Среди представителей не нуждающегося в особых
рекомендациях многосторонне
художественно одаренного рода Бенуа имя архитектора Алексея Леонтьевича на слуху менее всего. Объясняется это тем
обстоятельством, что значительную часть
своей жизни, завершившейся в самом начале XX века, он жил и работал не в
европейской части России, а на колониальной окраине тогдашней империи - в отдаленном
от метрополии Туркестанском крае, где оставил значительное творческое наследие.
В биографии А.Л. Бенуа много «белых пятен». Не
изучен период жизни архитектора сразу
после окончания Академии художеств. Скудны сведения о последних годах его
жизни в Красноводске, неизвестно точное место его захоронения. Мы почти ничего
не знаем о судьбе супруги и детей архитектора.
Родился Алексей Леонтьевич Бенуа 21 июня 1838 года
в семье чиновника
Общества Царскосельской железной дороги. Его отец
был старшим братом известного русского архитектора Николая Леонтьевича Бенуа.
А.Л. Бенуа поступает в Императорскую Академию
художеств, а 12 сентября
1865 года «во внимание к хорошим познаниям его в архитектуре и строительном искусстве,
доказанным классными программами и выдержанным экзаменом из наук» удостаивается звания свободного художника «с правом производить строения и вступать в
службу, какую пожелает».
В 1874 году А.Л. Бенуа приехал в Ташкент. В
феврале 1874 года на имя Туркестанского генерал-губернатора К.П. фон-Кауфмана
поступила бумага, в которой говорилось: «Ректор
Императорской Академии художеств, действительный статский советник Александр Иванович Резанов
рекомендует с отличной стороны, как хорошего художника, знающего дело
архитектора и честного человека Алексея Леонтьевича Бенуа». 20 июня 1874 года Бенуа был «определен на службу по военно-народному управлению в распоряжение
Туркестанского генерал-губернатора», а 8 февраля 1875 года назначен «членом Сыр-Дарьинской строительно-дорожной комиссии», где
сосредоточилась вся деятельность по руководству застройкой Ташкента.
8 мая того же года его командировали в распоряжение военного губернатора Семиреченской области в город Верный (ныне Алматы) для производства строительных работ. В 1875-1877 годах Алексей Бенуа занимался аранжировкой Казенного
сада в Верном, планировкой образцовой крестьянской деревни Казанско-Богородское (ныне с. Узун-Агач),
строительством здесь церкви, сельского училища, домов для переселенцев (совместно с П. Зенковым,
1876). Им спроектированы и построены мужская гимназия в Верном (совместно
с военным инженером С. Янчевским и городским архитектором П. Гурде), часовня на братской могиле павших в 1860 году в Узун-Агачском деле воинов. В Семиречье А.Л. Бенуа
впервые осуществил противоселевые
мероприятия и мероприятия по укреплению берегов горных речек, возводил дамбы.
Через два года в связи с образованием при областных правлениях
строительных отделений, возглавляемых военными инженерами, Бенуа
получил должность младшего архитектора Сыр-Дарьинской
области и возвратился в Ташкент.
В апреле 1879 года обладающий непростым характером, амбициозный
А.Л. Бенуа был вынужден покинуть государственную службу. Однако в конце 1882 года
он снова получает назначение в Заравшанский округ «на должность исправляющего делами младшего архитектора». Он уезжает в Самарканд,
где живет и трудится полных четыре года, после чего возвращается в
Ташкент и работает в основном как частный архитектор. Последние годы жизни
А.Л. Бенуа провел в Красноводске.
И работая на государственной службе, и после увольнения с нее, уже в
качестве частного архитектора, А.Л. Бенуа очень много проектировал, перерабатывал проекты по указаниям заказчиков, а главное - строил.
В списке реализованных им сооружений - и великолепные дворцы и особняки, и крошечное помещение караулки для шоссейных сторожей, и
номерные столбы при мостах и на шоссейных
дорогах. При этом архитектор придавал своим объектам самую разнообразную стилистическую окраску.
