«Творить новое надо новыми средствами», - утверждал
Александр Родченко, один из основоположников русского конструктивизма. Статью,
приуроченную к юбилейной дате, хочется начать с разговора о фотографии. Несмотря
на творческую универсальность, именно в фотоискусстве Родченко достиг
наиболее впечатляющих результатов.
В 1826 году Жозеф Нисефор Ньепс выполнил так
называемый «солнечный рисунок», засвечивая покрытую природным асфальтом свинцовую
пластинку в течение восьми часов. Полученное изображение - «Вид из окна» - принято
считать первым фото. Возможность фиксации реальности поражала, ею не
преминули воспользоваться художники. Первоначально фотографию использовали лишь
в качестве подготовительной стадии при создании живописных и скульптурных
работ, но уже в начале ХХ века она стала
рассматриваться как современный самостоятельный способ создания художественных
произведений.
«Фотографический язык, стиль Родченко легко узнают
среди работ мастеров ХХ века. В
его фотографиях сплавились опыт художника-беспредметника (одного из лидеров
геометрической абстракции в русском авангарде 1920-х годов), изобретателя
пространственных композиций и предметов быта, достижения кинематографии и
полиграфического конструктивизма, становление массовой фотографии и
фотожурналистики, прогресс фототехники» - так охарактеризовал искусство
своего деда Александр Лаврентьев (см. «Александр Родченко. Фотография
- искусство». М.: Издательская программа «Интерроса»,
2006. С. 11).
Александр Михайлович Родченко оставил значительное
творческое наследие: в течение всей жизни он собирал архив, вел записи. После
его смерти в 1956 году эти материалы бережно хранила его супруга - известный
художник Варвара Степанова, впоследствии изучением архива вплотную занялся Александр
Лаврентьев. В результате было издано несколько книг, произведения Родченко продолжают
регулярно экспонироваться. Примечательно, что первая монография была
посвящена именно фотоискусству мастера. Она была выпущена в советский период,
в 1964 году, но за рубежом - в Париже, в серии «Художественная фотография»,
которая представляла работы мировых знаменитостей.
Родченко понимал искусство как способ познания мира,
сопоставимый по своему значению и возможностям с наукой. Он критически
относился к освоению исторического наследия, его интересовали открытия и
новизна, изобретательство и конструирование как средства художественной
выразительности. Эта позиция нашла отражение в его статьях, докладах и
выступлениях, а также в дневнике (как он шутил, «в переписке с самим собой»).
Родченко родился в Петербурге в 1891 году, его отец -
из безземельных крестьян Вяземского уезда Смоленской губернии, мать - прачка.
Отец работал бутафором в Русском клубе на Невском проспекте. В 1901 году семья
переехала в Казань. Затем - смерть отца, учеба вольнослушателем в Казанской
художественной школе, где среди педагогов был Николай Фешин.
В 1914 году Родченко присутствовал на вечере в Дворянском собрании, где
выступали Владимир Маяковский, Василий Каменский и Давид Бурлюк,
в этом же году он получил удостоверение об окончании художественной школы. В
1916 году, после неудачи с Московским училищем живописи, ваяния и зодчества,
поступил в Строгановское училище. Участвовал в Первой
мировой войне в составе санитарной службы.
А далее - жизнь типичного
представителя советского авангарда первых послереволюционных десятилетий, в
которой творчество сочеталось с бурной, насыщенной событиями общественной
деятельностью. Здесь и работа в
отделе ИЗО Наркомпроса, и приведение в порядок
коллекции прикладного искусства Саввы Морозова, и обследование школ
художественных ремесел, и прочее, и прочее.
В 1919 году Родченко стал членом ЖИВСКУЛЬПТАРХа
- комиссии по живописно-скульптурно-архитектурному синтезу и занялся
разработкой экспериментальных архитектурных проектов,
среди которых были знаменитые газетные агиткиоски.
Преподавание во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе,
участие в выставках, эксперименты с фотомонтажом, агитплакаты
и реклама с текстами Маяковского, работа над декорациями к спектаклям и
фильмам, киноплакаты, роспись здания Моссельпрома и многое другое - все это сжато в два
десятилетия.
Дружба с Владимиром Маяковским и сотрудничество с журналами
«ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ» - вехи для Родченко как личности. Стоит вспомнить, что знаковый
для конструктивизма интерьер Рабочего клуба на Международной выставке
декоративных искусств и художественной промышленности в Париже 1925 года был
разработан Родченко по предложению Маяковского.
В 1926 году во втором номере журнала «Советское
фото» была напечатана статья Осипа Брика «Фотокадр против картины», а в
качестве иллюстраций - два снимка Родченко: зимний пейзаж с уходящими вдаль
крышами домов и зимний дворик. Если проанализировать постулаты Родченко, то
понятно, почему фотография победила.
Родченко декларировал новое течение беспредметного
искусства, «линиизм», как художественную программу.
«Построить линии на закономерном математическом соотношении и тем самым
достичь точного учета форм не в ущерб художественности» - задача его цикла
«Гравюры - чертежи» 1921 года.
А в теоретическом манифесте «Линия», написанном по
заказу ИНХУКа, он провозглашает линию элементом, «с
помощью которого только и можно конструировать и созидать, тем самым
отбрасывая всякую эстетику и стиль, потому что все, загораживающее
конструкцию, есть стиль (например, квадрат Малевича)».
