журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | К итогам XIX Международного смотра-конкурса лучших дипломных проектов по архитектуре и дизайну


А.В. Степанов, президент МООСАО, советник при ректорате МАРХИ, академик РААСН
полная версия

19-25 сентября 2010 года в Воронеже на базе Воронежского государственного архитектурно-строительного университета в девятнадцатый раз прошел Международный смотр-конкурс дипломных работ выпускников вузов, специализирующихся на подготовке архитекторов и дизайнеров. Свои работы (в общей сложности 583 проекта) на конкурс представили дипломники из 63 вузов России и стран СНГ.

Организаторы
Воронежский государственный архитектурно-строительный университет 
Воронежское региональное отделение Союза архитекторов России
Межрегиональная общественная организация содействия архитектурному образованию (МООСАО)
Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ (МФГС)
Международная ассоциация Союзов архитекторов (МАСА)
Международная ассоциация «Союз дизайнеров» 
Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН)
Союз архитекторов России
Союз дизайнеров России
Международный архитектурный благотворительный фонд им. Я. Чернихова
Правительство Воронежской области

Осмысление итогов прошедшего конкурса побуждает нас, уже далеко не в первый раз, обратиться к теме реформы архитектурного образования. Неясное его будущее вызывает тревогу, заставляет задуматься о судьбе национальной культуры, неотъемлемой и важнейшей частью которой всегда была архитектура, а ведь ее преемственность, развитие и само существование невозможны без полноценной системы профессионального образования.
Система образования относится к классу систем, опирающихся на принцип «наследования», ибо является важнейшей частью жизни и деятельности не одного поколения. Особенно наглядно это демонстрируют творческие профессии, где существуют целые династии, представители которых связаны не только родственными узами, но и общим делом.
Как известно любому архитектору, создание нового должно начинаться с проекта, обоснования и расчетов. В предлагаемом законе об образовании этого нет, он скорее похож на план демонтажа существующей пока образовательной системы. Общеизвестное в архитектуре понятие о тектонике, т.е. о закономерности построения целого и соотношении его частей, ни в коей мере не применимо к проекту нового закона об образовании. А главное - неясны цели реформы.
Конечно, очень заманчиво, немало поплутав в дебрях сменяющих один другой стандартов и обнаружив, что рядом, в Европе, есть готовая система, над которой, надо заметить, Европа трудилась почти двадцать лет, перенести эту систему на отечественную почву. Но едва ли механическое заимствование поможет решить существующие проблемы.
Зона европейского высшего образования создана в интересах и ради благополучия граждан объединенной Европы, является одним из условий создания единого рынка (в том числе и рынка труда). 
В начале 1970-х была создана европейская система стандартизации на основе использования региональных стандартов высокого уровня. Но в 1990-х пришло понимание, что основным экономическим резервом является человеческий потенциал, что экономика постепенно трансформируется в экономику знаний и одними из важнейших факторов экономического развития становятся наука и образование. И здесь оказалось, что американская система образования в целом значительно эффективней и рентабельнее европейской. Европа начинает проект, позже названный Болонским по имени одного из старейших европейских университетов.
Руководящими органами Болонского процесса назначаются страны-кураторы по определенным профессиональным направлениям. В роли куратора по архитектурному образованию выступает Испания. Ежегодно проводятся конференции-инструктажи, где тщательно отрабатываются детали вхождения национальных архитектурных школ в общую систему для обеспечения мобильности студентов и единообразия документов. Представителей России, которая присоединилась к Болонской декларации в 2003 году, приглашают на эти встречи в качестве наблюдателей.
Наша страна пока заимствовала внешние признаки Болонской системы: вместо балльной системы оценки знаний - кредитные формы оценки трудоемкости их накопления, деление общего курса обучения на модули и т.д. Но переход к «кредитно-модульной системе обучения», как бы убедительно этот термин ни звучал, еще отнюдь не означает глубокого реформирования системы образования. А главное - механическая перестройка таких больших инерционных систем без учета национального контекста неприемлема, поскольку будет лишена привязки к культурным, социальным и политическим реалиям.
Болонская система - это целостный технологический конвейер подготовки профессионалов: бакалавр-магистр-доктор (в европейском понимании), и ее нельзя разбивать на части. Бакалавр - не «недоделанный» специалист, бакалавриат - особая образовательная система, нацеленная на освоение практических умений, и фильтр для отбора в магистратуру, которая, в свою очередь, является кузницей высокопрофессиональных креативных кадров. А степень доктора философии не может быть сопоставлена с российскими учеными степенями.
Еще раз подчеркнем: высшее образование может и должно развиваться только на основе увязки его стратегии со стратегией общего развития страны.
Хороший пример в этом отношении показывает американское архитектурное образование, демонстрирующее приверженность к разнообразию направлений обучения. Содержательное наполнение программ осуществляется по результатам аналитической работы исследовательских групп и комиссий при университетах, которые внимательно отслеживают изменения интересов и запросов основных социальных групп, вызываемые экономическими и политическими процессами. Тем самым повышается рейтинг выпускников американских вузов, что делает обучение в них самым востребованным в мире, несмотря на его дороговизну.
Это точный и продуманный ответ на происходящий в мире лавинообразный процесс нарастания числа направлений профессиональной деятельности. В разрез с этой тенденцией проект нового закона предполагает сокращение числа специальностей с 535 до 107, и по нашим ФГОСам этот недостаток не может быть компенсирован механизмом реализации профилей и специализаций, ибо такой механизм не разработан. Содержательное наполнение в наших стандартах подменяется описанием компетенций. Но при современных темпах расширения профессиональных знаний компетенции быстро теряют актуальность, если они не связаны с конкретным содержанием и, следовательно, подвижны, как в американских архитектурных школах, т.е. помогают человеку осознать себя творцом социальных пространств.
Принципиальное отличие нашего архитектурного образования от американского заключается в жестком регламентировании процесса обучения при отсутствии четкой системы методов контроля при выпуске. Пока эти функции выполняют Международные смотры-конкурсы лучших дипломных проектов по архитектуре и дизайну, практика проведения которых насчитывает не одно десятилетие.
Смотры дипломных работ, их международный характер - хорошее информационное поле для дискуссий, и, как справедливо отметил в выступлении председатель Совета МООСАО профессор МАРХИ С.В. Бровченко, «это самое ценное, что нужно сохранить и расширить».
Обсуждение проектов по номинациям - это мини-конференции, которые по своей содержательности уникальны и не могут быть воспроизведены вне демонстрационного пространства, где выставлены лучшие проекты из разных архитектурных и дизайнерских школ.
Расширение круга участников Международных смотров-конкурсов лучших дипломных проектов - проблема, трудно решаемая из-за ограниченности временных и финансовых параметров смотра. Поэтому с таким интересом была встречена предложенная заместителем председателя Совета МООСАО профессором МАРХИ В.В. Ауровым и реализованная на XIX смотре-конкурсе система всеобщего рейтингового голосования, результаты которого в сопоставлении с традиционной системой определения уровня качества дипломов дают богатый материал для анализа.

Объем журнала не позволяет ознакомить читателей со всеми проектами, завоевавшими награды XIX Международного смотра-конкурса лучших дипломных проектов по архитектуре и дизайну, учрежденные различными профессиональными объединениями и организациями. Представляем вашему вниманию некоторые из них. 





 

 

© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.