журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




Эдуард Жданов

Архитектор Алексей Леонтьевич Бенуа.

 

Среди представителей не нуждающегося в особых рекомендациях многосторонне художественно одаренного рода Бенуа имя архитектора Алексея Леонтьевича на слуху менее всего. Объясняется это тем обстоятельством, что значительную часть своей жизни, завершившейся в самом начале XX века, он жил и работал не в европейской части России, а на колониальной окраине тогдашней империи - в отдаленном от метрополии Туркестанском крае, где оставил значительное творческое наследие.

В биографии А.Л. Бенуа много «белых пятен». Не изучен период жизни архитектора сразу после окончания Академии художеств. Скудны сведения о последних годах его жизни в Красноводске, неизвестно точное место его захоронения. Мы почти ничего не знаем о судьбе супруги и детей архитектора.

Родился Алексей Леонтьевич Бенуа 21 июня 1838 года в семье чиновника Общества Царскосельской железной дороги. Его отец был старшим братом известного русского архитектора Николая Леонтьевича Бенуа.

А.Л. Бенуа поступает в Императорскую Академию художеств, а 12 сентября 1865 года «во внимание к хорошим познаниям его в архитектуре и строительном искусстве, доказанным классными программами и выдержанным экзаменом из наук» удостаивается звания свободного художника «с правом производить строения и вступать в службу, какую пожелает».

В 1874 году А.Л. Бенуа приехал в Ташкент. В феврале 1874 года на имя Туркестанского генерал-губернатора К.П. фон-Кауфмана поступила бумага, в которой говорилось: «Ректор Императорской Академии художеств, действительный статский советник Александр Иванович Резанов рекомендует с отличной стороны, как хорошего художника, знающего дело архитектора и честного человека Алексея Леон­тьевича Бенуа». 20 июня 1874 года Бенуа был «определен на службу по военно-народному управлению в распоряжение Туркестанского генерал-губернатора», а 8 февраля 1875 года назначен «членом Сыр-Дарьинской строительно-дорожной комиссии», где сосредоточилась вся деятельность по руководству застройкой Ташкента.

8 мая того же года его командировали в распоряжение военного губернатора Семиреченской области в город Верный (ныне Алматы) для производства строительных работ. В 1875-1877 годах Алексей Бенуа занимался аранжировкой Казенного сада в Верном, планировкой образцовой крестьянской деревни Казанско-Богородское (ныне с. Узун-Агач), строительством здесь церкви, сельского училища, домов для переселенцев (совместно с П. Зенковым, 1876). Им спроектированы и построены мужская гимназия в Верном (совместно с военным инженером С. Янчевским и городским архитектором П. Гурде), часовня на братской могиле павших в 1860 году в Узун-Агачском деле воинов. В Семиречье А.Л. Бенуа впервые осуществил противоселевые мероприятия и мероприятия по укреплению берегов горных речек, возводил дамбы.

Через два года в связи с образованием при областных правлениях строительных отделений, возглавляемых военными инженерами, Бенуа получил должность младшего архитектора Сыр-Дарьинской области и возвратился в Ташкент.

В апреле 1879 года обладающий непростым характером, амбициозный А.Л. Бенуа  был вынужден покинуть государственную службу. Однако в конце 1882 года он снова получает назначение в Заравшанский округ «на должность исправляющего делами младшего архитектора». Он уезжает в Самарканд, где живет и трудится полных четыре года, после чего возвращается в Ташкент и работает в основном как частный архитектор. Последние годы жизни А.Л. Бенуа провел в Красноводске.

И работая на государственной службе, и после увольнения с нее, уже в качестве частного архитектора, А.Л. Бенуа очень много проектировал, перерабатывал проекты по указаниям заказчиков, а главное - строил. В списке реализованных им сооружений - и великолепные дворцы и особняки, и крошечное помещение караулки для шоссейных сторожей, и номерные столбы при мостах и на шоссейных дорогах. При этом архитектор придавал своим объектам самую разнообразную стилистическую окраску.