В 1877 году совместно с военным инженером-строителем
капитаном Белохой А.Л. Бенуа занимался переустройством
интерьера «Белого Дома» - резиденции Туркестанских
генерал-губернаторов. Здесь по его проекту был создан парадный Георгиевский зал. В 1883-1884 годах архитектор обогатил
одноэтажный фасад здания
прихотливым по рисунку резным деревянным декором в так называемом русском стиле.
В 1883 году А.Л. Бенуа принимал
участие в строительстве здания Ташкентской мужской гимназии, осуществляемом
по проекту военного инженера Янчевского; в
1881-1887 годах - в перестройке жилого дома полковника Тартаковского в Учительскую
семинарию. В 1896 году инженер Е.П. Дубровин по проекту Бенуа пристроил к западному крылу здания семинарии пятиглавую
домовую церковь во имя Св. Александра
Невского.
Из разработанных А.Л. Бенуа проектов жилых зданий
заслуживают внимания очень интересный проект особняка для К.А. Беньковского,
который предполагалось возвести в городе Аулиэ-Ата (1889), и «дом
переводчика Канцелярии начальника Аму-Дарьинского отдела Князя Абдул-Гани
Яушева» в Петро-Александровске (1896).
Когда в 1890 году праздновалось
25-летие присоединение Ташкента к России, в городском саду была организована
юбилейная кустарно-промышленная
выставка. Для нее по проекту А.Л. Бенуа были сооружены входные ворота со
стороны Константиновского сквера и, в
соавторстве с инженером Дубровиным, несколько павильонов, в декоративном
убранстве которых были использованы мотивы московской архитектуры XVII века. Ворота имели трехчастное деление с широкой центральной частью. Основным
материалом служил красный кирпич, на фоне которого выделялись светлые полуколонки, обрамление проемов, пояски. Перекрытие
центральной части, полотнища ворот и боковых калиток были деревянными,
покрытыми прихотливой фигурной резьбой.
Кованые фонари тонкого рисунка дополняли декоративный облик ворот, напоминавших иллюстрацию к сказке.
При рассмотрении особенностей застройки Туркестанского края следует выделить церковное зодчество. Одним из авторитетных
строителей, занимавшихся возведением здесь церквей, был гражданский инженер,
действительный статский советник
Вильгельм Соломонович Гейнцельман, с 1887 по
1902 год занимавший должность чиновника особых поручений по строительной части при Туркестанском генерал-губернаторе.
Второй видной фигурой на поприще строительства храмов в регионе признается
А.Л. Бенуа, служивший в тот период в
должности областного архитектора Сыр-Дарьинской
области, где принимал самое активное участие в проектировании и
возведении культовых сооружений во многих
селах, в частности в Чимкентском уезде. Им построены церковь Рождества
Богородицы в селе Вревском, Богородицко-Покровская
церковь в Дорофеевке, храмы в Тоболино, Обручевке, Первомаевке, Корниловке,
Ванновке, Балыкчи, Высоком, Белых
Водах и др.
Бенуа, принимая живейшее
участие в проектировании и строительстве церквей в городах и селениях Туркестанского края, демонстрирует в
собственноручно выполненных чертежах высокое графическое мастерство. Это можно сказать и обо всех
разработанных им проектах. «Обычно
небольшие по формату, проекты А.Л. Бенуа были красиво прорисованы и покрашены
акварелью в чистых, ярких тонах в общей зелено-коричневой гамме и наглядно
свидетельствовали о том, что их делал большой художник». (За прошедшие десятилетия многие чертежи
А.Л. Бенуа утеряли первоначальный вид; для сохранения этих свидетельств одной
из граней таланта архитектора необходимо выполнить их цветные фотокопии.)
В конце 70-х годов XIX века по
инициативе проповедника К.Х. Фрюауфа в Ташкенте были
собраны средства на строительство молитвенного дома для лютеран. Был объявлен
конкурс на лучший проект. По решению прихожан в конкурсе принял участие и
католик А.Л. Бенуа. Несмотря на то что проект Бенуа был
признан лучшим, он дорабатывал его
вплоть до 1896 года. В 1899 году строительство здания было завершено. В
архитектуре кирхи использованы мотивы прибалтийской готики, вход
подчеркивается высокой колокольней со шпилем, за которой находится основное помещение молитвенного дома с высокими
стрельчатыми окнами.
