журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




Марина Терехович

АЛЕКСАНДР РОДЧЕНКО

К 120-летию со дня рождения

 

«Творить новое надо новыми средствами», - утверждал Александр Родченко, один из основоположников русского конструктивизма. Статью, приуроченную к юбилейной дате, хочется начать с разговора о фотографии. Несмотря на творческую универсальность, именно в фотоискусстве Родченко достиг наиболее впечатляющих результатов.

В 1826 году Жозеф Нисефор Ньепс выполнил так называемый «солнечный рисунок», засвечивая покрытую природным асфальтом свинцовую пластинку в течение восьми часов. Полученное изображение - «Вид из окна» - принято считать первым фото. Возможность фиксации реальности поражала, ею не преминули воспользоваться художники. Первоначально фотографию использовали лишь в качестве подготовительной стадии при создании живописных и скульптурных работ, но уже в начале ХХ века она стала рассматриваться как современный самостоятельный способ создания художественных произведений.

«Фотографический язык, стиль Родченко легко узнают среди работ мастеров ХХ века. В его фотографиях сплавились опыт художника-беспредметника (одного из лидеров геометрической абстракции в русском авангарде 1920-х годов), изобретателя пространственных композиций и предметов быта, достижения кинематографии и полиграфического конструктивизма, становление массовой фотографии и фотожурналистики, прогресс фототехники» - так охарактеризовал искусство своего деда Александр Лаврентьев (см. «Александр Родченко. Фотография - искусство». М.: Издательская программа «Интерроса», 2006. С. 11).

Александр Михайлович Родченко оставил значительное творческое наследие: в течение всей жизни он собирал архив, вел записи. После его смерти в 1956 году эти материалы бережно хранила его супруга - известный художник Варвара Степанова, впоследствии изучением архива вплотную занялся Александр Лаврентьев. В результате было издано несколько книг, произведения Родченко продолжают регулярно экспонироваться. Примечательно, что первая монография была посвящена именно фотоискусству мастера. Она была выпущена в советский период, в 1964 году, но за рубежом - в Париже, в серии «Художественная фотография», которая представляла работы мировых знаменитостей.

Родченко понимал искусство как способ познания мира, сопоставимый по своему значению и возможностям с наукой. Он критически относился к освоению исторического наследия, его интересовали открытия и новизна, изобретательство и конструирование как средства художественной выразительности. Эта позиция нашла отражение в его статьях, докладах и выступлениях, а также в дневнике (как он шутил, «в переписке с самим собой»).

Родченко родился в Петербурге в 1891 году, его отец - из безземельных крестьян Вяземского уезда Смоленской губернии, мать - прачка. Отец работал бутафором в Русском клубе на Невском проспекте. В 1901 году семья переехала в Казань. Затем - смерть отца, учеба вольнослушателем в Казанской художественной школе, где среди педагогов был Николай Фешин. В 1914 году Родченко присутствовал на вечере в Дворянском собрании, где выступали Владимир Маяковский, Василий Каменский и Давид Бурлюк, в этом же году он получил удостоверение об окончании художественной школы. В 1916 году, после неудачи с Московским училищем живописи, ваяния и зодчества, поступил в Строгановское училище. Участвовал в Первой мировой войне в составе санитарной службы.

А далее - жизнь типичного представителя советского авангарда первых послереволюционных десятилетий, в которой творчество сочеталось с бурной, насыщенной событиями общественной деятельностью. Здесь и работа в отделе ИЗО Наркомпроса, и приведение в порядок коллекции прикладного искусства Саввы Морозова, и обследование школ художественных ремесел, и прочее, и прочее.

В 1919 году Родченко стал членом ЖИВСКУЛЬПТАРХа - комиссии по живописно-скульптурно-архитектурному синтезу и занялся разработкой экспериментальных архитектурных проектов, среди которых были знаменитые газетные агиткиоски.

Преподавание во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе, участие в выставках, эксперименты с фотомонтажом, агитплакаты и реклама с текстами Маяковского, работа над декорациями к спектаклям и фильмам, киноплакаты, роспись здания Моссельпрома и многое другое - все это сжато в два десятилетия.

Дружба с Владимиром Маяковским и сотрудничество с журналами «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ» - вехи для Родченко как личности. Стоит вспомнить, что знаковый для конструктивизма интерьер Рабочего клуба на Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в Париже 1925 года был разработан Родченко по предложению Маяковского.

В 1926 году во втором номере журнала «Советское фото» была напечатана статья Осипа Брика «Фотокадр против картины», а в качестве иллюстраций - два снимка Родченко: зимний пейзаж с уходящими вдаль крышами домов и зимний дворик. Если проанализировать постулаты Родченко, то понятно, почему фотография победила.

Родченко декларировал новое течение беспредметного искусства, «линиизм», как художественную программу. «Построить линии на закономерном математическом соотношении и тем самым достичь точного учета форм не в ущерб художественности» - задача его цикла «Гравюры - чертежи» 1921 года.

А в теоретическом манифесте «Линия», написанном по заказу ИНХУКа, он провозглашает линию элементом, «с помощью которого только и можно конструировать и созидать, тем самым отбрасывая всякую эстетику и стиль, потому что все, загораживающее конструкцию, есть стиль (например, квадрат Малевича)».

