журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




Мезон-Лаффит - «лошадиная история»,

или «Вишневый сад» по-французски

Светлана Амурская, собственный корреспондент журнала «ЛА» в Париже

      Небольшой и уютный Мезон-Лаффит, один из пригородов Парижа, знаменит дважды: благодаря замку Мезон - настоящему шедевру архитектуры XVII века - и благодаря тому, что этот город традиционно связан с конным спортом. В 1992 году он официально получил номинацию уникального во Франции «Города Лошади» (Cite du Cheval). Мезон-Лаффит сегодня можно по праву назвать настоящим раем для лошадей и их владельцев. Здесь созданы наилучшие условия для содержания животных, верховой езды и занятий конным спортом, подготовки профессиональных жокеев, проведения спортивных соревнований и скачек.

      Мезон-Лаффит одинаково привлекателен и для профессиональных наездников, и для любителей лошадей. И здесь важно отметить, что конный спорт во Франции уже не является привилегией аристократических слоев общества - сегодня это довольно демократичное и широко распространенное увлечение, доступное многим.

      Судьба Мезон-Лаффит, более половины площади которого занимает необычный коттеджный городок, возникший на территории Большого парка старинного имения, представляется очень любопытной и поучительной. В очередной раз мы можем убедиться в том, как важна «история места», и рассмотреть пример удачного использования ландшафтно-архитектурного памятника в процессе поиска градостроительных решений.

      Земли Мезон, расположенные в десяти километрах от Парижа, между лесом Сен-Жермен-ен-Ле и руслом Сены, с 1460 года принадлежали фамилии де Лонгёй. В 1642 году Рене де Лонгёй - состоятельный, честолюбивый и удачливый сеньор, занимавший многие важные посты при двух королях (председатель Парижского Верховного суда, управляющий замками Версаль и Сен-Жермен, суперинтендант финансов и др.), - пожелал заменить свой небольшой фамильный замок резиденцией, достойной принимать короля Франции, и пригласил в качестве архитектора Франсуа Мансара. Строительство продвигалось трудно, оформление интерьеров продолжалось три года. Наконец, в 1651 году де Лонгёй принимает здесь Анну Австрийскую, юного Людовика XIV, брата короля герцога Анжуйского и весь двор. Замок производит сильное впечатление и признается одним из красивейших в провинции Иль-де-Франс. Рене де Лонгёй получает право обнести свои владения стеной, и Мансар сооружает надежное ограждение с тремя въездными воротами, прокладывает длинную широкую въездную аллею (от Ворот короля и круглого въездного двора в северной части владения, у леса Сен-Жермен, - прямо к замку) и лучевые боковые аллеи, уходящие в дальние уголки Большого парка. Он возобновляет работы в огромном парке, оформляя его во французском стиле. Устанавливает гидравлическую машину, снабжающую имение водой, на берегу Сены сооружает купальни, украшенные скульптурой и фонтанами.

      В 1658-1660 годах Франсуа Мансар вновь работает в Мезоне. Он создает сложную анфиладу дворов строгой геометрической формы, в том числе парадный двор, ограниченный рвом и балюстрадами. Строит во втором дворе роскошные конюшни на 40 лошадей: комплекс включает двухъярусный павильон, своим решением напоминающий центральную часть замка, а также манеж, большую галерею и бассейн для водопоя. По красоте и богатству отделки это сооружение могло соперничать с королевскими конюшнями Версаля и знаменитыми конюшнями Шантийи, что подчеркивало значение лошадей для аристократического общества той эпохи.

      Изысканность и красота архитектуры сформировали особый аристократичный шарм этого не слишком большого замка, а широкие протяженные перспективы Большого парка придали ему истинное величие, сохранившееся до нашего времени.

 

      Внук первого владельца замка Жан Рене де Лонгёй, президент Французской академии, принимал в имении известных ученых, писателей и философов, в том числе Вольтера, друга хозяина и частого гостя в Мезоне (достоверно известно, что здесь Вольтером была создана эпическая поэма «Генриада», посвященная Генриху IV). Внимание просвещенного общества обеспечило замку особую репутацию. Увы, более поздние наследники не обладали состоянием, достаточным для его содержания, и в 1746 году было принято решение о продаже имения.

      Замок Мезон был настолько хорош, что Людовик XV дважды собирался приобрести его: в 1747 году для мадам Помпадур и в 1770 году для графини дю Барри. Однако покупатель находится только через тридцать лет. Это двадцатилетний брат короля Людовика XVI граф д’Артуа. Легкомысленный и увлекающийся (вспомним историю с замком Богатель!), он тратит баснословные средства на реконструкцию Мезона. Интерьеры решаются в неоклассическом стиле, демонтируются великолепные кованые решетки, установленные Мансаром в проемах вестибюля (сейчас они находятся в Лувре), Мезон роскошно декорируется.