Талантливого архитектора привлекли также к проектированию и постройке дворца Великого
князя Николая Константиновича. Весь комплекс построек по проекту Бенуа был воздвигнут в 1889-1890
годах под руководством гражданского инженера В.С. Гейнцельмана. Дворец построен в романском
стиле и имеет в плане силуэт двуглавого орла. Он утопал в зелени тенистого парка, который
усиливал романтическую атмосферу, благодаря
чему здание воспринималось как роскошный загородный особняк. Скульптурные изображения собак
и оленей, голов
породистых коней дополняли эту картину.
Наиболее крупным и очень заметным архитектурным
произведением А.Л.
Бенуа в Туркестанском крае стал дворец эмира Сейид-Абдул-ал-Ахад-Богодур-Хана,
правившего Бухарским
ханством с 1885 по 1910 год. Проектирование и строительство этого великолепного, по
мнению специалистов, здания осуществлялось с конца 1893 по 1898 год.
9 ноября 1893 года из Новой Бухары (нынешний Каган)
инженер Гельман отправляет Алексею Леонтьевичу в Ташкент письмо: «Многоуважаемый Алексей Леонтьевич! Эмир намерен
строить новый дворец… Желательно было бы пригласить
Вас для этой работы... Одно из главных
условий заключается в том, чтобы по возможности поспешить с составлением
проекта и сметы, дабы затем неотлагательно приступить и к устройству дворца.
Разработку проекта будете делать в Бухаре при моем участии по личным
указаниям Эмира... Если Вы не имеете чего-либо лучшего, то думаю, что
упускать этот случай, который может Вас зарекомендовать в глазах Эмира, не
следует, а так как это дело спешное, то жду ответа от Вас телеграммой и по
возможности скорее».
Уже 25 ноября Алексей Леонтьевич прибыл в Бухару. А «1 декабря ездил... г.
Бенуа к Его Светлости Эмиру; 16 декабря г.
Бенуа представил эскиз дворца на одобрение Его Светлости; 27 декабря г. Бенуа
передан был одобренный Его Светлостью эскиз».
В плане дворец вытянут с юга на север
и представляет собой прямоугольник со сторонами 65 х 34 метра с
выступающими на восточном фасаде прямоугольными
объемами. Выполнен он в мавританском стиле, с богатыми орнаментальными
украшениями из алебастра. В орнаментике использованы местные мотивы, в том
числе и включения арабской эпиграфики с отдельными кораническими изречениями.
Живописность постройки усиливают многочисленные колонки и башенки. К сожалению, несмотря на подготовленный
специалистами проект реставрации, дворец, который являет собой
истинный шедевр архитектуры, ветшает и может навсегда утратить редкий по красоте
и стилю декор, выполненный по эскизам А.Л. Бенуа. А ведь эта жемчужина архитектуры вполне заслуживает быть внесенной в Список
Всемирного наследия ЮНЕСКО!
Говоря о наследии А.Л. Бенуа, нельзя обойти молчанием спроектированное
им здание железнодорожного вокзала в городе Красноводске. В «Путеводителе по
Туркестану и железным дорогам Ташкентской и Средне-Азиатской»
находим такие строки: «Станция Красноводск выделяется своим красивым вокзалом в мавританском стиле, живописно расположенным на высоком откосе, с террасой,
лестницами и узорчатыми мостовыми».
Умер Алексей Леонтьевич в 1902 году в Красноводске. Вот что писала в связи с его кончиной газета «Русский
Туркестан»: «25 сего мая скончался один из старых Туркестанских
деятелей, архитектор Туркестанского Таможенного
округа Алексей Леонтьевич Бенуа. Покойный родился в 1838 году; воспитание
получил в С.-Петербургской
Академии художеств. Начал службу с 1874 года при Канцелярии начальника края. Туркестанцы
знакомы с личностью покойного А.Л. по тем постройкам, которые
возведены по его проектам и отличаются художественностью и оригинальностью
замысла».
Произведения Алексея Леонтьевича Бенуа занимают значительное место среди
памятников архитектуры XIX века на
территории Средней Азии, его творчество заслуживает скрупулезного
исследования, а имя - известности.
|