В 1877 году совместно с военным инженером-строителем капитаном Белохой А.Л. Бенуа занимался переустройством интерьера «Белого Дома» - резиденции Туркестанских генерал-губернаторов. Здесь по его проекту был создан парадный Георгиевский зал. В 1883-1884 годах архитектор обогатил одноэтажный фасад здания прихотливым по рисунку резным деревянным декором в так называемом русском стиле.

В 1883 году А.Л. Бенуа принимал участие в строительстве здания Ташкентской мужской гимназии, осуществляемом по проекту военного инженера Янчевского; в 1881-1887 годах - в перестройке жилого дома полковника Тартаковского в Учительскую семинарию. В 1896 году инженер Е.П. Дубровин по проекту Бенуа пристроил к западному крылу здания семинарии пятиглавую домовую церковь во имя Св. Александра Невского.

Из разработанных А.Л. Бенуа проектов жилых зданий заслуживают внимания очень интересный проект особняка для К.А. Беньковского, который предпола­галось возвести в городе Аулиэ-Ата (1889), и «дом переводчика Канцелярии начальника Аму-Дарьинского отдела Князя Абдул-Гани Яушева» в Петро-Александровске (1896).

Когда в 1890 году праздновалось 25-летие присоединение Ташкента к России, в городском саду была организована юбилейная кустарно-промышленная выставка. Для нее по проекту А.Л. Бенуа были сооружены входные ворота со стороны Константиновского сквера и, в соавторстве с инженером Дубровиным, несколько павильонов, в декоративном убранстве которых были использованы мотивы московской архитектуры XVII века. Ворота имели трехчастное деление с широкой центральной частью. Основным материалом служил красный кирпич, на фоне которого выделялись светлые полуколонки, обрам­ление проемов, пояски. Перекрытие центральной части, полотнища ворот и боковых калиток были деревянными, покрытыми прихотливой фигурной резьбой. Кованые фонари тонкого рисунка дополняли декоративный облик ворот, напоминавших иллюстрацию к сказке.

При рассмотрении особенностей застройки Туркестанского края следует выделить церковное зодчество. Одним из авторитетных строителей, занимавшихся возведением здесь церквей, был гражданский инженер, дей­ствительный статский советник Вильгельм Соломонович Гейнцельман, с 1887 по 1902 год занимавший должность чиновника особых пору­чений по строительной части при Туркестанском генерал-губернаторе. Второй видной фигурой на поприще строительства храмов в регионе признается А.Л. Бенуа, служивший в тот период в должности областного архитектора Сыр-Дарьинской области, где при­нимал самое активное участие в проектировании и возведении культовых сооружений во многих селах, в частности в Чимкентском уезде. Им построены церковь Рождества Богородицы в селе Вревском, Богородицко-Покровская церковь в Дорофеевке, храмы в Тоболино, Обручевке, Первомаевке, Корниловке, Ванновке, Балыкчи, Высоком, Белых Водах и др.

 Бенуа, принимая живейшее участие в проектировании и строительстве церквей в городах и селениях Туркестанского края, демонстрирует в собственноручно выполненных чертежах высокое графичес­кое мастерство. Это можно сказать и обо всех разработанных им проектах. «Обычно небольшие по формату, проекты А.Л. Бенуа были красиво прорисованы и покрашены акварелью в чистых, ярких тонах в общей зелено-коричневой гамме и наглядно свидетельствовали о том, что их делал большой художник». (За прошедшие десятилетия многие чертежи А.Л. Бенуа утеряли первоначаль­ный вид; для сохранения этих свидетельств одной из граней таланта архитектора необходимо выполнить их цветные фотокопии.)

В конце 70-х годов XIX века по инициативе проповедника К.Х. Фрюауфа в Ташкенте были собраны средства на строительство молитвенного дома для лютеран. Был объявлен конкурс на лучший проект. По решению прихожан в конкурсе принял участие и католик А.Л. Бенуа. Несмотря на то что проект Бенуа был признан лучшим, он дора­батывал его вплоть до 1896 года. В 1899 году строительство здания было завершено. В архитектуре кирхи использованы мотивы прибалтийской готики, вход подчеркивается высокой колокольней со шпилем, за которой находится основное помещение молитвенного дома с высокими стрельчатыми окнами.