      Прекрасные конюшни замка, разумеется, сыграли не последнюю роль в решении купить имение. Граф д’Артуа - страстный любитель верховой езды. Он тренируется на прекрасных лугах в пойме Сены и устраивает соревнования, в которых участвует сам король. В богато отреставрированных конюшнях содержатся около 30 великолепных английских скаковых лошадей.

      При Директории замок опустошен и выставлен на продажу. Цена имения столь высока, что даже выдвигается предложение разбить его на участки и продавать частями. Однако этого не случается: Мезон приобретает некий богатый коннозаводчик, поставляющий лошадей для армии, и в течение семи лет использует только конюшни и территорию имения. Затем он выгодно перепродает поместье маршалу Ланну, бесстрашному соратнику Наполеона, получившему титул герцога де Монтебелло. Маршал занимается благоустройством Большого парка площадью 300 га: высаживает тополя по плану, имитирующему расстановку войск в битве при Монтебелло, прокладывает новые аллеи, давая им названия в честь военных побед и славных генералов, разбивает площадь Наполеона (император - частый гость в замке). Он развивает четкую геометрическую планировку парка, которая впоследствии будет сохранена при застройке коттеджного городка. В 1818 году вдова маршала продает имение политику и государственному деятелю, управляющему Банком Франции Жаку Лаффиту.

      При Луи-Филиппе у Лаффита начинаются финансовые проблемы и, несмотря на помощь короля, он вынужден выставить имение на продажу. Не найдя покупателя на всю недвижимость, в 1833 году Лаффит, оставив в своем пользовании территорию площадью 33 га, делит Большой парк на участки и продает их под застройку особняками, организуя территорию в соответствии с популярным в то время английским принципом «городов-садов». Участки приобретали в основном преуспевающие парижане и театральные деятели, но были и более скромные покупатели. Лаффит создает ассоциацию собственников, «колонию, состоящую из загородных домов». Разработанный им строгий регламент обязывал застройщиков соблюдать ограничительные нормы по застройке и бережно сохранять многочисленные зарезервированные сегменты леса (регламент действовал 99 лет и решением членов ассоциации был продлен бессрочно!). В интересах новых резидентов Лаффит сносит конюшни Мансара и часть балюстрад, засыпает ров вокруг парадного двора, разбивает английский сад. Но в Большом парке он сохраняет аллеи с конными тропами и кольцевую конную тропу. Именно Жак Лаффит становится настоящим инициатором популяризации в Мезоне конного спорта. Он мечтает создать здесь тренировочный центр, сравнимый с центром в английском Ньюмаркете, проводит первые скачки и продает земли в пойме Сены под строительство ипподрома. Менее чем за десять лет в обиход вошло новое название города - Мезон-Лаффит, утвержденное в 1882 году официально.

      После смерти Лаффита его дочь продает замок, и тот переходит от владельца к владельцу. Постепенно замок ветшает, в то время как Большой парк становится престижным и любимым местом жительства представителей крупной буржуазии Второй Империи. Элегантные особняки, утопающие в зелени, прогулки верхом, конные клубы и тренировочные площадки, скачки, спектакли Комеди Франсэз на открытой сцене - все это привлекает публику, многие знаменитости покупают виллы в Мезон-Лаффит. Особенно важно, что благодаря регламентациям Жака Лаффита стиль жизни в Парке остается гарантированно неизменным.

      В 1877 году замок Мезон покупает русский художник немецкого происхождения Василий (Вильгельм) Громме. Однако, к сожалению, он заинтересован не в возрождении замка, а в получении прибыли от продажи дополнительных участков под застройку. Новый владелец уничтожает первый и второй дворы Мансара, ограждает оставшуюся территорию решеткой и вплоть до своей кончины (1900) совершенно не занимается замком. Мезон запущен настолько, что в 1904 году новый хозяин имения, некий строительный подрядчик, заявляет о своем намерении снести замок и разбить освободившуюся территорию под новые участки. Владельцы окружающих вилл шокированы этим решением и активно выступают за сохранение уникального сооружения. Подключается пресса, и в 1905 году Мезон выкупает государство. Замок включен в реестр Национальных музеев и уже с 1912 года открыт для широкой публики.

