журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




Юрий Менчиц, начальник архитектурного отдела ГК «Олимпстрой»

Евгений Табориский, главный специалист архитектурного отдела ГК «Олимпстрой»

 

Сочи-2014.

Парк скульптур в Олимпийском парке Размышления

 

Сверкающе-белые заснеженные вершины Кавказских гор и вечно зеленое, с пальмами и кипарисами, побережье Черного моря... Стремительные и неудержимые ледяные потоки, несущиеся вниз между отвесными, напирающими друг на друга кручами, и неохватная глазом ровная и спокойная долина там, где эти потоки сливаются с теплыми морскими волнами…

Величественная и манящая картина, созданная самой природой. Именно она стала главным вдохновителем идеи проведения в городе Сочи зимних Олимпийских игр.

Уникальные природные особенности предопределили и подход к структуре размещения различных олимпийских объектов, предусматривающей формирование для них двух обширных разнесенных в пространстве территорий, так называемых прибрежного (в Имеретинской низменности) и горного (в Красной Поляне) кластеров.

Одной из отличительных черт Олимпиады «Сочи-2014» именно как зимней является создание на территории Имеретинской низменности грандиозного по своим масштабам (площадью порядка 200 га) Олимпийского парка. Такой объект при подготовке к проведению зимних Игр создается впервые и не имеет аналогов в мире.

Парк, по сути, является композиционным и смысловым ядром, включающим все спортивные объекты прибрежного кластера, различные рекреационные и общественные пространства, объединяющим их как с Олимпийской деревней, так и с множеством жилых поселков, гостиничных комплексов, крупных дорожно-транспортных узлов, магистралей, улиц, других объектов и элементов инфраструктуры этой части города. В основе решений лежат приемы экологической архитектуры, применяемые для формирования искусственного ландшафта и позволяющие смягчить урбанистический пейзаж, сделать обширное пространство средой, сомасштабной человеку.

Определяющей образной доминантой при формировании пространства Олимпийского парка стала тема «Река», в некотором смысле рожденная самой природой. Авторы проекта парка отразили ее в динамичном планировочном рисунке, подчиненном единому лейтмотиву и продиктованном логикой движения людского потока к ключевому месту - Главной Олимпийской площади. С естественностью реки, устремленной с гор к морю, поток зрителей спускается по пологим ступеням от здания железнодорожного вокзала, расположенного на самой высокой точке Олимпийского парка, подпитываясь «ручьями», направляющимися от автобусных станций, и проходит через главную входную зону. Затем с помощью планировочно-композиционных решений людской поток дробится на множество ручейков, которые поочередно вновь вливаются в общую канву движения, продвигаясь между берегами - пологим восточным и более высоким западным. И все дальше и дальше - к главным спортивным объектам.

В первоначальный творческий замысел жизнь вносила свои коррективы. По различным объективным причинам менялись условия и требования, трансформировались границы проектирования. После принятия решения о размещении в пространстве Олимпийского парка гоночной трассы «Формулы-1» с трибунами и множеством технических сооружений пришлось практически «по живому» перекраивать общую планировку участков, отведенных для различных объектов, в частности для Парка скульптур. Ведь именно на западном «берегу», где авторы проекта намеревались поместить тематически связанную с традициями олимпийского движения основную часть Парка скульптур, теперь разместится 420-метровая главная зрительская трибуна «Формулы-1» высотой более 22 метров.

Все это определило необходимость пересмотра самого подхода к решению задачи формирования привлекательной, интересной и комфортной среды на значительном и, главное, весьма протяженном пространстве. Выработалось более острое решение расположения камерных объектов, и в первую очередь художественных объемно-пространственных композиций. Они «разнесутся течением» по всей территории Олимпийского парка: начиная с входной зоны, через «русло» парка «Река» и Аванплощадь - к Главной Олимпийской площади.

Как и весь Олимпийский парк, Парк скульптур - первый опыт подобного рода в рамках проведения зимних Олимпийских игр. Проектируется он как элемент, важный для художественно-образного восприятия значительной по площади и значимой по градостроительному и смысловому наполнению территории Олимпийского парка и всей Имеретинской низменности, более того - как часть культурной программы зимних Олимпийских и Паралимпийских игр, и несомненно будет способствовать общей атмосфере праздника и формированию позитивных впечатлений у участников, гостей соревнований и миллионов телезрителей по всему миру.