В 1970-х годах итальянская фирма «L’Arte Luce» реконструировала,
выполнив из матового светотехнического пластика, один из светильников Родченко
1920-х годов как пример определенного направления в искусстве - конструктивизма.
Родченко не учел такой парадокс: отрицание стиля привело к появлению нового стиля.
Интерьер Рабочего клуба для Парижской выставки,
предметно-пространственная среда фильмов «Журналистка» Л. Кулешова (1926-1927),
«Кукла с миллионами» С. Комарова (1928) и «Альбидум» Л. Оболенского (1928) демонстрировали
дизайнерские идеи Родченко. «Все вещи построены на движущемся принципе». Складываются
и трансформируются стулья, кровати, столы, выполненные по чертежам художника.
Еще со времен оформления кафе «Питтореск» с Г. Якуловым, В. Татлиным и другими авангардистами (1917) он
создавал из выкроенных плоскостей оригинальные объемные светильники.
К сожалению, декорации, выполненные Родченко, ушли в
небытие, но его произведения в сфере рекламы, книжной графики и журнального
дизайна сохранились. Изобретенные им приемы стали общей практикой, среди них
- коллажи с использованием фотографий. С 1933 года Александр Родченко начал
работать художником-оформителем в журнале «СССР на стройке». Издание до сих
пор поражает динамикой подачи материала, пронзительностью как бы
остановленного кинокадра, смысловой монументальностью. Оно чутко фиксировало
и отражало время. На Родченко с начала 1930-х годов начались нападки,
посыпались обвинения в формализме. Но именно через его фотографии, а не через
убогие, несмелые, но якобы «реалистические» работы других фотографов мы
ощущаем и понимаем ту далекую действительность.
На 1930-е годы приходится основная доля
фоторепортажей Родченко. «Снимай жизнь, как она есть, никаких инсценировок.
Снимай быстро, по возможности незаметно. Побольше
оригинальности, остроты и неожиданности. Прежде чем снимать, познакомься с
тем, что будешь снимать» - его кредо. Родченко побывал на строительстве
Беломорканала и участвовал в издании книги к его открытию; для журнала
«Даешь» выполнил более 15 очерков: «Ботанический сад», «Завод АМО», «Текстиль» (Раменская текстильная фабрика),
«Зоосад», «Ясли», «Молокозавод» и другие. В архиве сохранилось несколько
корреспондентских удостоверений мастера: газеты «Вечерняя Москва», журналов
«Огонек», «Даешь», «Смена», «СССР на стройке». Снимал он, как правило, по
своему собственному плану, по своему ощущению. Отсюда и энергетика авторского
видения Александра Родченко, так привлекающая нас по сей
день.
Хочется привести выдержку из его записей: «Самые
интересные книги те, которые пишут не писатели, а люди, испытавшие многое и
видевшие и остро чувствующие. Кроме этого, они любят, ненавидят и многое хотят… Обязаны писать все, кто считает, что он думает
иначе. Записывайте, и Вы будете лучше, чем выдумывающие в кабинетах
аристократы духа» (Дневник. 1936). Приведенный отрывок очень характерен для
личности Родченко: он вроде бы о писателях, но в нем, как в зеркале, отразились
мироощущение мастера, его взгляды на жизнь и творчество.
В конце 1920-х Родченко обучал студентов полиграфического
факультета ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа фотограмме
(засвечивание фотобумаги с последующей обработкой реактивами), через которую
экспериментальным путем постигалась природа света и тени, черного и белого, их
борьба. Об этом вспоминал выдающийся оператор Сергей Урусевский,
снявший кинокартину «Летят журавли» (режиссер М. Калатозов).
Преподавал Родченко и на курсах «Союзфото», для
которых им была написана специальная программа по композиции. Существовала и
неформальная школа - беседы с молодыми и не очень коллегами, статьи в
журналах, выставки, выступления. Все это оказало заметное влияние на формирование
отечественной школы фотографии.
В дневнике Родченко
есть такая запись, сделанная в августе 1945 года: «Странная вещь. Я выращиваю
талантливых людей вопреки Советской власти и учу фотографов». Заклейменный
как «формалист», что чуть ли не до 1970-х годов рассматривалось почти как
синоним «врага народа», он учил тех, кто станет гордостью советского фотоискусства.
Эту линию деятельности Родченко продолжают московская Школа фотографии и
мультимедиа его имени.
Творчество мастера привлекает внимание современного
поколения художников разных направлений и профессий. Так, некоторое время
назад немецкими специалистами при финансовой поддержке SEPHEROT
Foundation (Лихтенштейн) была выполнена реконструкция
«Рабочего клуба» для выставки «От плоскости к пространству. Малевич и ранний
модернизм» в Кунстхалле в Баден-Бадене. Как известно, клуб никогда в СССР и России
не экспонировался: после окончания Парижской выставки 1925 года он был
передан коммунистической партии Франции. И вот 5 октября 2011 года
Государственная Третьяковская галерея получила в дар этот культовый объект
дизайна. В октябре же в Риме открылась выставка фоторабот мастера в рамках
года «Россия - Италия».
Ориентированные на будущее, креативные
идеи Александра Родченко и поныне востребованы мировым сообществом, и это
лучшее подтверждение их общекультурной значимости.
|