 

* * *

      Сегодня город Мезон-Лаффит насчитывает более 23 тысяч життелей, из которых 40% проживают на территории Большого парка. Здесь же обитают более 1600 пони и лошадей, которых регулярно выгуливают по аллеям и лужайкам или выводят на тренировки. Неудивительно, что муниципалитетом города разработан специальный регламент движения, предусматривающий приоритет всадников. В Мезон-Лаффит насчитывается множество конных клубов (там можно содержать лошадь, если у владельца нет личной конюшни). В городе имеется весь спектр соответствующих услуг: ветеринарные кабинеты и клиники, массажные и кинетерапевтические кабинеты, мастерские по изготовлению конной амуниции, салоны стрижки лошадей и фирмы, предоставляющие услуги по транспортировке животных. Гордостью Мезон-Лаффит является Центр подготовки скаковых лошадей и жокеев. Он занимает приблизительно треть территории города и предназначен для тренировок исключительно профессионалов. Скрытый от посторонних глаз зелеными лесными массивами, раскинувшимися на песчаных почвах, Центр предоставляет прекрасные условия для подготовки жокеев высшего класса и тренировки скаковых лошадей. Песчаные и травяные дорожки, в том числе самый длинный в мире трек (2200 метров), паркуры, манежи, тренировочные круги, наборы препятствий - здесь есть все для подготовки чемпионов, и их немало среди воспитанников Центра. С первыми лучами солнца тренировочные площадки наполняются стуком копыт и дыханием лошадей.

      Стиль города Мезон-Лаффит и его особая атмосфера сохраняются неизменными вот уже более ста лет - так же, как неизменны аристократичная любезность жителей города и их верность увлечению конным спортом. Здесь смотрится органично симбиоз неброской природы и изысканных строений. Запахи конюшен, смешанные с лесными ароматами и речной свежестью, красота великолепных животных и сдержанное достоинство наездников... Думается, что не только обитатели, но и многочисленные гости Мезона признательны бывшим владельцам имения за их любовь к изысканной архитектуре, хороший вкус, уважение к истории и природе. И особенно благодарны за прекрасную идею сохранения индивидуальности города и развития его специализации на основе исторически сложившихся традиций и с использованием элементов старинного парка и природного ландшафта.

 

* * *

Замок Мезон - одно из немногих законченных и сохранившихся в изначальном виде творений Франсуа Мансара (Francois Mansart или Mansard, 1598-1666), считающегося крупнейшим мастером французского барокко и давшего начало традициям классицизма во Франции. Мансар имел репутацию чрезвычайно требовательного и, как следствие, очень дорогого архитектора. Его строения обходились заказчикам в баснословные суммы и были доступны только избранным. Многие сооружения неоднократно перестраивались самим автором, другие остались недостроенными и впоследствии были завершены или перестроены другими архитекторами. Именно благодаря Мансару в обиход вошел термин «мансарда», так как практически во всех своих проектах он использовал традиционную для Франции крутую крышу, позволявшую устаивать под стропилами жилые помещения. Стоит упомянуть и внучатого племянника мастера Жюля Ардуэн-Мансара (Jules Hardouin-Mansart) - придворного архитектора Людовика XIV, завершившего строительство Большого Трианона в Версале, создателя Собора Дома инвалидов, комплекса площади Побед и Вандомской площади в Париже, унаследовавшего коллекцию планов и чертежей Ф. Мансара и использовавшего их в своей работе.

 

* * *

В архитектуре замка Мезон очевидно просматривается немалое сходство с барочным крылом королевского замка в Блуа, выстроенного Мансаром для герцога Гастона Орлеанского.

Интересно структурное решение интерьеров замка. Лестничный объем смещен в сторону относительно центрального павильона и делит замок на четыре апартамента.

На первом этаже слева находятся апартаменты Рене де Лонгёй, включающие салон с камином, украшенным барельефами работы Жиля Герена (Gilles Guerin), прославляющими победы Людовика XIII в тридцатилетней войне. Неоклассические апартаменты графа д’Артуа, расположенные справа, состоят из столовой офицеров, летней столовой и салона для игр, отделанных искусственным мрамором.

На втором этаже слева находятся так называемые итальянские апартаменты, оформленные Франсуа Мансаром. Они состоят из большого верхнего зала, украшенного выполненными в XVIII веке на мануфактуре Гобеленов шпалерами; комнаты короля с альковом; двухъярусного итальянского кабинета и миниатюрного овального зеркального кабинета. Справа от большой лестницы над апартаментами графа д’Артуа находятся комнаты маршала Ланна, ранее называвшиеся покоями королевы.

Третий этаж центрального павильона занимает помещение, называемое обсерваторией.

Особенно восхищает решение парадного вестибюля. Дорические колонны, многочисленные пилястры и филенки, пышно украшенный свод придают монохромному интерьеру барочную пышность. По эскизам Жака Саразэна (Jacques Sarazin) Жилем Гереном выполнены орлы и барельефы сводов, символизирующие четыре стихии.

Большая лестница украшена помещенными в простенках над сандриками фигурками путти работы Филиппа де Бюистэ (Philippe de Buyster) по эскизам Жака Саразэна и медальонами с изображениями Аполлона и Дианы.

 

 

© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.