Помимо эмоционально-эстетической роли Парк скульптур несет и ряд функциональных нагрузок. Среди них дополнительные возможности организации потоков посетителей: как пространственно - по направлениям движения, так и по времени прохода территории протяженностью более полутора километров с учетом остановок для ознакомления с различного рода дизайнерскими арт-объектами и кинетическими декоративными скульптурами и возможного участия в их функционировании.

Кроме того, наполняющие парк произведения в зависимости от их масштаба, пластических особенностей и эмоционального воздействия могут успешно выполнять функции визуального разграничения пространства, зонирования территории, акцентирования внимания на ее определенных участках, декорирования и украшения отдельных объектов.

Частичное изменение первоначальной композиционной структуры Олимпийского парка в значительной мере отразилось и на организации Парка скульптур. Изменилось не только его планировочное решение, был пересмотрен подход к идеологии, тематике и пластической форме самих художественных произведений. По замыслу это уже не столько камерные скульптуры, выполненные в камне и металле, но созданные на острие мировых тенденций объемно-пространственные композиции, отражающие современные подходы к формообразованию, цветовому и световому восприятию, многоплановой и чувственной выразительности.

Средовая скульптура сегодня - это, пожалуй, один из самых важных элементов, придающих окружающему человека пространству эстетический и духовный смысл. Художественная форма такой скульптуры определяется особенностями пространства, т.е. свойствами самой среды, актуальными идеями, потребностями современной жизни, в определенной мере - достижениями науки и техники. Никакое новаторство в искусстве средовой скульптуры не может претворяться в жизнь, не согласуясь с диалектикой этих составляющих.

И в этой связи перед авторами проекта Олимпийского парка встает ряд вопросов. Каковы особенности пластики современной скульптуры и в чем ее отличие от объектов средового дизайна? Где проходит граница между средовой скульптурой и пространственными направлениями искусства, возникшими в XX веке: ленд-артом, инсталляцией и т.д.? Как развитие отечественной скульптуры соотносится с мировыми трендами? Окончательные ответы на эти вопросы, вероятно, не сможет дать даже полноценная реализация творческого замысла. Но стремление двигаться вперед в творчестве приближает к их постижению.

Основная тематическая нить при создании объемно-пространственных композиций Парка скульптур определяется на основе тематического решения Олимпийского парка как парка «Река». Тем более что композиционные, планировочные, стилистические приемы, примененные в проекте Олимпийского парка как объекта ландшафтной архитектуры, в значительной степени отвечают заявленной теме в ее образном переосмыслении. При этом отнюдь не подразумевается отражение в дизайнерских и скульптурных произведениях темы реки в буквальном ее понимании. Авторы-архитекторы Олимпийского парка не ставили перед собой задачу так узко. На самом деле тема для Парка скульптур скорее задается понятиями «пространство», «движение», «цель», и ее раскрытие предусматривается в максимально общем и широком смысле (к примеру, образное отражение стихий, сил природы и даже человеческих эмоций).

Очень важно, чтобы при всей широте и объемности такого подхода тема находила выражение не только в пластических и композиционных решениях, но и в материале, из которого создается произведение, и в технологиях, предусматриваемых для специальных эффектов. Их выбор неограничен. Главное - выразительность и, как ни банально это звучит, современность формы, конструктивных и технических решений с учетом природных и климатических особенностей региона.

Заманчиво и другое. Определенный интерес для посетителей Олимпийского парка должна представлять возможность не только осматривать произведения средового дизайна или декоративной скульптуры, фотографироваться возле них или «с ними». Привлекает и завораживает соучастие в «жизни» такого произведения. Конечно, формообразование и пластика арт-объекта сами по себе могут быть весьма выразительны и динамичны. Однако в современной жизни человеку - и маленькому, и взрослому - очень хочется самому быть причастным к «рождению чуда». Ветер, сила гравитации, а тем более возможность одним прикосновением руки изменить структуру, цвет, форму, вызвать к жизни звуки, свет или потоки воды в кинетической скульптуре порождают у зрителя восторг и эмоциональный подъем. Помещение подобных произведений в Олимпийском парке - весьма уместное и, как представляется, удачное решение.