Талантливого архитектора привлекли также к проектированию и постройке дворца Великого князя Николая Константиновича. Весь комплекс построек по проекту Бенуа был воздвигнут в 1889-1890 годах под руководством гражданского инженера В.С. Гейнцельмана. Дворец построен в романском стиле и имеет в плане силуэт двуглавого орла. Он утопал в зелени тенистого парка, который усиливал романтическую атмосферу, благодаря чему здание воспринималось как роскошный загородный особняк. Скульптурные изображения собак и оленей, голов породистых коней дополняли эту картину.

Наиболее крупным и очень заметным архитектурным произведением А.Л. Бенуа в Туркестанском крае стал дворец эмира Сейид-Абдул-ал-Ахад-Богодур-Хана, правившего Бухарским ханством с 1885 по 1910 год. Проектирование и строительство этого великолепного, по мнению специалистов, здания осуществлялось с конца 1893 по 1898 год.

9 ноября 1893 года из Новой Бухары (нынешний Каган) инженер Гельман отправляет Алексею Леонтьевичу в Ташкент письмо: «Многоуважаемый Алексей Леонтьевич! Эмир намерен строить новый дворец… Желательно было бы пригласить Вас для этой работы... Одно из главных условий заключается в том, чтобы по возможности поспешить с составлением проекта и сметы, дабы затем неотлагательно приступить и к устройству дворца. Разработку проекта будете делать в Бухаре при моем участии по личным указаниям Эмира... Если Вы не имеете чего-либо лучшего, то думаю, что упускать этот случай, который может Вас зареко­мендовать в глазах Эмира, не следует, а так как это дело спешное, то жду ответа от Вас телеграммой и по возможности скорее».

Уже 25 ноября Алексей Леонтьевич прибыл в Бухару. А «1 декабря ездил... г. Бенуа к Его Светлости Эмиру; 16 декабря г. Бенуа представил эскиз дворца на одобрение Его Светлости; 27 декабря г. Бенуа передан был одобренный Его Светлостью эскиз».

В плане дворец вытянут с юга на север и представляет собой прямоугольник со сторонами 65 х 34 метра с выступающими на восточном фасаде прямоугольными объемами. Выполнен он в мавританском стиле, с богатыми орнаментальными украшениями из алебастра. В орнаментике использованы местные мотивы, в том числе и включения арабской эпигра­фики с отдельными кораническими изречениями. Живописность постройки усиливают многочисленные колонки и башенки. К сожалению, несмотря на подготовленный специалистами проект реставра­ции, дворец, который являет собой истинный шедевр архитектуры, ветшает и может навсегда утратить редкий по красоте и стилю декор, выполненный по эскизам А.Л. Бенуа. А ведь эта жемчужина архитектуры вполне заслуживает быть внесенной в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО!

Говоря о наследии А.Л. Бенуа, нельзя обойти молчанием спроектированное им здание железнодорожного вокзала в городе Красноводске. В «Путеводителе по Туркестану и железным дорогам Ташкентской и Средне-Азиатской» находим такие строки: «Станция Красноводск выде­ляется своим красивым вокзалом в мавританском стиле, живописно расположенным на высоком откосе, с террасой, лестницами и узорчатыми мостовыми».

Умер Алексей Леонтьевич в 1902 году в Красноводске. Вот что писала в связи с его кончиной газета «Русский Туркестан»: «25 сего мая скончался один из старых Туркестанских деятелей, архитектор Туркестанского Таможенного округа Алексей Леонтьевич Бенуа. Покойный родился в 1838 году; воспитание получил в С.-Петербург­ской Академии художеств. Начал службу с 1874 года при Канцелярии начальника края. Туркестанцы знакомы с личностью покойного А.Л. по тем постройкам, которые возведены по его проектам и отличаются художест­венностью и оригинальностью замысла».

Произведения Алексея Леонтьевича Бенуа занимают значительное место среди памятников архитектуры XIX века на территории Средней Азии, его творчество заслуживает скрупулезного исследования, а имя - известности.

 

 

© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.