В 1970-х годах итальянская фирма «L’Arte Luce» реконструировала, выполнив из матового светотехнического пластика, один из светильников Родченко 1920-х годов как пример определенного направления в искусстве - конструктивизма. Родченко не учел такой парадокс: отрицание стиля привело к появлению нового стиля.

Интерьер Рабочего клуба для Парижской выставки, предметно-пространственная среда фильмов «Журналистка» Л. Кулешова (1926-1927), «Кукла с миллионами» С. Комарова (1928) и «Альбидум» Л. Оболенского (1928) демонстрировали дизайнерские идеи Родченко. «Все вещи построены на движущемся принципе». Складываются и трансформируются стулья, кровати, столы, выполненные по чертежам художника. Еще со времен оформления кафе «Питтореск» с Г. Якуловым, В. Татлиным и другими авангардистами (1917) он создавал из выкроенных плоскостей оригинальные объемные светильники.

К сожалению, декорации, выполненные Родченко, ушли в небытие, но его произведения в сфере рекламы, книжной графики и журнального дизайна сохранились. Изобретенные им приемы стали общей практикой, среди них - коллажи с использованием фотографий. С 1933 года Александр Родченко начал работать художником-оформителем в журнале «СССР на стройке». Издание до сих пор поражает динамикой подачи материала, пронзительностью как бы остановленного кинокадра, смысловой монументальностью. Оно чутко фиксировало и отражало время. На Родченко с начала 1930-х годов начались нападки, посыпались обвинения в формализме. Но именно через его фотографии, а не через убогие, несмелые, но якобы «реалистические» работы других фотографов мы ощущаем и понимаем ту далекую действительность.

На 1930-е годы приходится основная доля фоторепортажей Родченко. «Снимай жизнь, как она есть, никаких инсценировок. Снимай быстро, по возможности незаметно. Побольше оригинальности, остроты и неожиданности. Прежде чем снимать, познакомься с тем, что будешь снимать» - его кредо. Родченко побывал на строительстве Беломорканала и участвовал в издании книги к его открытию; для журнала «Даешь» выполнил более 15 очерков: «Ботанический сад», «Завод АМО», «Текстиль» (Раменская текстильная фабрика), «Зоосад», «Ясли», «Молокозавод» и другие. В архиве сохранилось несколько корреспондентских удостоверений мастера: газеты «Вечерняя Москва», журналов «Огонек», «Даешь», «Смена», «СССР на стройке». Снимал он, как правило, по своему собственному плану, по своему ощущению. Отсюда и энергетика авторского видения Александра Родченко, так привлекающая нас по сей день.

Хочется привести выдержку из его записей: «Самые интересные книги те, которые пишут не писатели, а люди, испытавшие многое и видевшие и остро чувствующие. Кроме этого, они любят, ненавидят и многое хотят… Обязаны писать все, кто считает, что он думает иначе. Записывайте, и Вы будете лучше, чем выдумывающие в кабинетах аристократы духа» (Дневник. 1936). Приведенный отрывок очень характерен для личности Родченко: он вроде бы о писателях, но в нем, как в зеркале, отразились мироощущение мастера, его взгляды на жизнь и творчество.

В конце 1920-х Родченко обучал студентов полиграфического факультета ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа фотограмме (засвечивание фотобумаги с последующей обработкой реактивами), через которую экспериментальным путем постигалась природа света и тени, черного и белого, их борьба. Об этом вспоминал выдающийся оператор Сергей Урусевский, снявший кинокартину «Летят журавли» (режиссер М. Калатозов). Преподавал Родченко и на курсах «Союзфото», для которых им была написана специальная программа по композиции. Существовала и неформальная школа - беседы с молодыми и не очень коллегами, статьи в журналах, выставки, выступления. Все это оказало заметное влияние на формирование отечественной школы фотографии.

 В дневнике Родченко есть такая запись, сделанная в августе 1945 года: «Странная вещь. Я выращиваю талантливых людей вопреки Советской власти и учу фотографов». Заклейменный как «формалист», что чуть ли не до 1970-х годов рассматривалось почти как синоним «врага народа», он учил тех, кто станет гордостью советского фотоискусства. Эту линию деятельности Родченко продолжают московская Школа фотографии и мультимедиа его имени.

Творчество мастера привлекает внимание современного поколения художников разных направлений и профессий. Так, некоторое время назад немецкими специалистами при финансовой поддержке SEPHEROT Foundation (Лихтенштейн) была выполнена реконструкция «Рабочего клуба» для выставки «От плоскости к пространству. Малевич и ранний модернизм» в Кунстхалле в Баден-Бадене. Как известно, клуб никогда в СССР и России не экспонировался: после окончания Парижской выставки 1925 года он был передан коммунистической партии Франции. И вот 5 октября 2011 года Государственная Третьяковская галерея получила в дар этот культовый объект дизайна. В октябре же в Риме открылась выставка фоторабот мастера в рамках года «Россия - Италия».

Ориентированные на будущее, креативные идеи Александра Родченко и поныне востребованы мировым сообществом, и это лучшее подтверждение их общекультурной значимости.

 

 

© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.