (количество
зрительских мест во время Олимпийских игр - 40 000, в постолимпийский
период - 26 500, во время чемпионата мира - 46 000). Проект также учитывает
требования Международного паралимпийского комитета:
предусмотрены специальные места для маломобильных
групп (не менее 1% от общего числа зрительских мест), оборудованы десять специальных
подъемников. Строительство стадиона должно завершиться в 2013 году.
На Большой
ледовой арене для хоккея с шайбой завершены работы по возведению 5-го этажа,
ведется монтаж металлоконструкций купола и инженерных систем. Ввод объекта в
эксплуатацию запланирован на май 2012 года, первые тестовые соревнования должны
начаться в сентябре того же года.
Ведется монтаж
металлического каркаса Малой ледовой арены. Ввод объекта в эксплуатацию намечен
на август 2012 года, начало тестовых соревнований - на ноябрь 2012 года.
Завершены работы
по сооружению каркаса сборно-разборной Ледовой арены для кёрлинга. Ввод
объекта в эксплуатацию запланирован на июнь 2012 года, первые тестовые
соревнования начнутся в октябре 2012 года.
Завершается
монтаж металлоконструкций здания Ледового дворца спорта для фигурного катания
и соревнований по шорт-треку. Ввод объекта в эксплуатацию запланирован на
июль 2012 года, первые тестовые соревнования начнутся в ноябре того же года.
Завершается
возведение основных конструкций Крытого конькобежного центра. Ввод объекта в
эксплуатацию намечен на сентябрь 2012 года, проведение первых тестовых
соревнований - на декабрь 2012 года.
Создается входная зона с площадью перед железнодорожным и автобусным вокзалами и основной пешеходной
эспланадой, выходящей на Главную площадь Олимпийского парка.
Специализированным проектным бюро Tilke
GmbH & Co. KG (Германия) ведется проектирование гоночной трассы
«Формулы-1» на территории Олимпийского парка в Имеретинской низменности.
Заключено соглашение с организатором гонок «Формулы-1» о проведении
российского этапа указанных соревнований на специально подготовленной трассе
на территории Олимпийского парка начиная с 2014 года.
В северо-западной части Имеретинской низменности
разместятся основная Олимпийская деревня на 3000 мест, медиацентр,
трех-пятизвездочные
гостиницы для представителей Международного олимпийского комитета,
Олимпийской семьи и Паралимпийского комитета.
В восточной части Олимпийского парка будет создан первый
в России международный развлекательный тематический «Сочи-парк».
На юго-востоке Имеретинской низменности предусмотрено
строительство гостиничных комплексов с уровнем сервиса три-пять звезд.
В комплекс мероприятий по инженерной защите территории
Имеретинской низменности включено создание параллельно берегу моря прудов-регуляторов,
которые войдут в состав ландшафтного парка. Пруды будут способствовать улучшению
гидрологической ситуации, снижению антропогенной нагрузки и станут одним из
дополнительных факторов привлекательности территории.
Планируется строительство новой набережной протяженностью
более 7 км
и создание искусственных пляжей шириной до 50 м.
Подготовка к зимним Олимпийским играм 2014 года вошла в
решающую стадию, большинство олимпийских объектов через год-два будут сданы в
эксплуатацию.
Исключительно важно, что Олимпиада даст Сочи современные
технологичные объекты транспортной, инженерной, спортивной и гостиничной
инфраструктуры.
В целях обеспечения гармоничного и устойчивого развития Сочи
в градостроительной документации, разрабатываемой для будущей столицы зимних Олимпийских
игр 2014 года, предлагаются решения по использованию территорий и объектов в постолимпийский период.
Горные спортивные сооружения будут использоваться в
качестве тренировочных баз российских и зарубежных спортсменов, для активного
отдыха и занятий массовым спортом жителей Краснодарского края, России и гостей
из других стран.
Предусмотрено постолимпийское
использование горной Олимпийской деревни в качестве горноклиматического
курорта, насыщенного объектами гостиничной инфраструктуры, объектами
рекреации и развлечений.
Четырех- и пятизвездочные гостиничные комплексы в
Имеретинской низменности, так же как и в горной зоне, сохранят свое
назначение и обеспечат потребности города в курортно-гостиничных объектах высокого
класса обслуживания.
Территория трехзвездочных гостиниц в юго-восточной части
Имеретинской низменности будет реорганизована в полноценный жилой район с
развитой инфраструктурой, включающей школы, детские сады, общественные
центры. Предусмотрено перепрофилирование указанных гостиниц в жилые
многоквартирные дома.
Кварталы жилых апартаментов разместятся на территории трехзвездочных
гостиниц основной Олимпийской деревни в северо-западной части Имеретинской
низменности. На прилегающем земельном участке планируется строительство
крытого аквапарка, объектов социальной инфраструктуры и
административно-общественных зданий, временный грузовой порт Мзымта предполагается переоборудовать в центр парусного
спорта и яхт-клуб.
Комплекс объектов Олимпийского парка будет частично перепрофилирован
в многофункциональный общественно-развлекательный и деловой центр. При этом основные
объекты останутся спортивными.
Малую ледовую арену для хоккея с шайбой, Ледовую арену
для кёрлинга, тренировочную ледовую арену и тренировочный центр для фигурного
катания, которые возводятся с применением сборно-разборных конструкций,
предполагается демонтировать и в дальнейшем эксплуатировать в других регионах
России.
Крытый конькобежный центр в постолимпийский
период будет использоваться в качестве выставочного комплекса, технологически
и планировочно связанного с торгово-развлекательным
центром, в который будет переоборудован главный медиацентр.
Многочисленные объекты, строительство и реконструкция
которых предусмотрены на территории Сочи в целях создания условий для эффективного
функционирования спортивных комплексов и успешного проведения XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр (гостиничная сеть, объекты
культурно-делового назначения, морские порто-пункты,
железнодорожные станции, жилые микрорайоны и т.д.), сохранят свое назначение
и в постолимпийский период.
|