Парк скульптур - это своего рода музей арт-объектов, современных художественных и дизайнерских произведений под открытым небом. Непросто, но так интересно на большой и все же ограниченной территории Олимпийского парка отразить изменяющееся мировоззрение, полноценно и достойно продемонстрировать разные грани российской культуры, ее высокий творческий потенциал.

Формирование коллекции парка предполагает целый ряд взаимоувязанных оригинальных решений. Это не только скульптурные композиции, расставленные на дорожках, площадях и озелененных участках Олимпийского парка. Современный подход предполагает возможность размещения произведений на горизонтальной поверхности, на специальных конструкциях и даже в воздухе или во временном пространстве.

При этом абсолютно неприемлемо хаотичное механическое размещение скульптурных композиций, взятых из других объектов. Концепция формирования Парка скульптур изначально предполагает полноценную гармоничную интеграцию художественных произведений в общее пространство с учетом их тематической, пластической и композиционной уникальности. Необходимо создать эстетически и эмоционально привлекательную художественную среду, деликатно и тонко интегрированную в пространство архитектурного объекта, в данном случае Олимпийского парка, и гармонично наполняющую его.

В целом масштаб и диапазон произведений для Парка скульптур столь широки, что позволяют предполагать участие в этой работе самых разных, с точки зрения творческого подхода и индивидуальной манеры, авторов. Единственным непременным условием является художественная одаренность. Ведь всесторонне проявить себя в этом своего рода творческом соревновании на острие современных тенденций развития искусства, максимально ответить на поставленные задачи, ярко отразить свое ощущение времени и в доступной для соучастия и сопереживания форме выразить свои чувства дано лишь поистине талантливым людям.

Формы вовлечения таких одаренных мастеров в процесс создания олимпийского праздника могут быть различными. Современный международный опыт в этом плане весьма обширен. Это и проведение творческих семинаров для сотен мастеров из многих стран мира с их разнообразными школами и подходами к скульптуре, как происходило в Пекине и Сеуле. Это и формирование коллекции произведений известнейших художников эпохи в пространстве специально задуманного и спроектированного для этого ландшафтного объекта, как было сделано в Сиэтле. (В этом городе пока не проходили Олимпийские игры, но опыт создания в Сиэтле Олимпийского парка скульптур продемонстрировал новое видение современного искусства вне музейных стен, предопределил кардинально новый подход к проектированию данных объектов.) Это и создание единичных мегаобъектов, как было в Афинах и Барселоне и как будет в Лондоне, где запроектирована 115-метровая металлическая инсталляция ArcelorMittal Orbit, которая на 38 метров превзойдет по высоте нью-йоркскую статую Свободы и приблизится по «росту» к египетским пирамидам.

Каждая страна - организатор Олимпийских игр старается привнести в антураж крупнейших спортивных состязаний что-то новое, неповторимое. Каждый раз не только решаются задачи формирования архитектурного пространства, но и делается все возможное для создания единственного в своем роде, незабываемого образа прекрасного праздника и города-устроителя.

Говоря о возможности работы художников в Олимпийском парке в Сочи, прежде всего необходимо учитывать, что сам Олимпийский парк - это уникальный архитектурный объект, проект которого создавался авторским коллективом архитекторов и дизайнеров в весьма непростых условиях с многократно менявшимися вводными. С учетом этого, в стремлении максимально упростить форму общения, сблизить позиции в понимании и восприятии общей цели, в процессе создания сочинского Парка скульптур предусмотрено прямое творческое взаимодействие зодчих и авторов художественных композиций. С точки зрения профессиональной этики и здравого смысла, значение мнения авторов-архитекторов Олимпийского парка о соответствии дизайнерских и скульптурных произведений общей концепции трудно переоценить. Необходимо четко представлять масштабы территории, ее планировочную структуру, особенности организации рельефа, принципы застройки, функциональные требования, чтобы понимать проблему целостного восприятия художественных произведений. От архитекторов требуется максимально полное изложение своего видения ситуации, от художников – яркие, оригинальные пластические решения, дальнейшая совместная проработка которых должна привести к желаемому результату. И тогда посещение Парка скульптур, соприкосновение с наполняющими его произведениями станет настоящим событием и надолго сохранится в памяти участников Игр и гостей олимпийского Сочи.

 

 

© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.